Дидактические игры и упражнения в подготовительной группе"Овладение основами первоначальной грамоты"
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)
Подборка данных игр будет полезна, как педагогам так и родителям заинтересованых в обучении детей грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения по обучению грамоте. | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений
в подготовительной группе:
«Овладение основами первоначальной грамоты»
С этими играми можно познакомить родителей, для расширения знаний в области развития детей и подготовке к школе. В данные игры дети охотно играют сами в свободное время, когда игры освоены. Педагоги могут использовать подобные игры для закрепления материала по обучению грамоте.
Дидактическая игра: «Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий ( «покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь-дзынь-дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
Дидактическая игра «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
Дидактическая игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).
Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дидактическая игра «Поезд из слов»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: дети идут по кругу, по сигналу педагога останавливаются. Ребенок который остановился около коробки с картинками, достает верхнюю и придумывает предложение с этим словом. Поезд движется дальше, на остановке ребенок берет следующую картинку и придумывает другое предложение с зазанным на картинке словом. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
Дидактическая игра «Назови, что я люблю»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память.
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки (игрушки, продукты) и просит угадать что он любит, в названии этого предмета есть звуки [м] и [м"] или какие-либо другие. Дети называют слова: кто первый отгадал слово, становится ведущим.
Дид. игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
Дидактическая игра «Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.
Дидактическая игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Дидактическая игра «Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
Дидактическая игра «Кольца Луллия»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции.
Материал: кольца Луллия, состоящие из двух кругов, скреплённых посредине так, что они могут вращаться. На внутреннем (малом) круге наклеены четыре разные буквы; на внешнем (большом) круге — картинки, первый звук которых соответствует букве в малом круге (по 2—3 шт.)
Ход игры. Ребёнок берёт кольца Луллия и должен соотнести букву на малом круге с картинками, расположенными на внешнем круге.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.
Дидактическая игра «Клад»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: картинка с изображением драгоценностей.
Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К. Дети ходят по группе и ищут предметы на заданный звук, спрашивая у воспитателя:
— Этот предмет кукла?
— Нет.
— Ковёр?
— Да.
Дети находят под ковром картинку с кладом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»
Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...
Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
Данная картотека это помощник педагогам, работающими с дошкольниками подготовительной группы.Это инструмент,с помощью которого педагог помогает детям овладеть основами первоначальной грамоты будущего ...