20.06.24 6.Мастер класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
материал по развитию речи
Главная задача педагога – помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умения чувствовать художественную форму, ритм, помогает детям овладеть родным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» с.Становое
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:Болгова Ю.А.
Становое 2024
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер-класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста». Слайд1
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
Задачи:
1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;
Главная задача педагога – помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умения чувствовать художественную форму, ритм, помогает детям овладеть родным языком.
Устное народное творчество, создает уникальные условия для развития речи, мышления, памяти, мотивации поведения, накопление положительного опыта в отношениях, включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, скороговорки, частушки, песни и т. д. – это неоценимое богатство народа.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Малый фольклор играет важную роль в воспитании и развитии детей.
А как влияет устный народный фольклор на развитие детей, я предлагаю вам испробовать на себе и поучаствовать в мастер - классе.
Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Сюда входят такие фольклорные жанры: слайд 2
- Скороговорки
- Загадки
- Пословицы и поговорки
- Потешки
- Считалки
- Дразнилки
- Русские народные сказки
- Народные игры
- Были
-Давайте рассмотрим некоторые из их подробнее.
1. Скороговорки. Слайд 3
Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы учите и слова, и произношение
«Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки»
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
2. Пословицы и поговорки. Слайд 4
Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.
1) Творческое задание «Составить правила к поговорке». Слайд 5
Например:
«В правде сила»
-говори всегда правду;
-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;
-не обращай свою вину на других;
-помогай говорить правду своим близким;
-учи говорить правду младших по возрасту.
«Не учи безделью, а учи рукоделью»
- не бездельничай;
- учи и учись сам;
- не бездельничай с другими;
- помогай своим друзьям;
- учи младших по возрасту.
«Кончил дело – гуляй смело»
- не бросай начатое дело;
- закончи дело, потом отдыхай;
- доводи начатое до конца;
- начал какое-то дело – доделай;
- не ленись.
«Один за всех и все за одного»
- поддержи своего ближнего;
- всегда и во всех случаях помогайте друг другу;
- стойте горой друг за друга в беде.
«Труд кормит, а лень портит;
- не ленись трудиться;
- трудом ты заработаешь на хлеб и еду;
- ленивый не добьется успеха в жизни;
- трудись и добьешься целей в жизни;
- учи младших по возрасту трудолюбию.
«На обиженных воду возят»
- не обижайся без оснований;
- не сердись из-за пустяка;
«Как проворна ни будь ложь, а от правды не уйдешь»
- не обманывай;
- как не лги, а правда выяснится;
- обманывать нельзя;
- правда сильней, а ложь слабей.
3. Загадки. Слайд 6
В своей работе мы очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.
А мы с вами сыграем в игру «Загадки – близнецы»
Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или красного цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого красные, тот даёт ответ.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.
(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.
(Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)
слайд 7
4. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.
Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
1) «Соедини несоединимое»
Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Возьмите карточки, на которых изображены предметы и скажите из какой сказки они?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
«Волшебный клубок»
Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу (волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, коверсамолет, волшебный клубок, шапка-невидимка)
2) Моделирование сказок. Слайд 8
Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.
Затем переходим непосредственно к работе с моделями.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.
Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .
Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;
Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;
Лиса – оранжевый круг;
Заяц – белый круг;
Волк – серый круг;
Медведь – коричневый круг;
Петух – красный круг.
После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.
А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели.
(Участники делятся на группы. Каждая группа создаёт свою модель сказки. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).
Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
3)- «Отгадай героя сказки». Слайд 9
• Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
• Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
• От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
• Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).
• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
• Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем (Репка.)
5. Игра «Скажи по-русски» слайд 10
Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. 1. Баба с воза – кобыле легче.
2. Детская философия. 2. Устами младенца глаголет истина.
3. Без страдания нет наград. 3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
4. Первый из них всегда обречён. 4. Первый блин комом.
5. Один старый и два новых. 5. Старый друг лучше новых двух.
6. Кредиторы ждать не любят. 6. Долг платежом красен.
7. Все пошли – и ты догоняй. 7. Семеро одного не ждут.
8. Чужая рубашка опасна для жизни. 8. Своя рубаха ближе к телу.
9. Будней – то пять, а выходных – два. 9. Делу время – потехе час
10. Конфликт поколений в курятнике. 10. Яйца курицу не учат.
Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...
Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья для родителей ...
«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость....
«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Актуальность исследования. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историко...
Мастер-класс для педагогов «Устное народное творчество как средство развитие речи детей дошкольного возраста»
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества....