Картотека дидактических игр "Овладение основами первоначальной грамоты"
картотека на тему
В картотеку входят игры на равитие фонематического слуха у детей 4--6 лет. Эти дидактические игры будут полезны как для учителей- логопедов детского сада, так и для родителей детей в возрасте 4- 6 лет. Данные в картотеке игры помогут взрослым лучше подготовить ребёнка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека дидактических игр | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры в звуки для детей 4 - 6 лет
Игра «Фонетическая гимнастика»
Правила игры. Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?- тик-так Как подзывают цыплят?- цып-цып Как чикают ножницы? -чик-чик А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук: Как жужжит жук? –ж-ж-ж Как воет волк? –у-у-у Как поют комарики? –з-з-з Как фыркает кот? –ф-ф-ф Как шипит змея? –ш-ш-ш и т. д
Игра « Звуковые загадки»(вариант игры)
Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.
Н-р, кто(что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.
Игра «Заводные игрушки»
Правила игры: Заводим ключиком игрушки игрушки-это дети. Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж- полетел жучок Р- затарахтел игрушечный мотоцикл Ц- запрыгала белочка Ф- фыркает ежик. И т.д.
Игра « Скажи, как я (обучение интонированию звуков)»
Игровой материал. Мяч.
Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Бросает мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:
(С)лон Забо(Р) Ко(Ш)ка.
Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.
Игра « В стране Звуков»
Правила игры: Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, Мь-А---мишка, К-А—кукла и др.
Аналогично загадывают овоши ,фрукты, цвет.. виды спорта, имена и т.д.
Игра « Подберем игрушки»
Игровой материал: игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.
Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.
Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж). Как зовут куклу?- Жанна. Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки дадим кукле?
Игра «Дятел»
Правила игры. Ребенок рассказывает потешку: “Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.” После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного: Папа-дятел долбит- Д-Д-Д Маленький птенец- Дь-Дь-дь
Игра « Комары и осы» Игровой материал: картинки Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.
Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то пальчиками покажите, как она ползет.
Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.
Словарный материал: зонт, слон, забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д
Вариант этой игры: Слушай внимательно.
У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок. Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з. Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.
Различение звуков Ч-Щ. Объясняем: Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз. Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.
Словарный материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель. И т.д
Игра « Подскажи кукле звук»(формирование навыка выделения последнего звука).
Игровой материал: кукла. Правила игры: Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны. Просим поправить куклу, где необходимо. На солнышке греется котено…(К) На него смотрел белолапый щено(К) Он хотел его догна…(Ть) А рядом по двору гулял важный пету…(Х) За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)
Игра «Зоопарк»(различение мягкости- твердости согласных).
Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.
Правила игры:
На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть Ль.
Ослику можно войти в зоопарк?- почему? Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.
За каждый правильный ответ детям дается фишка.
Игра « Заблудились в лесу» (первоначальный навык выделения ударного звука)
Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.
Правила игры: В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:
М-и-и-ша- И Р-ы-ы-бка- Ы К-о-о-тик- О Э-э-дик- Э
Игра «В стране Звуковичков»
Игровой материал: рисунки с изображением Зковичков и предметов на их крылышках), музыкальное сопровождение.
Правила игры: Звуковички это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.Чтобы узнать, как его зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек. Если нарисован
ландыш, это Звуковичок- Л, а если люстра-Ль, солнышко- Звуковичок С,сережка- Сь. И т.д.
Объясняем детям: Чтобы накормить Звуковичков, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно дольше( пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-вата,в-в-ворон, но нельзя шоколад или грушу ,а то он отравится.
Можно предложить детям самим нарисовать крылышки Звуковичкам.
Игра «Звуковых дел Мастера»
Игровой материал: 6 фигурок Звуковых дел мастеров с яркими молоточками в руках, в красных комбинезонах, на груди у каждого его звук: А,О,У,Ы,И.Э, предметные картинки.
Правила игры:
В нашу комнату вошли Звуковых Дел Мастера. Кому мы подарим ананас-А, а кому книгу-И, стул-У и др.
Вариант игры: ЗДМ рисуют картину. Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, “ На рыбалке”: река, берег с песочком ,камни, лес. На берегу рыбак с удочкой и т.д И везде значками отмечают, какой Мастер нарисовал этот предмет. Например, песок- О, камень-А ,рыб- Ы и др.
Игра « Звукоедик»
Игровой материал: кукла. Правила игры: У Звуковичка есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.
Ходим с куклой в руках по комнате и говорим: …иван….каф,…тул. Что хотела сказать кукла?
Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: сто…,сту…,тарелк… и т.д А теперь Звукоедик попал в сад.теперь он отгрызает первый(последний) звук в названиях фруктов: …руша,…анан и др. Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк..,сосн… и т.д Звукоедик может попасть в огород, магазин ,цирк, на рыбалку.
Игра «Любопытный»
Игровой материал: фишка Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые начинаются со звука Б.
- Где был?- на балконе - Кого видел?- бульдога
- Куда собираешься? – в булочную - Что будешь покупать?- бублики, баранки
- Куда поедешь?- к бабушке в Букино -Что наденешь?- блузку, брюки и т.д
Игра « Изобрази предмет»
Правила игры: Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя.
Например, Катя. Какой первый звук в ее имени? –К.
Названия каких предметов начинаются с этого звука?- кошка, камень, канат…
Дети придумывают, как изобразить эти предметы.
Игра «Кто больше?»
Игровой материал: картинки. Правила игры: Даем ребенку набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии которых звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3 раза-( ананас, барабан).
Так же подбираются картинки для работы с другими звуками.
Игра « Упрямые Звуковички»
Игровой материал: мяч Правила игры: Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного звука (маленького “братца”) и бросает мяч ведущему.
Например, Б-Бь Л-Ль К-Кь. Или наоборот- большого “ братца”: Зь-З
Аналогично можно играть со словами: Дал- даль Кон- конь и др.
Игра « Магазин»
Игровой материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы.
Правила игры:
На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названиях предметов есть звуки С, Ш, Л, Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р на монету Ш можно купить кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С- стакан, миску. Побеждает тот, кто сделал больше покупок.
Игра «Анаграммы»
Правила игры: Придумать новые слова, состоящие из этих же звуков, но расположенные в другом порядке.
Например. Атлас- салат Кулак- кукла Лиса- сила Камыш- мышка. И т.д.
Список используемой литературы:
- Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф: Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко — Москва, АСТ, Астрель, 2003 г.- 80 с.
- Звенящие кедры России: Владимир Мегре — Санкт-Петербург, Диля, 2000 г.- 384 с.
- Звонкие и глухие согласные. Для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.
- Звуки "Р", "Л". Я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 16 с.
- Звуки "Ш" "Ж", я вас различаю!: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 24 с.
- Игротека речевых игр. Выпуск 6. В мире животных и птиц: Э. Д. Наумова — Санкт-Петербург, ГНОМ и Д, 2007 г.- 36 с.
- Растения. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков: Л. М. Козырева — Москва, Академия Развития, 2008 г.- 32 с.
- Твердые и мягкие согласные. Для детей 6-8 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.
- Твердые согласные [Ш], [Ж], [Ц]. Тетрадь для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, КнигоМир, 2010 г.- 32 с.
- Учим звуки С, Ш. Задания на автоматизацию произношения звуков: Т. Е. Грецкая — Москва, Сфера, 2010 г.- 32 с.
- Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей: Е. К. Щербакова — Москва, Академия Развития, 2001 г.- 96 с.
- Борисова. Играя, звуки исправляем.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений "Основы первоначальной грамоты".
Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста. Могут быть использованны как элемент НОД, в индивидуальной работе с д...
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...
Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительтной к школе группе: «Основы первоначальной грамоты»
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительтной к школе группе: «Основы первоначальной грамоты»...
Картотека дидактических игр и упражнений: «Основы первоначальной грамоты»
Дид. игра «Магазин» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, ...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"...