Кинезиология – инновационная технология в речевом развитии дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Ванюшкина Наталия Николаевна

Сообщение из опыта работы о применении методов кинезиологии на занятиях с детьми дошкольного возраста для улучшения их речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya.docx33.17 КБ
Файл kineziologiya_2.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Дошкольное отделение Детский сад №9

Сообщение из опыта работы

на семинаре

«Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

по теме:

«Кинезиология – инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

Подготовила и провела

Воспитатель Ванюшкина Н. Н.

Одинцово, 2024

Слайд 1. Уважаемые слушатели, сегодня я хочу представить вашему вниманию одну из инновационных технологий в речевом развитии, которая называется «кинезиология».

Слайд 2. Кинезиология (от древнегреческого κίνησις (kínēsis) "движение" и -λογία -logía "изучение") — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Слайд 3. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.

Задачи:

  • Синхронизация работы полушарий и отделов коры головного мозга.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Формирование произвольности высших психических процессов.
  • Снятие эмоциональной напряженности.
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Слайд 4. Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга») включает в себя:

  • Дыхательные упражнения.
  • Глазодвигательные упражнения.
  • Телесные упражнения.
  • Коррекционные движения тела и пальцев.
  • Упражнения для релаксации.
  • Упражнения для развития мелкой моторики.
  • Различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
  • Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Слайд 5. В процессе выполнения упражнений дети произносят речевки или стихотворения. Ритм стихов способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время образовательной деятельности.

Представляю вашему вниманию примеры упражнений:

Слайд 6. Упражнение 1. «Привет - пока!» Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев поочередно.

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы поочерёдно, не сжимая их в кулачки (начиная с указательного). При сгибании повторяются слова: «Привет! – Пока!».

Слайд 7. Видео упражнения 1.

Слайд 8. Упражнение 2. «Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Слайд 9. Видео упражнения 2.

Слайд 10. Упражнение 3. «Оладушки». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Правая рука лежит на колене или столе ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Бабушка для Ладушки испекла оладушки.

Кушай, кушай, Ладушка, вкусные оладушки.

Слайд 11. Видео упражнения 3.

Слайд 12. Упражнение 4. «Потанцуем» Цель: активизировать нервные волокна в мозолистом теле; укрепить связи передних отделов мозга с мозжечком и вестибулярным аппаратом.

Поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем то же проделать с правой ногой и левой рукой. Выполняется 8-10 раз.

Любим все мы танцевать, руки, ноги поднимать.

Слайд 13. Видео упражнения 4.

Слайд 14. Упражнение 5. «Паучок». Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Руки сжать в кулачки, оставив указательные и большие пальцы вытянутыми. Поочередно соединять указательный палец правой руки и большой палец левой, затем разъединить их, соединить большой палец правой и указательный левой. Повтор 10 раз.

Паучок ползет наверх, вверх-вверх-вверх-вверх,

А затем спускаем вниз, вниз-вниз-вниз-вниз.

Слайд 15. Видео упражнения 5.

Слайд 16. Упражнение 6. «У оленя дом большой». Цель: развитие координации движений, образного мышления и воображения, тренировка внимания и памяти, способствование развитию речи и моторики.

У оленя дом большой (складываем руками рога оленя, затем крышу дома)

Он глядит в свое оконце. (показываем руками перед собой квадратное окно)

Заяц по лесу бежит. (изображаем прыжки зайчика)

В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! Дверь открой! (стучим правым кулаком в воображаемую дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Зайка, зайка, забегай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу, накрываем другой)

Слайд 17. Видео упражнения 6.

Слайд 18. Упражнение 7. «Стройка». Цель: координация речи с движением, развитие моторики, улучшение темпа и ритма речи.

Сжать пальцы в кулаки, большие пальцы спрятать внутрь. Ставить кулаки друг на друга сверху по очереди. Начинать с пола, постепенно поднимая, затем опускать вниз.

Тук-тук, молотком строим, строим новый дом.

Тук-тук, молотком разбираем старый дом.

Слайд 19. Видео упражнения 7.

А сейчас предлагаю вам самостоятельно попробовать выполнить похожие упражнения:

Упражнение 8. «Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем,

А потом их поменяем.

И лезгинку начинаем.

Упражнение 9. «Ухо-нос-хлопок» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.

Ухо, носик мы возьмем,

Хлоп - опять играть начнем.

Слайд 20. Кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. На мой взгляд, видны следующие результаты:

  • снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
  • улучшились навыки самообслуживания;
  • развивается устная речь;
  • формируется логическое мышление;
  • улучшаются коммуникативные навыки;
  • улучшаются внимание, память, воображение.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей.

Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологические упражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могли легче преодолеть стрессовые ситуации, исчез страх перед различными действиями.

Слайд 21. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиология – инновационная технология в речевом развитии дошкольников Подготовила и провела Воспитатель Ванюшкина Н. Н. Муниципальное автономное образовательное учреждение Зареченская средняя общеобразовательная школа Дошкольное отделение Детский сад №9 Одинцово, 2024

Слайд 2

Кинезиология ( от древнегреческого κίνησις ( kínēsis ) "движение" и - λογί α -logía "изучение") — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Слайд 3

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности. Задачи: - Синхронизация работы полушарий и отделов коры головного мозга. - Развитие общей и мелкой моторики. - Развитие памяти, внимания, воображения, мышления. - Развитие речи. - Формирование произвольности высших психических процессов. - Снятие эмоциональной напряженности. - Создание положительного эмоционального настроя.

Слайд 4

Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга») включает в себя: - Дыхательные упражнения. - Глазодвигательные упражнения. - Телесные упражнения. - Коррекционные движения тела и пальцев. - Упражнения для релаксации. - Упражнения для развития мелкой моторики. - Различные виды массажей. - Растяжки.

Слайд 5

В процессе выполнения упражнений дети произносят речевки или стихотворения. Упражнеия используются как на самих занятиях, в качестве динамических пауз ( отдыхалочек ), так и перед занятиями, как организующее звено.

Слайд 6

Упражнение 1. «Привет - пока!» Цель : тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев поочередно. Дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы поочерёдно, не сжимая их в кулачки (начиная с указательного). При сгибании повторяются слова: «Привет! – Пока!».

Слайд 8

Упражнение 2. «Кулак-ребро-ладонь» . Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Слайд 10

Упражнение 3. «Оладушки» . Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, ритма. Правая рука лежит на колене или столе ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять. Бабушка для Ладушки испекла оладушки. Кушай, кушай, Ладушка, вкусные оладушки.

Слайд 12

Упражнение 4. «Потанцуем» Цель: активизировать нервные волокна в мозолистом теле; укрепить связи передних отделов мозга с мозжечком и вестибулярным аппаратом . Поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем то же проделать с правой ногой и левой рукой. Выполняется 8-10 раз. Любим все мы танцевать, руки, ноги поднимать.

Слайд 14

Упражнение 5. «Паучок» . Цель : развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Руки сжать в кулачки, оставив указательные и большие пальцы вытянутыми. Поочередно соединять указательный палец правой руки и большой палец левой, затем разъединить их, соединить большой палец правой и указательный левой. Повтор 10 раз. Паучок ползет наверх, вверх-вверх-вверх-вверх, А затем спускаем вниз, вниз-вниз-вниз-вниз.

Слайд 16

Упражнение 6. «У оленя дом большой» . Цель: развитие координации движений, образного мышления и воображения, тренировка внимания и памяти, способствование развитию речи и моторики . У оленя дом большой (складываем руками рога оленя, затем крышу дома) Он глядит в свое оконце. (показываем руками перед собой квадратное окно) Заяц по лесу бежит. ( изображаем прыжки зайчика) В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь) Тук-тук! Дверь открой! (стучим правым кулаком в воображаемую дверь) Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо) Охотник злой! (изображаем руками ружье) Зайка, зайка, забегай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе) Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу, накрываем другой)

Слайд 18

Упражнение 7. «Стройка». Цель : координация речи с движением, развитие моторики, улучшение темпа и ритма речи . Сжать пальцы в кулаки, большие пальцы спрятать внутрь. Ставить кулаки друг на друга сверху по очереди. Начинать с пола, постепенно поднимая, затем опускать вниз. Тук-тук, молотком строим, строим новый дом. Тук-тук, молотком разбираем старый дом.

Слайд 20

Результаты : снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее; улучшились навыки самообслуживания; развивается устная речь; формируется логическое мышление; улучшаются коммуникативные навыки; улучшаются внимание, память, воображение.

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.Грамматический строй речи"

Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение ...

Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников

Выступление на педагогическом совете МКДОУ№12 по речевому развитию...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.

В статье рассказывается об использовании инновационных технологий в развитии речи детей....

Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"

          В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...

Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников

В статье рассматривается специфика работы речевого центра в дошкольном образовательном учреждении....

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...