Картотека дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет
картотека (средняя группа)

Материал содержит картотеки дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4-5.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет

Д/ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»

Возраст: средняя группа

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Д/ИГРА «ЗВУКОВАЯ ЛЕСЕНКА»

Возраст: средняя группа

Цель: закреплять правильное произношение звуков, уточнять артикуляцию, произношение гласных и согласных звуков с разной интонацией

Ход: Воспитатель объясняет ребенку:  когда ты будешь «наступать» на ступеньки, произноси разные слоги. Идя  наверх, говори слоги с глухими согласными ПА-ПО-ПУ — голос «выключен», а спускаясь вниз — слоги со звонкими согласными БА-БО-БУ — голос «включен». Прислушайся, как глухо и негромко слышатся шаги, если с усилием поднимаешься по ступеням вверх. Зато как громко и звонко они звучат, когда весело и легко

сбегаешь по лесенке вниз.

Д/ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ? »

Возраст: средняя группа

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко.

Д/ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО»

Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ...? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

Д/ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Д/ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом

отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным

количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает

фишку.

Д/ИГРА «МАГАЗИН»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.

Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

Д/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ»

1 вариант

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые

вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями

животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и

птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только

в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в

названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.

2 вариант

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ

слова, развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с

кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает

отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в

слове. Дети по очереди отчетливо называют животное,

выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на

окно соответствующего вагона.

3 вариант

Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.

Ход:В прорези вагонов вставляются таблички с одним,

двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны

ехать животные, названия которых состоят из одного слога,

во втором вагоне животные, названия которых состоят из

двух слогов и т. д.

4 вариант

Цель: Развивать фонематический слух детей, учить

определять позицию заданного звука в словах.

Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с

буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам

раскладывает по одной картинке в каждый вагон,

проговаривая слово с одновременным движением пальчика

по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине

или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц

по образцу ведущего.

Д/ИГРА «АВТОБУС»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки

(картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в

нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый

звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не

трогается с места.

Д/ИГРА «КТО? ЧТО?»

Цель:систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.

Ход:Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.). Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка.

Д/ИГРА «СЛОВО ИЛИ ЗВУК»

Цель:систематизировать знания о понятиях «слово, звук».

Ход:Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.

Д/ИГРА «СКОЛЬКО СЛОВ УСЛЫШАЛ?»

Цель:развивать слуховое восприятие, память.

Ход:Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.

Д/ИГРА «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Цель: формировать умение обозначать словом предмет по описанию.

Ход:Воспитатель загадывает слово. Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка.

Д/ИГРА «МАГНИТОФОН»

Цель:закрепить представления о звучащем слове.

Ход:Дети под руководством воспитателя рассматривают магнитофон, рассуждают о его назначении. Воспитатель говорит каждому на ухо слово, а дети по очереди произносят слова громко, слово записывается на магнитофон. Дети прослушивают запись.

Д/ИГРА «НАЗОВИ ДЕЙСТВИЕ»

Цель: формировать представления о словах – действиях.

Ход:Ребёнок выполняет действия по заданию воспитателя (рисуй, хлопай) и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.

Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»

Цель: упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено (читает – читал).

Ход:Играть можно с мячом.

Д/ИГРА «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета.

Ход:Воспитатель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?».

Д/ИГРА «ДЛИННОЕ – КОРОТКОЕ СЛОВО»

Цель: упражнять в подборе и различении длинных и коротких слов.

Д/ИГРА «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»

Цель: упражнять в определении предмета по его признакам.

Ход:Воспитатель называет признаки (белоствольная, стройная, высокая, дети угадывают предмет, воспитатель выставляет картинку.

Д/ИГРА «ОДНО СЛОВО – МНОГО ПРЕДМЕТОВ»

Цель: формировать представления о многозначности слов.

Ход:Воспитатель показывает предмет (авторучка) и спрашивает «Что это?», берёт куколку за ручку – Что это? (ручка). У двери что? (ручка). У каких предметов ещё есть ручка? (чемодан, сумка). Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка.

Д/ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО»

Цель: формировать понятие об уменьшительно - ласкательной форме слова (ёж – ёжик, упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением.

Д/ИГРА «НАЗОВИ ДВА (ТРИ) СЛОВА»

Цель: упражнять в назывании заданного количества слов.

Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО»

Цель:упражнять в подборе созвучных слов, рифм.

Ход:Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.).

Д/ИГРА «КТО УШЁЛ ВПЕРЁД»

Цель:упражнять в дифференциации длинных и коротких слов.

Ход:Дети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.

Д/ИГРА «СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ»

Цель: формировать представления о родственных словах.

Ход:Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п.

Д/ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: формировать понятие «предложение», упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, по схеме.

Д/ИГРА «УГАДАЙ ЗВУК»

Цель:формировать понятие «звук».

Ход:Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.). Воспитатель спрашивает «Что вы услышали? Как догадались?».

Д/ИГРА «СЛОВА – ПРИЯТЕЛИ»

Цель: формировать представления о синонимах (словах, которые звучат по – разному, но имеют одинаковое значение).

Ход:Воспитатель спрашивает «Как сказать по – другому «большой»? (огромный)Быстрый? (скорый) и т. д.

Д/ИГРА «ПРОПОЙ ЗВУК»

Цель: формировать понятие «гласный звук», «согласныйзвук».

Ход:Детям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Воспитатель задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему?» звуки, которые можно петь, называют «гласные». Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные.

Д/ИГРА «НАЗОВИ ЗВУК ИЛИ СЛОВО»

Цель: закрепить понятия «звук», «слово».

Ход:Воспитатель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п.

Д/ИГРА «НАОБОРОТ»

Цель: формировать представления о словах – антонимах (слова с противоположным значением).

Ход:Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово «чёрное», бросает ребёнку мяч, тот должен сказать слово наоборот.

Д/ИГРА «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ?»

Цель: формировать представление о звуковом составе слова.

Ход:Воспитатель рассказывает «В домике жил – был звук У, а рядом с ним в другом домике – звук А. Однажды домик У развалился, и А пригласил к себе У. стали они жить вместе АУ. Какой первый звук? Второй? Какое слово получилось? Дети читают. А если рядом живут У и М? М А и т. д.

Д/ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ЭХО»

Цель:упражнять в определении первого звука в слове.

Воспитатель рассказывает, что в группе поселилось Эхо. Дети выясняют, что такое эхо. Воспитатель говорит, что оно необычное и произносит только первый звук слова.

Д/ИГРА «СКОЛЬКО ЗВУКОВ?»

Цель:упражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков (первый, второй и т. д.).

Д/ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: упражнять в подборе слов на заданный звук.

За правильный ответ – фишка.

Д/ИГРА «ДОГАДАЙСЯ САМ»

Цель: формировать навыки звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове.

Ход:Дети рассматривают предметы, называют слова, выделяя первый и последний звук. Слово обозначается фишкой. Если ответ верный, слово ложится в корзину, неверный – в ведро.

Д/ИГРА «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением.

Ход: Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д.

Д/ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛИСЬ ЗВЕРУШКИ?»

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Ход: Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске). Отгадайте, за какими? Название животного и название картинки начинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.).

Д/ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО ПО СМЫСЛУ»

Цель:упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении.

Ход:Воспитатель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)» и т. д.

Д/ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

Цель: упражнять в звуковом анализе слов.

Ход: Дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде воспитателя дети строятся в слово. Остальные «читают» это слово. Можно соревноваться командами.

Д/ИГРА «ЧЕМОДАН»

Цель:упражнять в подборе слов с заданным звуком, классифицировать предметы.

Ход:У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать»чемодан. Темы слов могут быть разными (например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.).

Д/ИГРА «ЗВУКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ»

Цель:развивать фонематический синтез, упражнять в составлении слов из звуков.

Ход: Детям раздаются карточки со звуками. Задача – собрать звуки в слово.

Д/ИГРА «СРАВНИ СЛОВО»

Цель:упражнять в сравнительном звуковом анализе слов (дом – дым, сом – сам, ком – кот и т. п.).

Д/ИГРА «КАКОЕ СЛОВО УСЛЫШАЛ?»

Цель:упражнять в дифференциации длинных и коротких слов на слух.

Д/ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Цель:упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук.

Ход: Воспитатель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы (например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр).

Д/ИГРА «ГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ»

Цель:упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

Ход: Воспитатель называет звук, дети определяют какой он, объясняют выбор.

Д/ИГРА «СОСЧИТАЙ СЛОГИ»

Цель:формировать понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги.

Д/ИГРА «КТО В ИЗБУШКЕ ЖИВЁТ?»

Цель:упражнять в классификации предметов (животных, насекомых и т. п., в выделении слов с заданным звуком.

Ход: Воспитатель показывает избушку и говорит: «В избушке живут насекомые. Первым пришло к избушке насекомое, название которого начинается звуком К и т. д. Сколько всего жильцов?

Д/ИГРА «НАОБОРОТКИ»

Цель:упражнять в изменении порядка звуков в слоге.

Ход: Воспитатель – волшебница. Волшебной палочкой превращает детей в «наобороток» и говорит «Слушайте слоги и произносите их наоборот, поменяв местами звуки». За правильный ответ – фишка (СА – АС и т. п.).

Д/ИГРА «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО»

Цель: упражнять в определении количества слогов в именах.

Ход: Воспитатель предлагает встать слева от себя тех детей в имени которых 2 слога, а справа – 3 слога.

Д/ИГРА «РАЗДЕЛИЛКИ»

Цель:упражнять в делении слов на слоги.

Ход: Входит Железный Дровосек с топориком. Воспитатель спрашивает «Для чего нужен топор?». Дровосек говорит «Мой топор волшебный. Он умеет рубить слова на части. Как называются части слова? (слоги) Возьмите свои «топорики» в руки (дети складывают пальцы рук в «замок» - это «топорик», им они ударяют по столу – делят слова на слоги). Дети называют количество слогов в заданном слове, первый звук, второй и т. д.

Д/ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО»

Цель:упражнять в определении первого звука в словах, делении слов на слоги.

Ход: У детей карточки с 5 – 6 предметными картинками, фишки. Воспитатель показывает цветные символы звуков, дети должны фишками закрыть те картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Победил тот, кто первым закроет фишками картинки. Затем воспитатель предлагает детям снимать с карточки картинки, называть их и определять количество слогов в слове.

Д/ИГРА «ФОКУСНИКИ»

Цель:упражнять детей в преобразовании слов.

Ход: Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.).

Д/ИГРА «МОЛОТОЧЕК»

Цель:формировать представления детей об ударении в словах, в определении ударного слога в слове.

Ход: Воспитатель произносит слова, выделяя ударный слог, потом произносит слово, неправильно ставя ударение. Разбирает с детьми, узнали ли они слово или нет? Почему? Затем детям раздаются молоточки и дети произносят слова, ударяя молоточком на ударный слог.

Д/ИГРА «ИСПОРЧЕННЫЙ МИКРОФОН»

Цель:развивать слуховое восприятие.

Ход: Воспитатель показывает детям микрофон. Для чего нужен микрофон? Затем воспитатель говорит, что этот микрофон неисправен, у него исчезает звук. Дети должны помочь исправить микрофон. Воспитатель произносит в микрофон слова, пропуская слог (СО … КА, КО … ВА) и показывает картинку. Ребёнок произносит громко слово, договаривая пропущенный слог, который не усилил микрофон.

Д/ИГРА «ВЫСТАВКА»

Цель:упражнять в определении количества слогов в слове.

Ход: Воспитатель говорит, что дети пришли на выставку. Экспонаты выставки размещены на 3 стендах. На первом стенде предметы, названия которых состоят из одного слога, на втором – из 2 слогов, на третьем – из 3 слогов. Ребёнок берёт предметную картинку, называет предмет, определяет количество слогов и ставит экспонат на определённый стенд.

Д/ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам.

Д/ИГРА «ВКУСНЫЕ СЛОВА»

Цель:упражнять в определении количества слогов в словах, подборе слов с заданным количеством слогов.

Ход: Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения. Мы поможем ей выбрать угощение. Названия всех лакомств должны состоять из 2 (3) слогов.

Д/ИГРА «ВЫБЕРИ ПОДАРОК»

Цель:упражнять в подборе слов с заданным звуком, определении положения звука в слове.

Ход: Игра проходит с опорой на предметные картинки. Дети с воспитателем собираются на день рождения к Карлсону. Воспитатель говорит, что на день рождения принято дарить подарки. Ребята подбирают подарки на определенный звук. За правильный ответ – фишка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр "Овладение основами первоначальной грамоты"

В картотеку входят игры на равитие фонематического слуха у детей 4--6 лет. Эти дидактические игры будут полезны как для учителей- логопедов детского сада, так  и для родителей детей в возрасте ...

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста.

Игры для развития слуха, внимания и восприятия отдельных звуков в словах. ...

Дидактические игры : "Основы первоначальной грамоты"

Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный и...

Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать слух, речь, остроту слуха ...

Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста «Найди букву» Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах. Взросл...