Дидактические игры : "Основы первоначальной грамоты"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес дошкольников к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений: «Овладение основами первоначальной грамоты»
Дид. игра «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
Дид. игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
Дид. игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дид. игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
Дид игра «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Дид. игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
Дид. игра «Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.
Дид. игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Дид. игра «Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
Антонимы.Инструкция. «Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты — конец».
- комар маленький, а слон…;
- пушинка легкая, а камень…;
- горчица горькая, а сахар…;
- куст низкий, а дерево…;
- компот холодный, а суп…;
- сметана густая, а молоко…;
- ручеек узкий, река…;
- ночью темно, а днем…;
- сахар сладкий, а лимон…;
- ходят ногами, а бросают…;
- детский сад близко, а школа…;
- лента узкая, а пояс…;
- ручей мелкий, а озеро…;
- жаворонок поет, а ворона…;
- самолет летает высоко, а вертолет…;
- черепаха ползает медленно, заяц скачет…;
- в кастрюле воды много, а в стакане…;
- покупатель покупает, а продавец…;
- летом жарко, а зимой …;
- утром завтракают, а в полдень …;
- соль солят, а сахаром …;
- дети отвечают, а воспитатель…;
- вечером дети уходят из детского сада, а утром…;
- на дереве растут фрукты, а на грядке…;
- весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
- утром встают с кровати, а вечером…;
- небоскреб высокий, а избушка…;
- птицы летают, а змеи…;
- в полдень обедают, а вечером …;
- кино смотрит зритель, а книгу читает …;
- на улице грязь, а в доме…;
- ствол у дерева толстый, а веточка….
Практический материал для усвоения антонимов при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)
- Осень
- Весна
ранняя — поздняя белый –серый нежданная — долгожданная | оживать — замирать |
- Скажите, какого слова не хватает.
Весной природа оживает, а осенью (замирает).
Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).
Зимой снег белый, а ранней весной (серый)
- Зима
- Вставьте нужное слово.
В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.
В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).
- Лето
дождливый — солнечный погожий — ненастный ветреный — тихий | гром — тишина зной – холод |
- Дикие животные.
ловкий — неуклюжий трусливый — смелый | нападать — защищаться бегом — шагом |
- Какого слова не хватает? Дополните предложения.
Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).
Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).
- Домашние животные.
- Сад. Фрукты. Ягоды.
твердый — мягкий | растет — сохнет |
- Дополните предложение.
Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).
Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).
- Птицы.
- Овощи. Огород.
- Дополните предложения.
Помидоры бывают зрелые и (незрелые)
Морковь сладкая, а лук (горький).
Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).
Укроп сеют густо, а морковь (редко).
Весной картошку сажают, а осенью (копают).
- Транспорт Город
- Мебель
- Закончи предложения
Стул твердый, а диван (мягкий).
На стуле посидели, потом (встали).
Стул уронили, потом (подняли).
Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).
- Дом.
- Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.
Старый дом разрушили, а новый — построили.
Снаружи стены красят, а внутри — клеят обоями.
- Одежда Обувь.
- Посуда. Продукты питания.
- Скажите, какого слова не хватает.
Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскладывают в ... (мелкую) тарелку.
Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка ... (хрупкая).
Молоко жидкое, а сметана (густая).
В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.
- Семья.
- Ответьте, какого слова не хватает.
Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).
Сестренка послушная, а братик (дерзкий).
Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).
- Мое тело. Человек.
- Дополните предложения.
Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр "Овладение основами первоначальной грамоты"
В картотеку входят игры на равитие фонематического слуха у детей 4--6 лет. Эти дидактические игры будут полезны как для учителей- логопедов детского сада, так и для родителей детей в возрасте ...
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...
Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет
Материал содержит картотеки дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет...
Дидактические игры и упражнения в подготовительной группе"Овладение основами первоначальной грамоты"
Подборка данных игр будет полезна, как педагогам так и родителям заинтересованых в обучении детей грамоте....
Дидактические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы "Основы первоначальной грамоты"
Игры и упражнения составлены для того, чтобы включать их в занятия "Подготовка к обучению грамоте". Данные упражнения могут быть использованы и в индивидуальной работе с детьми....