«По страницам сказок Корнея Чуковского»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Краткосрочный проект
«По страницам сказок Корнея Чуковского»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
«По страницам сказок Корнея Чуковского»
Тип проекта: творческий, коллективный, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники подготовительной группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: 25 - 29 марта
Цель проекта: Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского
2. Прививать любовь к творчеству автора.
3. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.
4. Воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным.
5. На примере сказок, К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло.
6. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, через совместные мероприятия.
7. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
8. Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.
Актуальность проекта:
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Проблема: Отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы.
Причины:
- Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в ДОУ и в семье.
- Непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.
- Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность ребенка, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Предполагаемый результат:
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.
2. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
3. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
4.Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.
Продукт проектной деятельности:
1. Выставка детских рисунков «Сказки дедушки Корнея».
2.Литературная викторина.
3. Оформление книжной выставки «Мой любимый Чуковский».
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап
(Информационно – накопительный):
1. Определение темы проекта.
2. Организация и подготовка работы с родителями воспитанников, сотрудниками.
3. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
4. Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
5. Подготовка наглядного и дидактического материала для игр и изобразительной и продуктивной деятельности;
6. Ознакомление родителей с темой проекта и привлечение их к сотрудничеству.
II. Основной этап:
(Организационно – практический):
Планирование и организация деятельности
№ п\п | Мероприятие | Цели |
1 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта. | Просвещать родителей. |
2 | Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского | Развивать у детей интерес к книгам. |
3 | Оформление книжного уголка. | Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. |
4 | Знакомство детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского | Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову. |
5 | Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо-дерево». Чтение и прослушивание стихотворений К.И.Чуковского. Пере | Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев. |
6 | Просмотр мультфильмов по произведениям К.И.Чуковского: «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино горе» «Телефон», «Айболит» и др. | Продолжить формировать заинтересованное отношение к творчеству К.И.Чуковского
|
7 | Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского. | Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. |
8 | Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»). | Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок. |
99 | Оформление выставки детских рисунков «Сказки дедушки Корнея». | Оформить рисунки к произведениям. |
10 | Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации». | Выявить у детей умение узнавать и называть произведения К.И.Чуковского по иллюстрациям. |
III. Реализация проекта
№ п/п | Образовательные области | Формы и методы работы |
1 | «Социально - коммуникативное развитие» | придумывание сказок и загадок по предложенному началу, на заданную тему; просмотр мультипликационных фильмов «Сказки К. И. Чуковского», беседа «Откуда пришла книга?»; беседа «Как надо относиться к книге?»; литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского; Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского. Игра «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко». Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского. Беседа по сказкам. Игра «Испорченный телефон». |
2 | «Познавательное развитие» | Знакомство детей с биографией К. И. Чуковского; закрепление представлений о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); проведение литературной викторины по творчеству К.И. Чуковского; игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки» Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского. |
3 | «Речевое развитие» | Приобщение к художественной литературе Художественная литература: чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айблит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Федорино Горе», «Крокодил». Рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме Заучивание отрывков из произведений. |
4 | Художественно – эстетическое развитие». | «Украсим посуду для бабушки Федоры», «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование). «Спешим на помощь сказочной посуде», лепка любимых героев сказок Чуковского. «В гостях у бабушки Федоры», «Муха – Цокотуха – именинница», коллаж «Чудо-дерево»; подарки для Мухи-Цокотухи. Бабочка способом оригамии. |
IV. Заключительный этап:
1. Оформление паспорта проекта «По страницам сказок Корнея Чуковского».
2. Фотоотчёт проекта.
3. Фотостенд для родителей «Мир сказок К.И.Чуковского
Приложения
ТЕМА: «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского».
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Дать детям представление о личности писателя и его книгах.
2. Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.
3. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.
4. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.
5. Довести до сознания детей замысел автора.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Чтение произведений К. И. Чуковского.
«Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Айболит»,
«Мойдодыр».
РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.
МАТЕРИАЛ:
1. Портрет К. И. Чуковского.
2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского.
3. Мешок с предметами:
- телефон;
- воздушный шарик;
- мыло;
- блюдце;
- колоша;
- термометр (игрушечный)
Ход занятия.
(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет). Обратить внимание детей на выставку. Дети стоят полукругом около воспитателя.
- Ребята, сложите ладони вместе перед собой и представьте, что у вас в руках новая, неизвестная вам книга. Откройте её (раскрывают ладони, рассмотрите картинки в ней, а я попытаюсь догадаться по вашей мимике лица понравилась вам книга или нет.
Дети «Перелистывают странички"(раскрывают и закрывают ладони) книги, воспитатель, обращая внимание на выражение лица, делает выводы: кого из детей заинтересовала книга, а кого нет.
- Каждому из нас нравятся книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся. Это художники- иллюстраторы.
- А как называют людей, которые пишут для нас стихи, сказки, рассказы и многое другое (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском.
Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были не интересными и скучными. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А было это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил».
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:
«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «МОЙДОДЫР»
Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.
- Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи? Ответы детей: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)
- Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла,
Топоры – то, топоры
Так и сыплются с горы
Испугалася коза,
Растопырила глаза
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
- Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.
Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке.
А может вы знаете, в какой сказке? Ответы детей: «МОЙДОДЫР»
- Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:
«Ах ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя».
- А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.
- Догадались, о каком герое я говорю?
- Как эта сказка называется? Ответы детей: «АЙБОЛИТ»
Воспитатель просит зачитать наизусть строки из сказки «Айболит».
(Дети зачитывают по памяти отрывки)
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица…
Вспомните ребята на какой птице полетел «Айболит»? Авы хотите полетать как герой этой сказки?
Физминутка «Мы отважные пилоты».
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.
- Воспитатель предлагает прочитать стихи автора по памяти (Кто какие знает)
(Дети читают стихи Чуковского).
- Нет среди нас К. И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго.
- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «Потерянные вещи».
- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Вы должны назвать, кому принадлежит эта вещь:
а) телефон - У меня зазвонил телефон. «Телефон»
б) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде. «Тараканище»
в) мыло - Вот и мыло подскочило. «Мойдодыр»
г) блюдце - А за ними блюдца. «Федорино горе»
д) калоша - Пришлите мне дюжину новых калош. «Телефон»
е) термометр - И ставит им градусники. «Айболит»
ж) мочалка – А мочалка как оса… «Мойдодыр»
з) чайник - («Федорино горе»)
Ну что ребята, мы с вами познакомились с творчеством К. И. Чуковского, спасибо вам вы молодцы. Орел из сказки «Айболит» передал вам раскраски по сказкам К. И. Чуковского (воспитатель раздает раскраски по сказкам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По страницам сказок Корнея Чуковского"
В данном материале я представляю педагогический проект для старшей группы по творчеству К. И. Чуковского....
ПРОЕКТ Тема: «По страницам сказок Корнея Чуковского"
Значение книг в развитии ребенка трудно переоценить. С целью развития устойчивого интереса к сказкам как к произведению искусства был разработан проект, который помог детям, на примере сказочных герое...
Проект " По страницам сказок Корнея Чуковского"
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД «По страницам сказок Корнея Чуковского»
Конспект НОД«По страницам сказок Корнея Чуковского»...
Проект в подготовительной группе "По страницам сказок Корнея Чуковского
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» ПРОЕКТ Тема: «По страницам сказок Корнея Чуковского»...
Проект по развитию речи в старшей группе "По страницам сказок Корнея Чуковского"
Цель проекта:Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского....