Развитие речи в группе раннего возраста посредством русского народного фольклора
консультация по развитию речи (младшая группа)
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи в группе раннего возраста посредством русского народного фольклора | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие речи в группе раннего возраста посредством русского народного фольклора.
Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ, создал также произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек , их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).
Если в первый и второй годы дети откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, то на третьем году их увлекает содержание художественного произведения, ход разворачивания событий, последовательность. Удетей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых событий.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими, освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:
1.отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
2.формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
3.использование наглядного материала, способствующего освоению содержания произведений устного народного творчества ( предметы быта, народные игрушки );
4.создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности ( театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность ).
Важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, с осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождалось жестами, мимикой (пальчиковые игры, сказки).
В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:
а) ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
б) в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
в) содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
г) необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
д) необходимо контролировать длительность занятий.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Необходимо начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше (показ пальчиковой сказки). Простые движения рук помогают убрать напряжение и не только снимают усталость, эмоциональное напряжение, но и повышают положительные эмоции. Также пальчиковые игры , логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями -правильно держать ложку, чашку, умываться.
Цели и задачи развития речи у младших дошкольников по средством устного народного фольклора.
Цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познавать себя, окружающий мир.
Задачи:
Развивающие задачи:
-развивать речевые способности детей раннего возраста;
-расширять словарный запас;
-формировать связную речь.
Образовательная задача:
- расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, приговорки, заклички, колыбельные песни).
Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
-обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
-доставить радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
Методы и приемы развития речи у младших дошкольников посредством русского народного творчества:
1.Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребенку. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребенка в процессе слушания текста.
2.Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, фигурок фланелеграфа. Это важно, потому что у детей наглядно образное мышление.
3.Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.
4.Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, - какой он? Воспроизвести диалоги персонажей- поупражняться в интонационной выразительности и другое.
5.Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.
Использование малых форм фольклора:
1.Загадки-это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Знание загадок не только развивает память, но и воспитывает поэтическое чувство. Для детей младшего дошкольного возраста используют загадки с точно названными признаками.
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать ляжет в дупло. ( сова )
2.Поговорки и пословицы- это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Например, о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: Друг за друга держаться - ничего не бояться.
3.Пестушки – используются, чтобы вызвать у детей радость, двигательное возбуждение.
4.Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам (куклу уложить спать).
5.Приговорки-это своеобразные просьбы к природе о соучастие, о доброй помощи.
6.Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя-коток, Курочка-рябушка.
7.Игры-драматизации очень важны в развитии речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передает его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнерами.
8.Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм-забавам с использованием фольклора.
Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных приемов и методов.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребенка настолько велико, что задачи по ее формированию занимает особое место в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Речевой ручеёк" (развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора)
Проект: "Речевой ручеёк"...
Методическая разработка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора."
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития...
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"
в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Проект по речевому развитию...
Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора
Русское народное творчество...
Консультация для родителей " Развитие речи в группе раннего возраста посредством русского фольклора"
Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Рассказывание русской народной сказки «Репка»
Очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь ...