Игры по формированию грамматического строя речи
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
«Один и много».
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах.
Игровой материал: 1. Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой- несколько таких же рпедметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
2. Наборное полотно.
3. Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных.
ХОД ИГРЫ:
Мы показываем детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняли их названия. Затем предлагаем поиграть в игру: «Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем я выложу фишку, должен сказать, как называются много таких детенышей или птенцов.
Картинки и слова для упражнения могут быть такими:
Бельчонок-бельчата верблюжонок-верблюжата
Львенок-львята Поросенок-поросята
Орленок-орлята Крольчонок-крольчата
Гусенок-гусята Пингвененок-пигвинята
Игра. Обобщения
Цель. Закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Оборудование. Лото.
Описание игры. Мы предлагали детям лото, которое состоит из нескольких карточек, разграфленных на 6 клеток. На одной из клеток большой карты изображена клубника, на второй - огурец, на третьей – ромашка, на четвертой яблоко и т.д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашивали: «Кому нужна эта карточка?» Дети соответственно отвечали: «Мне нужна эта карточка. Я собираю овощи» и т.д.
Правильной раскладкой являлось: ягоды на карточку с клубникой, овощи на карточку с огурцом и т.д. Игра велась до тех пор, пока не закрыты карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом, не допустив ни одной ошибки в ответах.
Игра в загадки
Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Оборудование. Игрушки.
Описание игры. Перед детьми на стол мы ставили несколько игрушек: лягушка, петух, козел и т.п., и выразительно читали стишок-загадку. Отгадывание загадок мы предлагали и без предъявления игрушек. Отгадавший загадку считается выигравшим.
- Выпуча глаза сидит,
По-чудному говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
- На голове красный гребешок,
Под клювом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры. (Петух)
- Идет мохнатый, идет бородатый,
Рогами помахивает, бородой потряхивает,
Копытами постукивает. (Козел)
- Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.(Звезды)
- Скатерть бела, все поле одела. (Снег)
- Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
Игра «Найди 2 слова – «неприятеля»».
Цель. Практическое усвоение слов – антонимов.
Оборудование. Карточки с напечатанными словами, карандаши.
Ход игры. Мы предлагали детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля», ненужное слово надо было зачеркнуть, объясняя при этом, почему?
- Друг, печаль, враг.
- Высокий, большой, низкий.
- Ночь, сутки, день.
- Длинный, большой, короткий.
- Большой, низкий, маленький.
- Белый, длинный, черный.
- Тяжелый, длинный, легкий.
- Короткий, маленький, длинный.
- Хороший, светлый, плохой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....
Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет.
Данные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-567042-1427880345.jpg)
Игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Игра на не склоняемые имена существительные . "Ателье" Цель: обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи.Оборудование: КУКЛА ИХ КАРТОНА, ЛИСТ КАРТОНА С ВЫРЕЗАННЫМ СИЛУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362328-1386426662.jpg)
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362328-1386426662.jpg)
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/23/picture-793257-1464029157.jpg)
Игры для формирования грамматического строя речи детей
Картотека игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990537-1514476491.jpg)
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...