Итоговое занятие по развитию речи на тему: Путешествие в страну «Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи

Магомедова Венера Мирзабековна

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки воспитанников, полученные в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные:

  -совершенствовать навыки коммуникативного общения,   словообразования;

  - формировать умение распознавать гласные и согласные звуки;

  - закреплять умение узнавать буквы;

  -формировать умение составлять распространенные предложения по  сюжетной картинке;

  -закреплять умение проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.

  Развивающие:

  - развивать диалогическую связную речь, образное представление;

  - расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

  - развивать артикуляционный аппарат;

  - развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

  - развивать ориентацию в пространстве письменного листа.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки воспитанников, полученные в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные:

  -совершенствовать навыки коммуникативного общения,   словообразования;

  - формировать умение распознавать гласные и согласные звуки;

  - закреплять умение узнавать буквы;

  -формировать умение составлять распространенные предложения по  сюжетной картинке;

  -закреплять умение проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.

  Развивающие:

  - развивать диалогическую связную речь, образное представление;

  - расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

  - развивать артикуляционный аппарат;

  - развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

  - развивать ориентацию в пространстве письменного листа.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Оборудование: аудио запись, посылка, картинки с заданием, музыкальная подборка, флажки красного и синего цвета на каждого ребенка, ключ, колокольчик, погремушка, карточки с изображением колокольчика и погремушки на каждого ребёнка, вата, сюжетная картинка для составления предложений, ковер - самолет, мячик.

Организационный момент:

   Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Ответы детей: Весна)

Как вы поняли, что сейчас на улице весна? (Ответы детей: Тает снег, день стал длиннее, а ночь короче, прилетели птицы, солнце ярче светит…)

Сколько месяцев длится весна? Назовите их. (Ответы детей: Весна длится три месяца. Март, апрель, май).

Какой сейчас месяц весны? (Ответы детей: Сейчас месяц апрель).

   В нашей группе сегодня светло и весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

   Давайте и мы гостям подарим хорошее настроение. (Сдувают с ладошки хорошее настроение гостям).

Основная часть:

Раздаётся стук в дверь, заносят посылку.

   Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришла посылка. Что же в ней находится? Мы не можем её открыть, на ней замок, а ключа нет. Что же делать?

Раздается звонок. Звучит Аудио послание.

   Королева Грамоты: - Здравствуйте, друзья! Вы так долго и упорно учитесь слушать, запоминать и произносить трудные звуки, составлять слова, предложения, пересказывать сказки, придумывать рассказы, что я, Королева Грамоты, решила наградить вас. Я хочу, чтобы вы научились читать, и поэтому решила подарить вам Букварь. Но, к сожалению, злая колдунья Картава, прилетела, дел пакостных натворила в моей стране Красивой речи, перехватила мою посылку к вам и закрыла ее на огромный замок, а ключ разломила на части и разбросала по всей моей стране. Помогите мне, наведите порядок в стране Красивой речи: соберите все части ключа и спасите Букварь.

   Воспитатель: - Ну что, ребята, вы хотите научиться читать?

 (Ответы детей: Да). 

   Тогда нам необходимо как можно скорее отправиться в страну Красивой речи, чтобы раздобыть ключ и спасти Букварь. Ведь без Букваря мы никогда не научимся читать.

   Страна Красивой речи – это удивительная страна. В этой стране учатся правильно, красиво произносить все звуки, а для этого надо тренировать язычок. Я предлагаю вам разогреть мышцы лица – сделать массаж лица.

Самомассаж  «Солнышко»  

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
(движения по лбу от середины к вискам).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи
(плавные зигзагообразные движения по лбу).
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки
(потирают щёчки).
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки
(постукивают пальцем по носу и щёчкам).

   -А теперь потренируем язычок  

   Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».
Это язычок пришел
(высунуть язык).
Вправо он сейчас пошел (тянуться кончиком языка вправо).
Всё, что нужно увидал.
И налево зашагал
(тянуться кончиком языка влево).
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает,
(кончик языка тянется к носу).
Он окно не закрывает,
Книзу кончик опускает
(кончик языка тянется к подбородку).
Поиграл он с вами в прятки,
И помчался на лошадке
(щелкать языком, рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке).

   Воспитатель: - Ну, что ж, теперь мы точно готовы, отправляемся в путь. Ребята, а на чём же мы можем отправиться в наше путешествие?

 (Ответы детей: На машине, поезде, самолёте и т.д.).

 А чтобы это узнать, отгадайте загадку:

Отправляется в полёт

Не ракета – самолёт.

Не простой – расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой.  (Ковёр-самолёт)

   - Правильно ребята, это ковёр-самолёт. На нём мы сможем попасть в страну Красивой речи. Прошу занимать места.

   Дети занимают места на ковре. Звучит музыка. Дети закрывают глаза и представляют, как они летят над полями и лесами.

   -Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на ковре-самолете сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Открывайте глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну Красивой речи.

Ход занятия:

   Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а здесь какие-то указатели. Нам необходимо двигаться по стрелочкам и выполнять задания.

Задание 1.

Игра «Ушки на макушке».

   - Чтобы в сказочной стране не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! Я буду называть звуки, а вы должны поднять красный флажок, если это гласный звук, или синий флажок, если это согласный звук. (Воспитатель называет звуки гласные, согласные, а дети поднимают нужный флажок).

   Игра «Узнай, какой звук».

   Воспитатель: Ребята, а звуки мы можем видеть? Почему?

 (Ответы детей: Нет, не можем! Потому, что звуки, мы только слышим и произносим.)

   - Предлагаю поиграть и узнать звуки по их «портрету». Я буду показывать вам схемы артикуляции губ, а вы попробуете угадать, какой звук изображён и произнесёте его.

   - (Воспитатель показывает схемы артикуляции губ гласных звуков А О У И, по схемам дети догадываются, какой гласный звук произносится).

   - Какие звуки мы произносили? (Ответы детей: Гласные).

Физминутка

Мы устали, засиделись, нам

размяться захотелось,

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо, влево повернулись.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой».

   Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, здесь корзина, а что же в ней? Давайте посмотрим? Колокольчик и погремушка. Я, кажется, догадалась, это игра «Звонкий - глухой». Ребята, как определить звонкий звук или глухой?

(Ответы детей: Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет).

   Воспитатель раздает карточки с изображением колокольчика и погремушки каждому.

   - Я произнесу звук, а вы, если звук звонкий, покажите картинку с колокольчиком, а если звук глухой, то картинку с погремушкой. Если правильно отгадаете, вы услышите погремушку или колокольчик.

   - Ребята, я кажется ещё что-то забыла достать из корзины и мне кажется, что это часть от ключика, который нам нужен для того чтобы открыть нашу посылку. Давайте попробуем найти остальные части и собрать целый ключик.

Отправляемся дальше. 

  Задание 2.

 «Буквы под снегом»

   Воспитатель: Ребята, что мы можем делать с буквами?

(Ответы детей: Буквы мы можем видеть, читать, писать).

- Колдунья Картава, напустила на страну Красивой речи метель, и все буквы засыпало снегом. Давайте подуем на снег, освободим все буквы и назовём их.

(Дети дуют на картинки с изображением изученных букв, на которых лежит вата. Называют, какие буквы освободили).

  - А вот и вторая часть от ключика.

Отправляемся дальше. 

Задание 3.

«Составь описательный рассказ по картинке»

   Воспитатель: - Ребята, посмотрите какая интересная картинка, а что на ней изображено? Мне кажется, что это какое-то время года. (Ответы детей: Весна). Правильно, это весна. Посмотрите, какая она красивая, красочная, яркая. Чтобы получить следующий кусочек ключика нам необходимо выполнить следующее задание, составить рассказ по картинке. Давайте придумаем по одному предложению, и у нас получится красивый рассказ о весне.

   - Молодцы! Вы и с этим заданием справились. А вот и следующий кусочек ключика, но мы ещё не можем собрать целый ключ, поэтому отправляемся дальше выполнять задания и собирать целый ключ.

Задание 4.

 «Скажи наоборот»

   Воспитатель: - Вот мы и добрались до следующего задания, перед нами мячик, он предлагает нам сыграть в игру «Скажи наоборот». Для этого нам нужно встать в круг, я буду вам бросать мяч и говорить слово, а вы назовёте слово, противоположное по значению.

         Быстро – медленно, глупый – умный

твердый – мягкий, большой – маленький

ссориться – мириться, чистый – грязный

жарко – холодно, кислый – сладкий

трусливый – смелый, пасмурно – солнечно

грустный – веселый, короткий – длинный

низкий – высокий, широкий – узкий

   - Молодцы! Вы нашли ещё одну часть от ключика. Ребята, мы почти собрали ключик, и мне кажется, что не хватает ещё одной части.

Отправляемся дальше.

  Задание 5.

  «Графический диктант»

   Воспитатель: - Ой, ребята, на нашем указателе какое-то задание. Мне кажется это графический диктант. Давайте попробуем его выполнить, и мы увидим, что в нём загадано. (Дети садятся за столы и выполняют графический диктант).

   - Ну вот, у нас уже все пять частей от нашего ключа. Давайте его соберем.

 (На столе собирают ключ из кусочков). 

   Воспитатель: - Ребята, но ключ не стал целым. Что же делать?.. А чтобы ключ стал целым, нам необходимо волшебство. Давайте закроем глаза, покружимся вокруг себя, позвоним в волшебный колокольчик и скажем такие волшебные слова:

   - Колокольчик позвони, ключик целым нам верни!

   - Ну вот, у нас и ключ от нашей посылки. Давайте скорее возвращаться в нашу группу, чтобы вернуть Букварь.

   Садятся на ковер-самолет, под волшебную музыку возвращаются в группу.

   - Ключ у нас есть, попробуем открыть посылку.

 (Открывают посылку и достают Букварь).

   

        Рефлексия

-Вот мы и вернулись.

-Где мы с вами побывали?

-Что мы там с вами делали?

Что вам больше всего понравилось, ребята?

Какие у вас впечатления? (Ответы детей)

Какое задание понравилось вам больше всего?

Всё ли у вас получалось?

Трудно ли вам было?

Раздается звонок. Звучит аудио послание.

   - Молодцы, ребята! Вы навели порядок в стране Красивой речи, выполнили все задания, собрали все части ключа и спасли Букварь. Теперь вы сможете научиться читать. А еще я приготовила для вас сюрприз, вы найдете его на дне посылки. (Из посылки воспитатель достает медальки, и раздает детям)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи на тему: «Путешествие по весеннему лесу» в средней группе

Тема: «Весна»Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны, и жизни животных и их среде обитания.Задачи:- закреплять умение детей определять, называть характерные признаки весны;- разв...

НОД с презентацией по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи». (старший возраст)

формировать образную речь.- учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.- совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать сущест...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы.

Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;  Воспитывать доброжелательность, отзы...

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему: "Путешествие по сказкам"

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему: "Путешествие по сказкам"...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

ОД по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи».

Формирование коммуникативных навыков: умение выслушивать своих друзей, высказывать своё мнение и относиться доброжелательно к мнению другого; умения работать в микрогруппах и находить  решения на пост...