Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры»
консультация (младшая группа)
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Родителей волнует вопрос - как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже два- три года, а слов - всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения?
Современная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях. Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике, как метод обучения детей по всем направлениям, в том числе сюжетным играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет, все это требует активного речевого взаимодействия. Серия таких игр в младших группах проводится периодически: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим, сюжетным играм, помогая активизировать речь детей. Таким образом, можно сделать вывод- формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, а также обогащают пассивный и активный словарный запас. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач и учатся выражать свои мысли.
В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят, что нельзя осуществлять без активно развивающейся речи.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, и речевую, так как, только речь позволяет человеку отобразить свои мысли. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек, обогащать пассивный словарь.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу.
Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г. 6мес. - 2лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.
Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия. Свободная игра позволяет установить контакт с ребёнком, особенно, когда он чего-то боится.
1. Игры - занятия в адаптационный период. Цели: знакомство детей со свойствами различных материалов; развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.
2. Занятия с использованием предметных картинок. Цели: вырабатывать у детей представления о предметах; закрепить представление о величине, цвете, различных состояниях предметах; обогащать словарь названиями качеств, действий. 3. Занятия с сюжетными картинками. Цели: учить детей понимать сюжет, изображённый на картинке, развивать умение слушать пояснения, расширять словарь, учить рассказывать об изображённом на картинке.
При обучении детей второго года жизни применяется наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь.
После 1 года 6 месяцев продолжается дальнейшее развитие пассивного словаря, а ведущей задачей становится формирование активной речи ребёнка, который сначала подражает отдельным словам, а затем простым предложениям.
В начале второго года жизни дети овладевают предметно-специфическими действиями (втыкают и вынимают втулки, скатывают шары с горки), при этом необходимо акцентировать внимание детей на положительном результате действий (нанизать все кольца на пирамидку, вложить все формы в прорези логического куба). После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.
В работе «Развитие речи посредством дидактической игры», поставлены и решены следующие задачи:
1. Развитие понимания речи;
2. Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
3. Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.)
4. Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
5. Развитие активной речи;
6. Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух, трёх слов. 7. Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
8. Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
9. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...
Консультация для педагогов "Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры".
Консультация адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста. В ней освещены вопросы формирования предпосылок развития речи детей в раннем детстве через дидактическую игру; рассматриваются ...
Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мир...
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.На втором году жизни у ребенка возраста...
Консультация для родителей на тему: « Развитие речи у детей раннего возраста»"
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....
Консультация для родителей и педагогов«Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактической игры»
Консультация для родителей и педагогов"Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактической игры"...