Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников
статья

Жилина Татьяна Викторовна

В статье рассматривается специфика работы речевого центра в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников

Жилина Татьяна Викторовна,

учитель-логопед 1 квалификационной категории, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» Каменского муниципального района Воронежской области.

 

      Речь человека является его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и педагогами, и авторами различных программ как основа становления коммуникативной культуры в дошкольном образовании. Необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности является актуальной всегда, а в условиях реализации ФГОС дошкольного образования она требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

     В январе 2017 года нашему учреждению присвоен статус региональной инновационной площадки.  Детский сад работает над реализацией образовательной модели «LEGO-детский сад».  В ДОУ созданы различные развивающие центры для всестороннего развития наших воспитанников. Одним из таких развивающих центров является центр «Говоруша», в котором я работаю, созданный для развития речи воспитанников средних групп (4 – 5 лет).

     В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

Коммуникативная технология (как и любая другая технология) имеет:

     ● цель, средства ее достижения;

     ● масштаб использования;

     ● вариативность использования и результат.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений, воспитание культуры общения и речи детей;

-основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

           Предлагаю рассмотреть некоторые технологии речевого развития.

1. Мнемотехника объединяет различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти посредством образования дополнительных ассоциаций.

Особенностью технологии является применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

2. Моделирование особенно эффективно при разучивании стихотворений. Суть технологии заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

3. LEGO-технология. Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников в процессе образовательной деятельности по развитию речи.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объёмному изображению декораций из конструктора, помогают ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет конструктор LEGO Education «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

4. Дидактические игры: игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы - декоративно-прикладного искусства и т. д.); настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала).

Нам, педагогам дошкольного образования, необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять, поскольку целенаправленная разнообразная совместная деятельность педагога и детей с применением различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД приведет к положительной динамике в развитии речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.Грамматический строй речи"

Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение ...

Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников

Выступление на педагогическом совете МКДОУ№12 по речевому развитию...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.

В статье рассказывается об использовании инновационных технологий в развитии речи детей....

Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"

          В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»    ...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...