Картотека дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет
картотека (средняя группа)
Материал содержит картотеки дидактических игр «Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4-5.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы первоначальной грамоты» для детей 4 – 5 лет
Д/ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
Возраст: средняя группа
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
Д/ИГРА «ЗВУКОВАЯ ЛЕСЕНКА»
Возраст: средняя группа
Цель: закреплять правильное произношение звуков, уточнять артикуляцию, произношение гласных и согласных звуков с разной интонацией
Ход: Воспитатель объясняет ребенку: когда ты будешь «наступать» на ступеньки, произноси разные слоги. Идя наверх, говори слоги с глухими согласными ПА-ПО-ПУ — голос «выключен», а спускаясь вниз — слоги со звонкими согласными БА-БО-БУ — голос «включен». Прислушайся, как глухо и негромко слышатся шаги, если с усилием поднимаешься по ступеням вверх. Зато как громко и звонко они звучат, когда весело и легко
сбегаешь по лесенке вниз.
Д/ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ? »
Возраст: средняя группа
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко.
Д/ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО»
Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ...? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.
Д/ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).
Д/ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом
отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным
количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает
фишку.
Д/ИГРА «МАГАЗИН»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.
Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.
Д/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ»
1 вариант
Цель: Развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые
вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями
животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и
птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только
в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в
названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.
2 вариант
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ
слова, развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с
кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает
отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в
слове. Дети по очереди отчетливо называют животное,
выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на
окно соответствующего вагона.
3 вариант
Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.
Ход:В прорези вагонов вставляются таблички с одним,
двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны
ехать животные, названия которых состоят из одного слога,
во втором вагоне животные, названия которых состоят из
двух слогов и т. д.
4 вариант
Цель: Развивать фонематический слух детей, учить
определять позицию заданного звука в словах.
Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с
буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам
раскладывает по одной картинке в каждый вагон,
проговаривая слово с одновременным движением пальчика
по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине
или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц
по образцу ведущего.
Д/ИГРА «АВТОБУС»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки
(картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в
нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый
звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не
трогается с места.
Д/ИГРА «КТО? ЧТО?»
Цель:систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Ход:Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.). Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка.
Д/ИГРА «СЛОВО ИЛИ ЗВУК»
Цель:систематизировать знания о понятиях «слово, звук».
Ход:Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.
Д/ИГРА «СКОЛЬКО СЛОВ УСЛЫШАЛ?»
Цель:развивать слуховое восприятие, память.
Ход:Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.
Д/ИГРА «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Цель: формировать умение обозначать словом предмет по описанию.
Ход:Воспитатель загадывает слово. Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка.
Д/ИГРА «МАГНИТОФОН»
Цель:закрепить представления о звучащем слове.
Ход:Дети под руководством воспитателя рассматривают магнитофон, рассуждают о его назначении. Воспитатель говорит каждому на ухо слово, а дети по очереди произносят слова громко, слово записывается на магнитофон. Дети прослушивают запись.
Д/ИГРА «НАЗОВИ ДЕЙСТВИЕ»
Цель: формировать представления о словах – действиях.
Ход:Ребёнок выполняет действия по заданию воспитателя (рисуй, хлопай) и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.
Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»
Цель: упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено (читает – читал).
Ход:Играть можно с мячом.
Д/ИГРА «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»
Цель: формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета.
Ход:Воспитатель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?».
Д/ИГРА «ДЛИННОЕ – КОРОТКОЕ СЛОВО»
Цель: упражнять в подборе и различении длинных и коротких слов.
Д/ИГРА «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»
Цель: упражнять в определении предмета по его признакам.
Ход:Воспитатель называет признаки (белоствольная, стройная, высокая, дети угадывают предмет, воспитатель выставляет картинку.
Д/ИГРА «ОДНО СЛОВО – МНОГО ПРЕДМЕТОВ»
Цель: формировать представления о многозначности слов.
Ход:Воспитатель показывает предмет (авторучка) и спрашивает «Что это?», берёт куколку за ручку – Что это? (ручка). У двери что? (ручка). У каких предметов ещё есть ручка? (чемодан, сумка). Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка.
Д/ИГРА «СКАЖИ ЛАСКОВО»
Цель: формировать понятие об уменьшительно - ласкательной форме слова (ёж – ёжик, упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением.
Д/ИГРА «НАЗОВИ ДВА (ТРИ) СЛОВА»
Цель: упражнять в назывании заданного количества слов.
Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО»
Цель:упражнять в подборе созвучных слов, рифм.
Ход:Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.).
Д/ИГРА «КТО УШЁЛ ВПЕРЁД»
Цель:упражнять в дифференциации длинных и коротких слов.
Ход:Дети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.
Д/ИГРА «СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ»
Цель: формировать представления о родственных словах.
Ход:Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п.
Д/ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: формировать понятие «предложение», упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, по схеме.
Д/ИГРА «УГАДАЙ ЗВУК»
Цель:формировать понятие «звук».
Ход:Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.). Воспитатель спрашивает «Что вы услышали? Как догадались?».
Д/ИГРА «СЛОВА – ПРИЯТЕЛИ»
Цель: формировать представления о синонимах (словах, которые звучат по – разному, но имеют одинаковое значение).
Ход:Воспитатель спрашивает «Как сказать по – другому «большой»? (огромный)Быстрый? (скорый) и т. д.
Д/ИГРА «ПРОПОЙ ЗВУК»
Цель: формировать понятие «гласный звук», «согласныйзвук».
Ход:Детям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Воспитатель задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему?» звуки, которые можно петь, называют «гласные». Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные.
Д/ИГРА «НАЗОВИ ЗВУК ИЛИ СЛОВО»
Цель: закрепить понятия «звук», «слово».
Ход:Воспитатель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п.
Д/ИГРА «НАОБОРОТ»
Цель: формировать представления о словах – антонимах (слова с противоположным значением).
Ход:Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово «чёрное», бросает ребёнку мяч, тот должен сказать слово наоборот.
Д/ИГРА «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ?»
Цель: формировать представление о звуковом составе слова.
Ход:Воспитатель рассказывает «В домике жил – был звук У, а рядом с ним в другом домике – звук А. Однажды домик У развалился, и А пригласил к себе У. стали они жить вместе АУ. Какой первый звук? Второй? Какое слово получилось? Дети читают. А если рядом живут У и М? М А и т. д.
Д/ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ЭХО»
Цель:упражнять в определении первого звука в слове.
Воспитатель рассказывает, что в группе поселилось Эхо. Дети выясняют, что такое эхо. Воспитатель говорит, что оно необычное и произносит только первый звук слова.
Д/ИГРА «СКОЛЬКО ЗВУКОВ?»
Цель:упражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков (первый, второй и т. д.).
Д/ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО»
Цель: упражнять в подборе слов на заданный звук.
За правильный ответ – фишка.
Д/ИГРА «ДОГАДАЙСЯ САМ»
Цель: формировать навыки звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове.
Ход:Дети рассматривают предметы, называют слова, выделяя первый и последний звук. Слово обозначается фишкой. Если ответ верный, слово ложится в корзину, неверный – в ведро.
Д/ИГРА «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель:закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением.
Ход: Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д.
Д/ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛИСЬ ЗВЕРУШКИ?»
Цель: формировать навыки звукового анализа.
Ход: Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске). Отгадайте, за какими? Название животного и название картинки начинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.).
Д/ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО ПО СМЫСЛУ»
Цель:упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении.
Ход:Воспитатель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)» и т. д.
Д/ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»
Цель: упражнять в звуковом анализе слов.
Ход: Дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде воспитателя дети строятся в слово. Остальные «читают» это слово. Можно соревноваться командами.
Д/ИГРА «ЧЕМОДАН»
Цель:упражнять в подборе слов с заданным звуком, классифицировать предметы.
Ход:У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать»чемодан. Темы слов могут быть разными (например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.).
Д/ИГРА «ЗВУКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ»
Цель:развивать фонематический синтез, упражнять в составлении слов из звуков.
Ход: Детям раздаются карточки со звуками. Задача – собрать звуки в слово.
Д/ИГРА «СРАВНИ СЛОВО»
Цель:упражнять в сравнительном звуковом анализе слов (дом – дым, сом – сам, ком – кот и т. п.).
Д/ИГРА «КАКОЕ СЛОВО УСЛЫШАЛ?»
Цель:упражнять в дифференциации длинных и коротких слов на слух.
Д/ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ»
Цель:упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук.
Ход: Воспитатель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы (например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр).
Д/ИГРА «ГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ»
Цель:упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.
Ход: Воспитатель называет звук, дети определяют какой он, объясняют выбор.
Д/ИГРА «СОСЧИТАЙ СЛОГИ»
Цель:формировать понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги.
Д/ИГРА «КТО В ИЗБУШКЕ ЖИВЁТ?»
Цель:упражнять в классификации предметов (животных, насекомых и т. п., в выделении слов с заданным звуком.
Ход: Воспитатель показывает избушку и говорит: «В избушке живут насекомые. Первым пришло к избушке насекомое, название которого начинается звуком К и т. д. Сколько всего жильцов?
Д/ИГРА «НАОБОРОТКИ»
Цель:упражнять в изменении порядка звуков в слоге.
Ход: Воспитатель – волшебница. Волшебной палочкой превращает детей в «наобороток» и говорит «Слушайте слоги и произносите их наоборот, поменяв местами звуки». За правильный ответ – фишка (СА – АС и т. п.).
Д/ИГРА «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО»
Цель: упражнять в определении количества слогов в именах.
Ход: Воспитатель предлагает встать слева от себя тех детей в имени которых 2 слога, а справа – 3 слога.
Д/ИГРА «РАЗДЕЛИЛКИ»
Цель:упражнять в делении слов на слоги.
Ход: Входит Железный Дровосек с топориком. Воспитатель спрашивает «Для чего нужен топор?». Дровосек говорит «Мой топор волшебный. Он умеет рубить слова на части. Как называются части слова? (слоги) Возьмите свои «топорики» в руки (дети складывают пальцы рук в «замок» - это «топорик», им они ударяют по столу – делят слова на слоги). Дети называют количество слогов в заданном слове, первый звук, второй и т. д.
Д/ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО»
Цель:упражнять в определении первого звука в словах, делении слов на слоги.
Ход: У детей карточки с 5 – 6 предметными картинками, фишки. Воспитатель показывает цветные символы звуков, дети должны фишками закрыть те картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Победил тот, кто первым закроет фишками картинки. Затем воспитатель предлагает детям снимать с карточки картинки, называть их и определять количество слогов в слове.
Д/ИГРА «ФОКУСНИКИ»
Цель:упражнять детей в преобразовании слов.
Ход: Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.).
Д/ИГРА «МОЛОТОЧЕК»
Цель:формировать представления детей об ударении в словах, в определении ударного слога в слове.
Ход: Воспитатель произносит слова, выделяя ударный слог, потом произносит слово, неправильно ставя ударение. Разбирает с детьми, узнали ли они слово или нет? Почему? Затем детям раздаются молоточки и дети произносят слова, ударяя молоточком на ударный слог.
Д/ИГРА «ИСПОРЧЕННЫЙ МИКРОФОН»
Цель:развивать слуховое восприятие.
Ход: Воспитатель показывает детям микрофон. Для чего нужен микрофон? Затем воспитатель говорит, что этот микрофон неисправен, у него исчезает звук. Дети должны помочь исправить микрофон. Воспитатель произносит в микрофон слова, пропуская слог (СО … КА, КО … ВА) и показывает картинку. Ребёнок произносит громко слово, договаривая пропущенный слог, который не усилил микрофон.
Д/ИГРА «ВЫСТАВКА»
Цель:упражнять в определении количества слогов в слове.
Ход: Воспитатель говорит, что дети пришли на выставку. Экспонаты выставки размещены на 3 стендах. На первом стенде предметы, названия которых состоят из одного слога, на втором – из 2 слогов, на третьем – из 3 слогов. Ребёнок берёт предметную картинку, называет предмет, определяет количество слогов и ставит экспонат на определённый стенд.
Д/ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель:упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам.
Д/ИГРА «ВКУСНЫЕ СЛОВА»
Цель:упражнять в определении количества слогов в словах, подборе слов с заданным количеством слогов.
Ход: Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения. Мы поможем ей выбрать угощение. Названия всех лакомств должны состоять из 2 (3) слогов.
Д/ИГРА «ВЫБЕРИ ПОДАРОК»
Цель:упражнять в подборе слов с заданным звуком, определении положения звука в слове.
Ход: Игра проходит с опорой на предметные картинки. Дети с воспитателем собираются на день рождения к Карлсону. Воспитатель говорит, что на день рождения принято дарить подарки. Ребята подбирают подарки на определенный звук. За правильный ответ – фишка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр "Овладение основами первоначальной грамоты"
В картотеку входят игры на равитие фонематического слуха у детей 4--6 лет. Эти дидактические игры будут полезны как для учителей- логопедов детского сада, так и для родителей детей в возрасте ...
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...
Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста.
Игры для развития слуха, внимания и восприятия отдельных звуков в словах. ...
Дидактические игры : "Основы первоначальной грамоты"
Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный и...
Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать слух, речь, остроту слуха ...