Игры для формирования грамматического строя речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
«Кто больше назовёт действий?»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
• Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит)
• Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
• Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)
• Что делает солнце весной? (Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)
• Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю)
• Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, селятся в скворечниках, выводят птенцов)
• Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются)
• Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу).
«Весенние слова»
Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.
• Зимой какое небо? (Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное)
• Весной небо какое? (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное)
• Весной солнце какое? (Яркое, лучистое, тёплое, ласковое)
• Трава весной какая? (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая).
«Подбери слово»
Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Солнечный, весёлый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
Робкая, ранняя…
Всходит, появляется, прорастает…
Прилетают, возвращаются…
«Скажи наоборот о весне»
Цель: Учить подбирать антонимы к словам.
Весна:
Ранняя – поздняя
Затяжная – дружная
Тёплая – холодная
Весёлая – грустная
«Умный словесник»
• Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. (Капель)
• Совсем маленькая капля. (Капелька)
• Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд. (Оттепель)
• Место, где стаял снег, и открылась земля. (Проталина)
• Незамёрзшее или уже оттаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря. (Полынья)
• Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной. (Половодье)
• Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи. (Распутица)
• Небольшой водный поток. (Ручей)
• А как назвать его ласково? (Ручеёк).
«Угадай птицу»
Цель: Упражнять детей в отгадывании птиц по описанию.
• Перелётная птица с чёрным оперением металлически – фиолетового отлива. (Грач)
• Небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением. (Скворец)
• Буро – серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. (Соловей)
Цель: Перечислить и показать перелётных птиц. Описать их.
(Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол)
• Грачи какие? (Крикливые, шустрые, небольшие, синевато – чёрные, дружные, умные, общительные, полезные, перелётные)
• Грачи что делают? (Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются)
Цель: Образование родственных слов.
Грач – грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнёзда, грачовник (скопление грачиных гнёзд).
Скворец – скворушка, скворечник, скворцовый (-ая, - ое, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.
«Доскажи словечко»
Что в стакане угадай? Сладкий … (чай)
Мама на тёрке натёрла …
На тарелочке у Маши много вкусной, сладкой …
Приготовил повар Пров вкусный и душистый …
Я взял муку и взял творог, испёк рассыпчатый …
«Узнай название соков»
Цель: Упражнять в подборе имён прилагательных
Сок из винограда – виноградный сок
Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – … ; Сок из брусники – … ;
Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – …;
Сок из граната – … ; Сок из апельсина - … .
«Родственники»
Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов
Повар (повариха, поваренный, поварёнок, поварёшка, поварской и т. д.)
Соль (солонка, солить, засолка)
Сахар (сахарок, сахарница, засахаренное).
«Мой, моё, моя»
Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.
Мой – стакан, чайник, половник…
Моя – тарелка, чашка, кастрюля.
Моё – блюдце, блюдо…
Мои – ложки, тарелки…
«Ложка и стакан»
Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы
Ложку положили в стакан; Ложку достали из стакана; Ложку положили под стакан; Ложку положили за стакан; Ложку положили на стакан; Ложку достали из–за стакана; Ложку сняли со стакана.
«Назови свои действия»
Цель: Упражнять в образовании глаголов
Я умею посуду … мыть, ополаскивать, вытирать
Я помогаю стол … накрывать, сервировать
Я помогаю тарелки … расставлять, мыть
Я помогаю крошки … сметать
Я помогаю пол … подметать
Я умею пыль … вытирать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кто больше назовёт действий?»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
• Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит)
• Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
• Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)
• Что делает солнце весной? (Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)
• Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю)
• Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, селятся в скворечниках, выводят птенцов)
• Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются)
• Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу).
«Весенние слова»
Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.
• Зимой какое небо? (Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное)
• Весной небо какое? (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное)
• Весной солнце какое? (Яркое, лучистое, тёплое, ласковое)
• Трава весной какая? (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая).
«Подбери слово»
Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Солнечный, весёлый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
Робкая, ранняя…
Всходит, появляется, прорастает…
Прилетают, возвращаются…
«Скажи наоборот о весне»
Цель: Учить подбирать антонимы к словам.
Весна:
Ранняя – поздняя
Затяжная – дружная
Тёплая – холодная
Весёлая – грустная
«Умный словесник»
• Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. (Капель)
• Совсем маленькая капля. (Капелька)
• Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд. (Оттепель)
• Место, где стаял снег, и открылась земля. (Проталина)
• Незамёрзшее или уже оттаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря. (Полынья)
• Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной. (Половодье)
• Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи. (Распутица)
• Небольшой водный поток. (Ручей)
• А как назвать его ласково? (Ручеёк).
«Угадай птицу»
Цель: Упражнять детей в отгадывании птиц по описанию.
• Перелётная птица с чёрным оперением металлически – фиолетового отлива. (Грач)
• Небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением. (Скворец)
• Буро – серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. (Соловей)
Цель: Перечислить и показать перелётных птиц. Описать их.
(Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол)
• Грачи какие? (Крикливые, шустрые, небольшие, синевато – чёрные, дружные, умные, общительные, полезные, перелётные)
• Грачи что делают? (Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются)
Цель: Образование родственных слов.
Грач – грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнёзда, грачовник (скопление грачиных гнёзд).
Скворец – скворушка, скворечник, скворцовый (-ая, - ое, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.
«Доскажи словечко»
Что в стакане угадай? Сладкий … (чай)
Мама на тёрке натёрла …
На тарелочке у Маши много вкусной, сладкой …
Приготовил повар Пров вкусный и душистый …
Я взял муку и взял творог, испёк рассыпчатый …
«Узнай название соков»
Цель: Упражнять в подборе имён прилагательных
Сок из винограда – виноградный сок
Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – … ; Сок из брусники – … ;
Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – …;
Сок из граната – … ; Сок из апельсина - … .
«Родственники»
Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов
Повар (повариха, поваренный, поварёнок, поварёшка, поварской и т. д.)
Соль (солонка, солить, засолка)
Сахар (сахарок, сахарница, засахаренное).
«Мой, моё, моя»
Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.
Мой – стакан, чайник, половник…
Моя – тарелка, чашка, кастрюля.
Моё – блюдце, блюдо…
Мои – ложки, тарелки…
«Ложка и стакан»
Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы
Ложку положили в стакан; Ложку достали из стакана; Ложку положили под стакан; Ложку положили за стакан; Ложку положили на стакан; Ложку достали из–за стакана; Ложку сняли со стакана.
«Назови свои действия»
Цель: Упражнять в образовании глаголов
Я умею посуду … мыть, ополаскивать, вытирать
Я помогаю стол … накрывать, сервировать
Я помогаю тарелки … расставлять, мыть
Я помогаю крошки … сметать
Я помогаю пол … подметать
Я умею пыль … вытирать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....
Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет.
Данные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных ...

Игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Игра на не склоняемые имена существительные . "Ателье" Цель: обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи.Оборудование: КУКЛА ИХ КАРТОНА, ЛИСТ КАРТОНА С ВЫРЕЗАННЫМ СИЛУ...

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Игры для формирования грамматического строя речи детей
Картотека игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....