Дидактические игры : "Основы первоначальной грамоты"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес дошкольников к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений: «Овладение основами первоначальной грамоты»

Дид. игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дид игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дид. игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дид. игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дид. игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дид. игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

Антонимы.Инструкция. «Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты — конец».

  1. комар маленький, а слон…;
  2. пушинка легкая, а камень…;
  3. горчица горькая, а сахар…;
  4. куст низкий, а дерево…;
  5. компот холодный, а суп…;
  6. сметана густая, а молоко…;
  7. ручеек узкий, река…;
  8. ночью темно, а днем…;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет…;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец…;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель…;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром…;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером…;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….

Практический материал для усвоения антонимов при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)

  1. Осень

ранняя — поздняя

пасмурная – солнечная

унылая – веселая

тусклый — яркий

тихая — ветреная

частый — редкий

дождливая — солнечная

скучная — веселая

скудный — щедрый

вянуть — расцветать

засыпать — просыпаться

висеть — падать

  1. Весна

ранняя — поздняя
солнечная — пасмурная
глубокий – мелкий

белый –серый

нежданная — долгожданная
мокрая — сухая
рыхлая — плотная

оживать — замирать
солнечно (ясно) — пасмурно

  • Скажите, какого слова не хватает.

Весной природа оживает, а осенью (замирает).

Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).

Зимой снег белый, а ранней весной (серый)

  1. Зима

студеная — теплая
плотный — рыхлый

длинная – короткая

прочный — ломкий
гладкий — бугристый
грязный — чистый

зима — лето
холод — жара
жара — мороз
холод — тепло
мороз — оттепель
замерзать — оттаивать
подниматься — спускаться

падать — лежать
наступить — закончиться
холодно — тепло

  • Вставьте нужное слово.

В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.

В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).

  1. Лето

дождливый — солнечный

погожий — ненастный
жаркий — холодный
облачный — безоблачный
прохладный — знойный

ветреный — тихий
летний — зимний
ясный — пасмурный
засушливое — дождливое

гром — тишина

зной – холод

  1. Дикие животные.

ловкий — неуклюжий
густой — редкий
сильный — слабый
сытый — голодный

трусливый — смелый

нападать — защищаться
уснуть — проснуться
схватить — выпустить
стремительно — неподвижно

бегом — шагом
стаей — поодиночке

  • Какого слова не хватает? Дополните предложения.

Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).

Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).

  1. Домашние животные.

Ласковый – злой,

пушистый — гладкий,

рогатый — безрогий,  

сердитый — ласковый,

послушный — озорной,  

быстрый — медленный,

бородатый — безбородый,  

злобный — добродушный

запрягать — распрягать

ускакать — прискакать

галопом — трусцой  

верность — предательство

ласка — грубость

  1. Сад. Фрукты. Ягоды.

твердый — мягкий
вкусный — невкусный
недозрелый — перезрелый
мягкий — жесткий
свежий — гнилой
ранний — поздний

растет — сохнет
висит — падает
заморозить — разморозить
высоко — низко
полно — пусто

  • Дополните предложение.

Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

  1. Птицы.

прямой — изогнутый
оседлые — кочующие
перелетные — зимующие

дикие – жомашние

прилет — отлет,
уничтожение — защита
воздух — земля
крик — молчание
улететь — прилететь
залететь — вылететь
поймать — выпустить
петь — молчать
покинуть — возвратиться

разгребать – загребать

нырнуть-вынырнуть

убежать - прибежать

  1. Овощи. Огород.

крупный — мелкий
свежий — соленый
рассыпчатый — водянистый
спелый — незрелый
вареный — сырой
горький — сладкий

выкопать — закопать

посеять — собрать
укрыть — раскрыть
расцветать — вянуть
вкусно — невкусно
густо — редко
глубоко — мелко
сладко— горько

  • Дополните предложения.

Помидоры бывают зрелые и (незрелые)

Морковь сладкая, а лук (горький).

Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).

Укроп сеют густо, а морковь (редко).

Весной картошку сажают, а осенью (копают).

  1. Транспорт Город

грузовой — легковой
личный — общественный
наземный — подземный
шумный — тихий
древний — молодой
безлюдный — многолюдный
внимательный — невнимательный
современный — старинный
узкая — широкая

прилет — вылет
приезд — отъезд
отправление — прибытие
движение — остановка
уезжать — приезжать

взлетать — садиться
отплыть — приплыть
подъехать — отъехать
заходить — выходить
нагружать — разгружать
тут — там
туда — сюда

направо-налево

  1. Мебель

мягкий — жесткий
матовый — блестящий

покупать — продавать
ломать — мастерить
придвинуть — отодвинуть
уронить — поднять
соединить — разъединить

открыть — закрыть
встать — сесть
справа — слева
вверху — внизу
далеко — близко
удобно — неудобно

  • Закончи предложения
    Стул твердый, а диван (мягкий).
    На стуле посидели, потом (встали).

Стул уронили, потом (подняли).

Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).

  1. Дом.

старый — новый
прочный — ветхий
старинный — современный
многоэтажный — одноэтажный

наружный — внутренний

порядок — беспорядок
уют — запущенность
чистота — грязь
строить — разрушать
забивать — выдергивать
прибить — оторвать
высоко — низко
внутри — снаружи
красиво — некрасиво

  • Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.

Старый дом разрушили, а новый — построили.

Снаружи стены красят, а внутри — клеят обоями.

  1. Одежда  Обувь.

непрочная — прочная
мягкая — жесткая
новая — старая

летняя — зимняя
уличная — домашняя
чистая — грязная

аккуратный — небрежный
дорогой — дешевый
темный — светлый
изнаночный — лицевой
толстый — тонкий
однотонный — цветной
ворсистый — гладкий
ручная — ножная
длинный — короткий

чистюля — грязнуля
надеть — снять

одеть — раздеть
порвать — заштопать
смять — погладить
испачкать — постирать
намочить — высушить
оторвать — пришить
застегнуть — расстегнуть
купить — продать
укоротить — удлинить
велико — мало

  1. Посуда. Продукты питания.

глубокая — мелкая
полная — пустая
старая — новая
целая — разбитая
острый — тупой
тяжелая — легкая
тусклая — блестящая
прозрачная — матовая

прочная — хрупкая
чистая — грязная
полезный — вредный
холодный — горячий
пресный — соленый
постный — жирный
густой — жидкий
свежий — черствый

взять — положить
разбить — склеить
закрыть — открыть
налить — вылить
уронить — поднять
аккуратно — небрежно

снять — поставить
поднести — унести

насыпать — высыпать
налить — вылить
рассыпать — собрать
наполнить — опустошить
крупно — мелко
всмятку — вкрутую
полезно — вредно

  • Скажите, какого слова не хватает.

Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскладывают в ... (мелкую) тарелку.

Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка ... (хрупкая).

Молоко жидкое, а сметана (густая).

В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.

  1. Семья.

сердечный — черствый
мудрый — глупый
родной — чужой
ленивый — трудолюбивый

правда — ложь
труд — лень
почет — позор
мир — ссора
сила — слабость
здороваться — прощаться
помнить — забывать
мирно — враждебно

награда — наказание
щедрость — жадность
богатство — бедность
гнев — прощение
плакать — смеяться
мириться — ссориться
улыбаться — хмуриться
сердито — радостно

  • Ответьте, какого слова не хватает.

Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).

Сестренка послушная, а братик (дерзкий).

Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).

  1. Мое тело. Человек.

печальный — радостный
воспитанный — невоспитанный
молодой — старый
женский — мужской
слепой — зрячий
стройный — сутулый
худой — толстый
ловкий — неуклюжий
бледный — румяный

доброта — злоба
жизнь — смерть
мудрость — глупость
радость — горе
любовь — ненависть
счастье — несчастье
здоровье — болезнь
успех — неудача
трус — храбрец
умник — глупец
друг — враг
ребенок — старик

спать — бодрствовать
говорить — молчать
спрашивать — отвечать

  •  Дополните предложения.

Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр "Овладение основами первоначальной грамоты"

В картотеку входят игры на равитие фонематического слуха у детей 4--6 лет. Эти дидактические игры будут полезны как для учителей- логопедов детского сада, так  и для родителей детей в возрасте ...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

Данная картотека может использоваться педагогами при работе с детьми подготовительной группы в обучении грамоте...

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет

Материал содержит картотеки дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет...

Дидактические игры и упражнения в подготовительной группе"Овладение основами первоначальной грамоты"

Подборка данных игр будет полезна, как педагогам так и родителям заинтересованых в обучении детей грамоте....

Дидактические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы "Основы первоначальной грамоты"

Игры и упражнения составлены для того, чтобы включать их в занятия "Подготовка к обучению грамоте". Данные упражнения могут быть использованы и в индивидуальной работе с детьми....