Кинезиология – инновационная технология в речевом развитии дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Сообщение из опыта работы о применении методов кинезиологии на занятиях с детьми дошкольного возраста для улучшения их речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologiya.docx | 33.17 КБ |
kineziologiya_2.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа
Дошкольное отделение Детский сад №9
Сообщение из опыта работы
на семинаре
«Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
по теме:
«Кинезиология – инновационная технология в речевом развитии дошкольников»
Подготовила и провела
Воспитатель Ванюшкина Н. Н.
Одинцово, 2024
Слайд 1. Уважаемые слушатели, сегодня я хочу представить вашему вниманию одну из инновационных технологий в речевом развитии, которая называется «кинезиология».
Слайд 2. Кинезиология (от древнегреческого κίνησις (kínēsis) "движение" и -λογία -logía "изучение") — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
Слайд 3. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи:
- Синхронизация работы полушарий и отделов коры головного мозга.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности высших психических процессов.
- Снятие эмоциональной напряженности.
- Создание положительного эмоционального настроя.
Слайд 4. Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга») включает в себя:
- Дыхательные упражнения.
- Глазодвигательные упражнения.
- Телесные упражнения.
- Коррекционные движения тела и пальцев.
- Упражнения для релаксации.
- Упражнения для развития мелкой моторики.
- Различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
- Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Слайд 5. В процессе выполнения упражнений дети произносят речевки или стихотворения. Ритм стихов способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).
Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время образовательной деятельности.
Представляю вашему вниманию примеры упражнений:
Слайд 6. Упражнение 1. «Привет - пока!» Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев поочередно.
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы поочерёдно, не сжимая их в кулачки (начиная с указательного). При сгибании повторяются слова: «Привет! – Пока!».
Слайд 7. Видео упражнения 1.
Слайд 8. Упражнение 2. «Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
Слайд 9. Видео упражнения 2.
Слайд 10. Упражнение 3. «Оладушки». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Правая рука лежит на колене или столе ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.
Бабушка для Ладушки испекла оладушки.
Кушай, кушай, Ладушка, вкусные оладушки.
Слайд 11. Видео упражнения 3.
Слайд 12. Упражнение 4. «Потанцуем» Цель: активизировать нервные волокна в мозолистом теле; укрепить связи передних отделов мозга с мозжечком и вестибулярным аппаратом.
Поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем то же проделать с правой ногой и левой рукой. Выполняется 8-10 раз.
Любим все мы танцевать, руки, ноги поднимать.
Слайд 13. Видео упражнения 4.
Слайд 14. Упражнение 5. «Паучок». Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Руки сжать в кулачки, оставив указательные и большие пальцы вытянутыми. Поочередно соединять указательный палец правой руки и большой палец левой, затем разъединить их, соединить большой палец правой и указательный левой. Повтор 10 раз.
Паучок ползет наверх, вверх-вверх-вверх-вверх,
А затем спускаем вниз, вниз-вниз-вниз-вниз.
Слайд 15. Видео упражнения 5.
Слайд 16. Упражнение 6. «У оленя дом большой». Цель: развитие координации движений, образного мышления и воображения, тренировка внимания и памяти, способствование развитию речи и моторики.
У оленя дом большой (складываем руками рога оленя, затем крышу дома)
Он глядит в свое оконце. (показываем руками перед собой квадратное окно)
Заяц по лесу бежит. (изображаем прыжки зайчика)
В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! Дверь открой! (стучим правым кулаком в воображаемую дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Зайка, зайка, забегай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу, накрываем другой)
Слайд 17. Видео упражнения 6.
Слайд 18. Упражнение 7. «Стройка». Цель: координация речи с движением, развитие моторики, улучшение темпа и ритма речи.
Сжать пальцы в кулаки, большие пальцы спрятать внутрь. Ставить кулаки друг на друга сверху по очереди. Начинать с пола, постепенно поднимая, затем опускать вниз.
Тук-тук, молотком строим, строим новый дом.
Тук-тук, молотком разбираем старый дом.
Слайд 19. Видео упражнения 7.
А сейчас предлагаю вам самостоятельно попробовать выполнить похожие упражнения:
Упражнение 8. «Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем,
А потом их поменяем.
И лезгинку начинаем.
Упражнение 9. «Ухо-нос-хлопок» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.
Ухо, носик мы возьмем,
Хлоп - опять играть начнем.
Слайд 20. Кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. На мой взгляд, видны следующие результаты:
- снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
- улучшились навыки самообслуживания;
- развивается устная речь;
- формируется логическое мышление;
- улучшаются коммуникативные навыки;
- улучшаются внимание, память, воображение.
Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей.
Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологические упражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могли легче преодолеть стрессовые ситуации, исчез страх перед различными действиями.
Слайд 21. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кинезиология ( от древнегреческого κίνησις ( kínēsis ) "движение" и - λογί α -logía "изучение") — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности. Задачи: - Синхронизация работы полушарий и отделов коры головного мозга. - Развитие общей и мелкой моторики. - Развитие памяти, внимания, воображения, мышления. - Развитие речи. - Формирование произвольности высших психических процессов. - Снятие эмоциональной напряженности. - Создание положительного эмоционального настроя.
Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга») включает в себя: - Дыхательные упражнения. - Глазодвигательные упражнения. - Телесные упражнения. - Коррекционные движения тела и пальцев. - Упражнения для релаксации. - Упражнения для развития мелкой моторики. - Различные виды массажей. - Растяжки.
В процессе выполнения упражнений дети произносят речевки или стихотворения. Упражнеия используются как на самих занятиях, в качестве динамических пауз ( отдыхалочек ), так и перед занятиями, как организующее звено.
Упражнение 1. «Привет - пока!» Цель : тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев поочередно. Дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы поочерёдно, не сжимая их в кулачки (начиная с указательного). При сгибании повторяются слова: «Привет! – Пока!».
Упражнение 2. «Кулак-ребро-ладонь» . Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
Упражнение 3. «Оладушки» . Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, ритма. Правая рука лежит на колене или столе ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять. Бабушка для Ладушки испекла оладушки. Кушай, кушай, Ладушка, вкусные оладушки.
Упражнение 4. «Потанцуем» Цель: активизировать нервные волокна в мозолистом теле; укрепить связи передних отделов мозга с мозжечком и вестибулярным аппаратом . Поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем то же проделать с правой ногой и левой рукой. Выполняется 8-10 раз. Любим все мы танцевать, руки, ноги поднимать.
Упражнение 5. «Паучок» . Цель : развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Руки сжать в кулачки, оставив указательные и большие пальцы вытянутыми. Поочередно соединять указательный палец правой руки и большой палец левой, затем разъединить их, соединить большой палец правой и указательный левой. Повтор 10 раз. Паучок ползет наверх, вверх-вверх-вверх-вверх, А затем спускаем вниз, вниз-вниз-вниз-вниз.
Упражнение 6. «У оленя дом большой» . Цель: развитие координации движений, образного мышления и воображения, тренировка внимания и памяти, способствование развитию речи и моторики . У оленя дом большой (складываем руками рога оленя, затем крышу дома) Он глядит в свое оконце. (показываем руками перед собой квадратное окно) Заяц по лесу бежит. ( изображаем прыжки зайчика) В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь) Тук-тук! Дверь открой! (стучим правым кулаком в воображаемую дверь) Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо) Охотник злой! (изображаем руками ружье) Зайка, зайка, забегай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе) Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу, накрываем другой)
Упражнение 7. «Стройка». Цель : координация речи с движением, развитие моторики, улучшение темпа и ритма речи . Сжать пальцы в кулаки, большие пальцы спрятать внутрь. Ставить кулаки друг на друга сверху по очереди. Начинать с пола, постепенно поднимая, затем опускать вниз. Тук-тук, молотком строим, строим новый дом. Тук-тук, молотком разбираем старый дом.
Результаты : снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее; улучшились навыки самообслуживания; развивается устная речь; формируется логическое мышление; улучшаются коммуникативные навыки; улучшаются внимание, память, воображение.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.Грамматический строй речи"
Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение ...
Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников
Выступление на педагогическом совете МКДОУ№12 по речевому развитию...
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.
В статье рассказывается об использовании инновационных технологий в развитии речи детей....
Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...
Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников
В статье рассматривается специфика работы речевого центра в дошкольном образовательном учреждении....
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...