Игры по формированию грамматического строя речи
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Ардеева Елена Анатольевна

Игры по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

«Один и много».

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

  Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах.

Игровой материал: 1. Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой- несколько таких же рпедметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.

2. Наборное полотно.

3. Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных.

ХОД ИГРЫ:

Мы показываем детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняли их названия. Затем предлагаем поиграть в игру: «Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем я выложу фишку, должен сказать, как называются много таких детенышей или птенцов.

Картинки и слова для упражнения могут быть такими:

Бельчонок-бельчата                                        верблюжонок-верблюжата

Львенок-львята                                                     Поросенок-поросята

Орленок-орлята                                                  Крольчонок-крольчата

Гусенок-гусята                                                      Пингвененок-пигвинята

 

Игра. Обобщения

Цель. Закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Оборудование. Лото.

Описание игры. Мы предлагали детям лото, которое состоит из нескольких карточек, разграфленных на 6 клеток. На одной из клеток большой карты изображена клубника, на второй  - огурец, на третьей – ромашка, на четвертой яблоко и т.д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашивали: «Кому нужна эта карточка?» Дети  соответственно отвечали: «Мне нужна эта карточка. Я собираю овощи» и т.д.

Правильной раскладкой  являлось: ягоды на карточку с клубникой, овощи на карточку с огурцом и т.д. Игра велась до тех пор, пока не закрыты карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом, не допустив ни одной ошибки в ответах.

Игра в загадки

Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Перед детьми на стол мы ставили несколько игрушек: лягушка, петух, козел и т.п., и выразительно читали стишок-загадку. Отгадывание загадок мы предлагали и без предъявления игрушек. Отгадавший загадку считается выигравшим.

-   Выпуча глаза сидит,

     По-чудному говорит,

     По-блошьи прыгает,

     По-человечьи плавает. (Лягушка.)

-    На голове красный гребешок,

Под клювом красная бородка,

На хвосте узоры,

На ногах шпоры. (Петух)

                 -  Идет мохнатый, идет бородатый,

Рогами помахивает, бородой потряхивает,

Копытами постукивает. (Козел)

-             Рассыпалось к ночи зерно,

         Глянули утром – нет ничего.(Звезды)

-         Скатерть бела, все поле одела. (Снег)

-         Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

Игра «Найди 2 слова – «неприятеля»».

Цель. Практическое усвоение  слов – антонимов.

Оборудование. Карточки с напечатанными словами, карандаши.

Ход игры. Мы предлагали детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля», ненужное слово надо было  зачеркнуть, объясняя при этом, почему?

-         Друг, печаль, враг.

-         Высокий, большой, низкий.

-         Ночь, сутки, день.

-         Длинный, большой, короткий.

-         Большой, низкий, маленький.

-         Белый, длинный, черный.

-         Тяжелый, длинный, легкий.

-         Короткий, маленький, длинный.

-         Хороший, светлый, плохой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет.

Данные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных ...

Игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Игра на не склоняемые имена существительные . "Ателье" Цель: обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи.Оборудование: КУКЛА ИХ КАРТОНА, ЛИСТ КАРТОНА С ВЫРЕЗАННЫМ СИЛУ...

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Игры для формирования грамматического строя речи детей

Картотека игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...