Мастер-класс для педагогов «Устное народное творчество как средство развитие речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
автономное учреждение детский сад №69
Мастер-класс для педагогов «Устное народное творчество как средство развитие речи детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной
категории Звонкова Тамара Алексеевна
г.Оренбург 2024г.
Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
Задачи:
1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;
3.Познакомить коллег, как можно разнообразить работу по заучиванию стихотворных произведений (потешки, используя нетрадиционные методы и приемы.
Оборудование: ИКТ; карточки с загадками жёлтого и красного цвета, карточки с «загадками-близнецами», конспект, презентация, маски медведя, зайца, лисы, вороны, сороки,
- музыкальные инструменты: музыкальный молоточек, , бубен, погремушки, деревянные ложки
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня вашему вниманию представляю мастер-класс на тему «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Влияние фольклора в развитии и воспитании детей трудно переоценить - это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка, развития его связной речи.
В настоящее время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. К тому же, в конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами устного народного творчества. Виды устного народного творчества.
- Потешки
- Сказки
- Загадки
- Скороговорки
5. Пословицы и поговорки
Рассмотрим некоторые из них. Предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства, поиграть.
Потешки.
Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек..
Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли? (Это зарифмованные короткие истории, стишки и песенки, которые сочетаются с простыми движениями. Они служили для поднятия настроения ребенку, веселили или «потешали» маленьких детей. Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируют работу мозга.
- Послушайте, пожалуйста, потешку:
Сидит медведь на колоде - боты подшивает,
А заинька-работничек на скрипочке играет,
А ворона-сторожена песню припевает,
А сорока-белобока пошла танцевать,
А лисица-молодица пошла в поле жать.
.
Предлагаю объяснить незнакомые слова ( «колода» - короткое толстое бревно; «боты» - так в старину называли ботинки; «ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит; «молодица» - молодая; «потешает» - развлекает, веселит., жать)
-О каких лесных жителях говорится в этой потешке?
(О медведе, о заиньке-работничке, о вороне-сторожене, о сороке-белобоке, о лисице-молодице.)
-А чем они занимаются? (Демонстрация карточек-зарисовок).
(Медведь – боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, ворона-сторожена – она припевает, сорока-белобока, лисица-молодица …)
-Давайте с вами выучим эту потешку.
(Повторное чтение.)
Заучивание потешки с демонстрацией построчных зарисовок содержания потешки:
- шёпотом,
- вполголоса с хлопками,
- в полный голос с притопами,
- с масками персонажей – построчное рассказывание, с использованием шумовых и народных инструментов,
- с приплясыванием и пропеванием на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»).
Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась в стенах детского сада, она должна носить систематический характер, только тогда мы с вами будем получать положительные результаты и положительные эмоции.
Следующий вид жанра сказки. Для детей и взрослых самым любимым и понятным жанром устного народного творчества. Сказки играют большую роль в развитии связной речи дошкольников, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, форми рует связную речь на лучших образцах литературного языка.
В своей работе я использую такие творческие задания со сказками:
1. Игра «Помогите вспомнить» (по очереди командам)
Например:
Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка»)
2. “Угадай-ка”. Детям необходимо ответить на такие вопросы:
1) Какую песенку пел Колобок?
2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
3. «Определи сказку».
1)Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2)Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
• Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
• От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
• Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).
• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
• Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем (Репка.)
4.Доскажите имена сказочных героев.
• Кощей… (Бессмертный)
• Елена… (Прекрасная)
• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)
• Сестрица… (Аленушка)
• Финист… (Ясный сокол)
• Иван…. (Царевич или дурак)
• Братец… (Иванушка)
• Змей … (Горыныч)
Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.
5.Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:
• портки - штаны
• косоворотка - рубаха с косым воротом
• рать – войско
• чело - лоб
• изгородь - ограда
• перст - палец
• око – глаз
• уста - рот, губы
6. «Расскажи сказку по-другому».
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица героя сказки или предмета.
Например:
-«Колобок» от лица тропинки.
Загадки
Систематическая работа по развитию речи у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. «Загадки – близнецы»
Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.
1. Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень?
Когда вставать.
2. Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,
с иголками ходит. Иголки везёт.
3. И комковато, 3. Меня режут – трут,
И ноздревато, Колотят – бьют,
И мягко, и ловко, А я всё терплю-
А всех милее. Людям добром плачу.
4. Ночью не спит, 4. А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
без водички моется.
5. Красные лапки, 5. В воде купался,
Длинная шея. Да сух остался.
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки.
6. Растёт она вниз головой, 6. Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
7. Сидел на заборе, 7. Не ездок,
Пел да кричал, А со шпорами,
А как все собрались, Не сторож,
Взял да замолчал. А всех будит.
С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру «Отгадай». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.
СКОРОГОВОРКИ - этофразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями.Скороговорки учат четко и правильно произносить слова, говорить чисто и понятно, поэтому их так и называли - «чистоговорки».
Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.
Как проговаривать скороговорки с детьми?
Существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в работе со скороговорками.
1.Произнесите скороговорку очень быстро и четко. Ребенку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.
2. Расскажите ребёнку скороговорку медленно и внятно. Покажите иллюстрацию к ней. Уточните или объясните незнакомые слова. Задайте ребёнку вопросы по содержанию скороговорки. Спросите, какой звук встречается чаще.
3. Попросите ребенка повторить за вами скороговорку очень медленно и чётко (по слогам). Обращайте внимание на правильное произношение всех звуков. Цель этого этапа – выучить скороговорку.
4. Предложите ребенку проговорить вместе с вами скороговорку беззвучно (артикулируя языком и губами), затем шёпотом.
5. Затем попросите ребенка произнести скороговорку вслух, в ровном темпе, отчётливо проговаривая каждый звук, используя логические ударения и правильную интонацию.
6. Предложите ребёнку повторить скороговорку 3 раза подряд.
Запоминанию скороговорок помогают приёмы мнемотехники. Глядя на мнемотаблицу, ребёнок заучивает текст намного быстрее и эффективнее. Мнемотаблицы либо готовые, либо нарисованные детьми.
Для повторения изученных скороговорок можно использовать игры со скороговорками: ⎫
Произнести скороговорку, подкидывая мяч на каждое слово.
Произнести скороговорку, отбивая мяч от пола на каждое слово.
Произнести скороговорку, перекладывая мячик из одной руки в другую на каждое слово.
Произнести скороговорку удивлённо. радостно. грустно.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
1. У четырех черепашек четыре черепашонка.
2. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
3. Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
4. Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
5. Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Пословица -Это краткое изречение, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.
Игра «Скажи по-русски»
Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. / Баба с воза – кобыле легче.
Детская философия. / Устами младенца глаголет истина.
Без страдания нет наград. /Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Первый из них всегда обречён. / Первый блин комом.
Один старый и два новых. / Старый друг лучше новых двух.
Кредиторы ждать не любят. / Долг платежом красен.
Все пошли – и ты догоняй. / Семеро одного не ждут.
Чужая рубашка опасна для жизни. / Своя рубаха ближе к телу.
Будней – то пять, а выходных – два. / Делу время – потехе час.
Конфликт поколений в курятнике. / Яйца курицу не учат.
Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.
1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».
«В правде сила»
-говори всегда правду;
-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;
-не обращай свою вину на других;
-помогай говорить правду своим близким;
-учи говорить правду младших по возрасту.
«Не учи безделью, а учи рукоделью»
- не бездельничай;
- учи и учись сам;
- не бездельничай с другими;
- помогай своим друзьям;
- учи младших по возрасту.
«Кончил дело – гуляй смело»
- не бросай начатое дело;
- закончи дело, потом отдыхай;
- доводи начатое до конца;
- начал какое-то дело – доделай;
- не ленись.
«Один за всех и все за одного»
- поддержи своего ближнего;
- всегда и во всех случаях помогайте друг другу;
- стойте горой друг за друга в беде.
«Труд кормит, а лень портит;
- не ленись трудиться;
- трудом ты заработаешь на хлеб и еду;
- ленивый не добьется успеха в жизни;
- трудись и добьешься целей в жизни;
- учи младших по возрасту трудолюбию.
«На обиженных воду возят»
- не обижайся без оснований;
- не сердись из-за пустяка;
2. Инсценировка пословиц.
Задание : показать мимикой и жестами то, как они понимают пословицы.
Например такие:
-слышали звон, да не узнали, где он.
-задрал нос, что кочергой не достанешь.
3. Иллюстрирование пословиц.
Дети очень любят рисовать и им нравится что-то придумывать, поэтому данное задание для них очень интересно.
Например, такие пословицы:
«Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Не имей сто рублей. А имей сто друзей».
Вывод: развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей. Так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309279-1381056004.jpg)
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673579-1443121444.jpg)
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/20/picture-345961-1716211096.jpg)
Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья для родителей ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309279-1381056004.jpg)
«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503941-1413914971.jpg)
«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Актуальность исследования. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историко...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/03/picture-1265705-1599129204.jpg)
20.06.24 6.Мастер класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Главная задача педагога – помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества. Вос...