Мастер-класс для педагогов «Устное народное творчество как средство развитие речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад №69

Мастер-класс для педагогов «Устное народное творчество как средство развитие речи детей дошкольного возраста»

                   Подготовила воспитатель

               первой квалификационной

         категории Звонкова Тамара Алексеевна

                                       

                             

                                                                                                                           

                                                                                                                                           

г.Оренбург 2024г.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:

1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;

3.Познакомить коллег, как можно разнообразить работу по заучиванию стихотворных произведений (потешки, используя нетрадиционные методы и приемы.

Оборудование: ИКТ;  карточки с загадками жёлтого и красного цвета, карточки с «загадками-близнецами»,  конспект, презентация, маски медведя, зайца, лисы, вороны, сороки,

- музыкальные инструменты: музыкальный молоточек, , бубен, погремушки, деревянные ложки

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня вашему вниманию  представляю мастер-класс  на тему «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Влияние фольклора в развитии и воспитании детей трудно переоценить - это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка, развития его связной речи.

В настоящее время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. К тому же, в конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому  развитию  средствами устного народного творчества. Виды устного народного творчества.

  1. Потешки
  2. Сказки
  3. Загадки
  4. Скороговорки

      5. Пословицы и поговорки

Рассмотрим некоторые из них. Предлагаю вам  ненадолго окунуться в мир детства, поиграть.

Потешки.

Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек..

Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли? (Это зарифмованные короткие истории, стишки и песенки, которые сочетаются с простыми движениями. Они служили для поднятия настроения ребенку,  веселили или «потешали» маленьких детей. Потешки способствуют двигательной активности ребенка,  развитию мелкой моторики, активизируют работу мозга.

- Послушайте, пожалуйста, потешку:

Сидит медведь на колоде - боты подшивает,

А заинька-работничек на скрипочке играет,

А ворона-сторожена  песню припевает,

А сорока-белобока пошла танцевать,

А лисица-молодица пошла в поле жать. 

.

Предлагаю объяснить незнакомые слова ( «колода» - короткое толстое бревно; «боты» - так в старину называли ботинки; «ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит; «молодица» - молодая; «потешает» - развлекает, веселит., жать)

-О каких лесных жителях говорится в этой потешке?

(О медведе, о заиньке-работничке, о вороне-сторожене, о сороке-белобоке, о лисице-молодице.)

-А чем они занимаются? (Демонстрация карточек-зарисовок).

(Медведь – боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, ворона-сторожена – она припевает, сорока-белобока, лисица-молодица …)

-Давайте с вами выучим эту потешку.

(Повторное чтение.)

Заучивание потешки с демонстрацией построчных зарисовок содержания потешки:

- шёпотом,

- вполголоса с хлопками,

- в полный голос с притопами,

- с масками персонажей – построчное рассказывание, с использованием шумовых и народных инструментов,

- с приплясыванием и пропеванием на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»). 

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась в стенах детского сада, она должна носить систематический характер, только тогда мы с вами будем получать положительные результаты и положительные эмоции.

Следующий вид жанра сказки. Для детей и взрослых самым любимым и понятным жанром устного народного творчества. Сказки играют большую роль в развитии связной речи дошкольников, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, форми рует связную речь на лучших образцах литературного языка.

В своей работе я использую такие творческие задания со сказками:

1. Игра «Помогите вспомнить» (по очереди командам)

Например:

Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка»)

2. “Угадай-ка”. Детям необходимо ответить на такие вопросы:

1) Какую песенку пел Колобок?

2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

3. «Определи сказку».

1)Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

2)Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)  

Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

• Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

• От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

• Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).

• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

• Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем (Репка.) 

4.Доскажите имена сказочных героев.

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … (Горыныч)

Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.

5.Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

• портки - штаны

• косоворотка - рубаха с косым воротом

• рать – войско

• чело - лоб

• изгородь - ограда

• перст - палец

• око – глаз

• уста - рот, губы

6. «Расскажи сказку по-другому».

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица героя сказки или предмета.

Например:

-«Колобок» от лица тропинки.

Загадки

Систематическая работа по развитию речи у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

 Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. «Загадки – близнецы»

 Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.

1. Нет ног, а хожу,                           1. Кто ходит ночь

  Рта нет, а скажу.                                И ходит день.

  Когда спать,                                       Не зная, что такое лень?

  Когда вставать.

2. Не портной, а всю жизнь            2. Ползун ползёт,

с иголками ходит.                                Иголки везёт.

3. И комковато,                               3. Меня режут – трут,

И ноздревато,                                      Колотят – бьют,

И мягко, и ловко,                                А я всё терплю-

А всех милее.                                     Людям добром плачу.

4. Ночью не спит,                           4. А у нашей Анютки

Мышей сторожит.                             Зверь в атласной шубке,

                                                            Возле печки греется,

                                                            без водички моется.

5. Красные лапки,                          5. В воде купался,

Длинная шея.                                     Да сух остался.

Щиплет за пятки –

Беги без оглядки.

6. Растёт она вниз головой,          6. Белая морковка

Не летом растёт, а зимой.                 Зимой растёт.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

7. Сидел на заборе,                        7. Не ездок,

Пел да кричал,                                 А со шпорами,

А как все собрались,                       Не сторож,

Взял да замолчал.                            А всех будит.

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру  «Отгадай». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

СКОРОГОВОРКИ - этофразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями.Скороговорки учат четко и правильно произносить слова, говорить чисто и понятно, поэтому их так и называли   - «чистоговорки».

Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.

Как проговаривать скороговорки с детьми?

Существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в работе со скороговорками. 

1.Произнесите скороговорку очень быстро и четко. Ребенку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.

2. Расскажите ребёнку скороговорку медленно и внятно. Покажите иллюстрацию к ней. Уточните или объясните незнакомые слова. Задайте ребёнку вопросы по содержанию скороговорки. Спросите, какой звук встречается чаще.

 3. Попросите ребенка повторить за вами скороговорку очень медленно и чётко (по слогам). Обращайте внимание на правильное произношение всех звуков. Цель этого этапа – выучить скороговорку.

 4. Предложите ребенку проговорить вместе с вами скороговорку беззвучно (артикулируя языком и губами), затем шёпотом.

 5. Затем попросите ребенка произнести скороговорку вслух, в ровном темпе, отчётливо проговаривая каждый звук, используя логические ударения и правильную интонацию.

6. Предложите ребёнку повторить скороговорку 3 раза подряд.

Запоминанию скороговорок помогают приёмы мнемотехники. Глядя на мнемотаблицу, ребёнок заучивает текст намного быстрее и эффективнее. Мнемотаблицы либо готовые, либо нарисованные детьми.

Для повторения изученных скороговорок можно использовать игры со скороговорками:  

Произнести скороговорку, подкидывая мяч на каждое слово.  

Произнести скороговорку, отбивая мяч от пола на каждое слово.  

Произнести скороговорку, перекладывая мячик из одной руки в другую на каждое слово.

 Произнести скороговорку удивлённо. радостно. грустно.

 

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

1. У четырех черепашек четыре черепашонка.

2. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

3. Испугались медвежонка
 
Ёж с ежихой и с ежонком,
 
Стриж с стрижихой и стрижонком.

4. Сшила Саша Сашке шапку,
   
Сашка шапкой шишку сшиб.

5. Два щенка, щека к щеке,
   
Щиплют щетку в уголке.

Пословица -Это краткое изречение, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

Игра «Скажи по-русски»

 Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. / Баба с воза – кобыле легче.

Детская философия. / Устами младенца глаголет истина.

Без страдания нет наград. /Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Первый из них всегда обречён. / Первый блин комом.

Один старый и два новых. / Старый друг лучше новых двух.

Кредиторы ждать не любят. / Долг платежом красен.

Все пошли – и ты догоняй. / Семеро одного не ждут.

Чужая рубашка опасна для жизни. / Своя рубаха ближе к телу.

Будней – то пять, а выходных – два. / Делу время – потехе час.

Конфликт поколений в курятнике. / Яйца курицу не учат.

Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

1Творческое задание «Составить правила к поговорке».

 «В правде сила»

-говори всегда правду;

-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;

-не обращай свою вину на других;

-помогай говорить правду своим близким;

-учи говорить правду младших по возрасту.

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

- не бездельничай;

- учи и учись сам;

- не бездельничай с другими;

- помогай своим друзьям;

- учи младших по возрасту.

«Кончил дело – гуляй смело»

- не бросай начатое дело;

- закончи дело, потом отдыхай;

- доводи начатое до конца;

- начал какое-то дело – доделай;

- не ленись.

«Один за всех и все за одного»

- поддержи своего ближнего;

- всегда и во всех случаях помогайте друг другу;

- стойте горой друг за друга в беде.

«Труд кормит, а лень портит;

- не ленись трудиться;

- трудом ты заработаешь на хлеб и еду;

- ленивый не добьется успеха в жизни;

- трудись и добьешься целей в жизни;

- учи младших по возрасту трудолюбию.

«На обиженных воду возят»

- не обижайся без оснований;

- не сердись из-за пустяка;

2. Инсценировка пословиц.

Задание : показать мимикой и жестами то, как они понимают пословицы.

Например такие:

-слышали звон, да не узнали, где он.

-задрал нос, что кочергой не достанешь.

3. Иллюстрирование пословиц.

Дети очень любят рисовать и им нравится что-то придумывать, поэтому данное задание для них очень интересно.

Например, такие пословицы:

«Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Не имей сто рублей. А имей сто друзей».

Вывод: развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей. Так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на  сегодняшнем мастер-классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...

«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость....

«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историко...

20.06.24 6.Мастер класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Главная задача педагога – помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества. Вос...