Игры для формирования грамматического строя речи детей
картотека по развитию речи на тему
Картотека игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_gsr.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Святогорова Елена Николаевна,
учитель – логопед
МБДОУ г. Мурманска детский сад №50
Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
1. Игра «Один –много».
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — лампа, а у вас — лампы и т. д.
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
2. Игра «Чего не стало?».
Цель: Закрепление форм родительного падежа
Оборудование: картинки с изображение различных предметов.
Ход игры:
Взрослый выкладывает перед ребенком пару картинок, затем просит его отвернуться, в это время одна из картинок убирается. Повернувшись ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?».
Картинки можно заменить игрушками.
3. Игра «Почини сломанные игрушки».
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.
Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, ножки, гребешка и т. д.
Ход игры:
Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?
Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.
4. Игра «Накорми животное».
Цель: Закрепление форм дательного падежа
Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.
Ход игры:
Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
(Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных).
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.
Необходимо обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.
Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.
5. Игра «Самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Например:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
6. Игра «Подскажи Незнайке».
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Взрослый: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой);
Стучать… ., строгать… ., сверлить…. , резать…. , копать… ., подметать… .,
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем)
-Пончик намазывает (что? чем)
-Винтик грозит (кому чем)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем)
7. Игра «Морские сокровища»
Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Взрослый: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.
8. Игра в лото «Два и пять»
Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.
Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.
Ход игры:
Взрослый называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
10. Игра «Займи свой домик»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.
Ход игры:
Взрослый раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками. Просит назвать изображенное на картинке животное и где оно живет (Это белка она живет в дупле).
11. Дидактическая игра «Разложи правильно».
Цель: определение рода имени существительного.
Оборудование: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).
Ход игры:
Предложить детям сложить в одну стопку картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно.
12. Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Взрослый начинает говорить предложения в 1-м лице, потом обращается к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет);
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит);
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять);
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом);
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дети любят различные игры по развитию речи поэтому мы их стараемся применять в своей работе....
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Игра «Назови ласково»Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).Ход выполнения зад...
Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"
rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышлен...