«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
проект (средняя группа)
Актуальность исследования. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_narodnomu_tvorchestvu_v_sredney_gruppe.docx | 59.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Устное народное творчество как средство развития речи
детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель средней группы
Дорохова Татьяна Витальевна.
Санкт-Петербург 2018
Оглавление
2.3. Формы работы
2.4. Проектная деятельность
Вывод
Заключение
Список литературы
Приложение
Содержание
Актуальность исследования. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.
В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.
Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. (13, стр.12)
Цель работы: раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.
Объект исследования: речевая деятельность дошкольников.
Задачи исследования: 1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.;
2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребёнка, овладевающего родным языком. Это тесно связано с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребёнка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, формирование связной речи (диалог – монолог).
ГЛАВА I. Психолого-педагогический аспект развития речи дошкольников
1. Развитие речи детей в исследованиях психологов и педагогов
Направление работы по освоению дошкольниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только педагогики и психологии, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
А. М. Горький развернул и обосновал тезис о коллективности фольклора, получивший признание и развитие в советской науке. Еще до революции, в 1909 г., А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».
В 1934 г. в докладе А. М. Горького на I Всесоюзном съезде советских писателей мысль о коллективной творческой природе фольклора получила многостороннее развитие.
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин).
Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребёнка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период.
2. Речь. Виды речи.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.
Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Диалог рассматривается как вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Именно через него люди вступают в общение с другими людьми.
Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.
Содержательная основа диалога в дошкольном детстве - словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребёнка, совместный рассказ сверстников. Большое значение в речевом развитии речи дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети чувствуют себя по настоящему равными, свободными, раскованными; учатся самоорганизации, самодеятельности и самоконтролю.
В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнёров, оно рождается лишь во взаимодействии.
В диалоге со сверстниками в большей степени приходится ориентироваться на собственного партнёра, учитывая его возможности (часто ограниченные), поэтому произвольно строя своё высказывание, используя контекстную речь.
Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Диалогу надо учить, учить языковым играм, учить словесному творчеству (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, М. М. Конина).
ВИДЫ РЕЧИ
ДИАЛОГ МОНОЛОГ
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких.
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность - приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм - приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
3. ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
3. 1) МАЛЫЕ ЖАНРЫ
А) Колыбельные песни
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка - дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Сон да дрема,
Приди к Ване в голова,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.
Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.
Б) Пестушки
В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
В) Потешки
Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Зачем дров не колол, Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец [маленький],
Ты, коротенец [короткий],
По воду ходи,
Баньку топи,
Робят мой,
Телят корми...
Г) Прибаутки
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:
Коза муку мелет, Козел засыпает;
Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом...
В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я горох молочу!
К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь они хотят.
Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.
Д) Календарный детский фольклор
Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстниковразным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.
Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.
Е) Жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки
Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о жеребьевых сговорках, считалках, дразнилках во всех их разновидностях.
Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам», главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» (Из сказок или песен.) «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)
Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и во-рожитки. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.
У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.
Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.
Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.
Ж) Загадки
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств.
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.
З) Пословицы и поговорки
Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию.
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.
Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.
3. 2. БЫЛИНЫ
Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.
В 1949 г. писательница и фольклористка И. В. Карнаухова выпустила сборник «Русские богатыри. Былины», многократно переиздававшийся в последующее время. Былины пересказаны в этой книге ритмической прозой. Писательница освободила их от архаических свойств и качеств, но сохранила своеобразие эпоса в эпитетах, сравнениях, приемах гиперболизации. Карнауховой удалось донести до читателя величавую героику эпоса, дать почувствовать его историческую природу, не смешав при этом эпос со сказкой. В сборник Карнауховой включены пересказы наиболее известных характерных былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других героях эпоса. Илья Муромец — первый богатырь, ему посвящено большинство пересказов. Последовательность былин в сборнике связана с последовательностью развития действия в них.
3. 3. СКАЗКИ
Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о- доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить.
В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…» Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.
Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета.
Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей. «Старшие ушли,— говорится в сказке «Гуси-лебеди»,— а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась-загулялась.… Испуг, затем поиски с постепенно пропадающей надеждой найти брата и, наконец, горькое отчаяние: «Кликала, заливаясь слезами, причитывала... братец не откликнулся!»
Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках — темная, солнце — красное, меч у героя — острый, дворцы — белокаменные, камни — самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.
4. Возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста в программе «Истоки»
Программа «Истоки», рекомендована Министерством образования России. В программе учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. В разделе «Речь и речевое общение» программы доминирующее значение приобретает развитие у детей умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, а также точно и разнообразно выражать мысли и чувства.
Возраст от трёх до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности, создаёт предпосылки для их дальнейшего развития.
Основная функция речи - функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. В связи с развитием игровой деятельности переходим от предметно - манипулятивных сюжетно-образных игр к совместной сюжетно-ролевой игре, возникают новые потребности общения. Благодаря этому появляются новые типы высказываний: компенсирующие собственные игровые действия, корректирующие поведение партнёра, планирующие ближайшие действия и распределение ролей. Дети используют такие средства коммуникации как улыбка, смех, выразительные движения, позы, контакт глаз. Речевые действия при этом, как правило, не скоординированы. Дети говорят вслух в присутствии друг друга и часто не обращают внимания на высказывания соседа. Развитие диалога со сверстником выражается в согласовании практических действий, в адекватном ответе действием на речь партнёра и затем в согласовании высказываний.
Основные достижения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передний план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с партнёром приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.
Речь используется для становления контактов с окружающими, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли, чувства партнёра, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и людей, средством познавательной деятельности.
Постепенно в недрах диалогического общения у детей зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Она возникает вследствие желания ребёнка поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем.
ГЛАВА II. Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества
Заложенные в фольклорные языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.
Изучив и проанализировав опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», С. И. Мерзляковой «Фольклор - музыка - театр», М. Н. Мельникова «Русский детский фольклор», я определила следующие задачи:
1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
2.Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.
4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
Реализацию поставленных задач я начала:
- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству
- с составления перспективного плана работы для детей младшего, дошкольного возраста
- с консультаций и бесед для родителей.
Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.
1. Создание развивающей речевой среды в группе:
возрастной подход;
функциональность;
вариативность;
наглядность;
системность;
комфортность;
самостоятельность;
доступность;
применяемость;
соответствие требованиям программы.
2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).
3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:
развивающие игры, игры - драматизации, сюжетно -ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини - конкурсы, игры - соревнования.
4. Работа с родителями:
Родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.
Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе.
Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.
Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное к концу года дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.
Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия мы проводили в музее «Русского быта», который находится в соседней группе. Дети с большим удовольствием ходили в музей на экскурсии, мы проводили в нем занятия.
Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:
Уровень развития речи детей.
Знание детьми малых фольклорных форм.
Понимание детьми жанра устного народного творчества.
Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
Для обследования я использовала следующую методику:
О.Л.Князева, М.Д. Маханева Программа «Приобщение детей тк истокам русской народной культуры».
Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:
- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.
- Беседа с детьми.
- Словесные игры.
Полученные результаты показали, что только 18% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора. 17% детей показали низкий уровень.
Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.
Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей.. Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.
На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).
Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду. Готовили декорации для театра.
Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.
Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
2.4. Проектная деятельность
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством устного народного творчества при ознакомлении с художественной литературой.
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и создание необходимых условий для знакомства детей с устным народным творчеством.
Задачи:
Сформировать интерес к художественной литературе и развивать память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
Расширять и активизировать словарный запас детей. формировать умение слушать и понимать услышанное, учить потешки, сказки и понимать выученное, рассказывать и пересказывать их наизусть, понимать их
Знакомить детей с устным народным творчеством. Формировать интерес к фольклору и сказкам ,знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, потешек ,умение отгадывать загадки
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
Актуальность:
Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.
1. Ухудшение состояния здоровья детей
2. Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
3. Большое время занимает компьютер и другие средства технического прогресса
4. Психологи утверждают: дошкольный возраст сентизивный период, а значит он, наиболее благоприятен для развития речи, формирование культуры речевого общения.
Одно из актуальных действенных средств, для развития речи- это театральные игры, которые являются благоприятной средой для активизации речевой активности детей дошкольного возраста. Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Это - устное народное творчество. Устное народное творчество как средство развития речи детей. Речь является важным средством самовыражения ребенка. Особая роль в языковом развитии принадлежит устному народному творчеству, которое объединило в себе и красоту, и богатство русского языка. Народное творчество несет в себе не только развитие речи, но и формирует духовно нравственного человека. А ведь духовно – нравственный человек – это великое творение природы.
Проблема:
Недостаточное использование произведений устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза:
Наряду с основными методами и приемами развития речи дошкольников
можно и нужно использовать богатейший материал творчества народа.
Новизна:
Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование народного устного творчества в виде малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использование создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
Разработана система организации консультативной методической поддержки для родителей.
Теоретическая основа:
Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе (С.А.Газиева, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Х.И. Салимханова), осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш.Халикова). Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора (О.Н.Сомкова).Некоторыми педагогами определены пути развития родной речи детей с помощью словесного творчества народа (С.А.Алиева и др.).
Роль книги изменилась, в наш век новых информационных технологий родители книги своим детям совсем не читают. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой. Речь является важным средством самовыражения ребенка. Особая роль в языковом развитии принадлежит устному народному творчеству, которое сконцентрировало в себе всю красоту и богатство русского языка. Во время выполнения проектной деятельности происходит знакомство ребенка с произведениями устного народного творчества. Данный проект успешно расширяет словарный запас, развивает образность речи. В результате общения с произведениями устного народного творчества ребенку передаются их настроения и чувства: радость, грусть, тревога, нежность.
Ход проекта направлен на реализацию важнейшей задачи – это развитие речи детей дошкольного возраста. Целью разработки стало обучение, понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию, обогащение словарного запаса. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и выразительно выражать свои мысли чувства, развивается умение образно описывать предмет. Отгадывание и загадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарный запас за счет многозначности слов, формирует представления о переносном значении слов. Разгадывание загадок развивают способность анализировать, обобщать, формирует умение делать выводы. У детей дошкольного возраста недостаточно выработана дикция. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, «проглатывание» окончаний и наоборот, излишне замедленная манера произношения слов. В результате проведенной работы, у детей улучшится четкое произношение. Детям дошкольного возраста очень интересны сказки. Через сказку дети знакомятся с бытом, интересом народа. Сказки рассказывают о жизни, не похожую на обычную. Потому что значительно повышается уровень речевого развития детей дошкольного возраста при использовании произведений народного творчества. Целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Паспорт проекта
Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством устного народного творчества при ознакомлении с художественной литературой.
Возрастная категория проекта
Дети среднего дошкольного возраста, родители
Руководитель проекта
воспитатель
Участники проекта
Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги
Возраст воспитанников, обучающихся
4-5лет
Особенности проекта
-творческий,
-практико-ориентированный.
Цель проекта:
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и создание необходимых условий для знакомства детей с устным народным творчеством.
Задачи проекта:
Сформировать интерес к художественной литературе и развивать память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
Расширять и активизировать словарный запас детей. формировать умение слушать и понимать услышанное, учить потешки, сказки и понимать выученное, рассказывать и пересказывать их наизусть, понимать их
Знакомить детей с устным народным творчеством. Формировать интерес к фольклору и сказкам, знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, потешек, умение отгадывать загадки
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
Ресурсы проекта
Детские книги, энциклопедии, справочники, журналы.
Портреты писателей
Проектор
Экран
Слайды
Магнитофон
Ноутбук
СД диски
Образовательная область
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Методы и приемы ознакомления детей с литературой
-Чтение произведений
- Заучивание наизусть
-Выразительное чтение
-Прослушивание аудиозаписи
-Показ иллюстраций, картинок, игрушек
-Элементы инсценировки
-Просмотр диафильмов, видеофильмов, слайдов
- Оформление выставки
-Игры-драматизации, инсценировки
-Дидактические игры
-Театрализованные игры, использование разных видов театра
-Игровая деятельность
Предполагаемые результаты и продукты проекта
Результат деятельности детей–
В процессе работы будут замечены такие изменения:
-у детей повысится интерес к устному народному творчеству, они будут использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно будут организовывать народные игры – забавы с помощью считалок
-творческая выставка рисунков по теме;
- изготовление самодельных книжек .
- дети должны научиться понимать смысл сказок;
- дети должны научиться отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- дети должны стать менее застенчивыми, не боясь, выбирать любую роль.
- должно улучшиться детско-родительские отношения.
Результат деятельности родителей:
-у родителей также повысится интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием будут разучивать с детьми и подбирать пословицы и поговорки, объяснять детям их смысл.
-изготовление самодельных книжек
-участие в народных праздниках и гуляниях.
Формы работы с детьми
-Разучивание колыбельных песен
-Чтение и разбор русских народных сказок – использование потешек и прибауток
-Разучивание пословиц, поговорок – придумывание и отгадывание загадок
-Занятия по развитию речи – артикуляционная гимнастика
-Речевые досуги – игры (драматизации, подвижные, словесные)
-Спортивные досуги – пальчиковая гимнастика
Формы работы с родителями:
Информационные стенды для родителей;
- Папки – передвижки;
- Выставки детских работ, дидактических игр,
рекомендуемой литературы;
- Консультации, буклеты, памятки;
- Индивидуальное собеседование.
Практическая деятельность
Досуг «Вечер загадок».
Инсценирование русской народной сказки «Теремок»……
Развлечение «Широкая Масленица»
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Консультация для воспитателей
«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».
Отчёт по теме самообразования.
Этапы реализация проекта
Проект предполагает несколько этапов его реализации в течение 2015-2016 учебного года.
Сентябрь- октябрь
2015 г.
подбор фольклорного материала
-первичная диагностика детей
-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта
-подбор дидактического и методического оснащения проекта
Обзор литературы по проблемам воспитания детей средствами устного народного творчества.
Подбор иллюстраций и слайдов по теме.
Изготовление дидактических игр, картотеки.
Разработка перспективного плана работы по теме.
2 этап
Основной
Ноябрь- апрель
2016 г.
Реализация основных мероприятий проекта.
Создание предметно-окружающей среды (привлечение родителей воспитанников к изготовлению дидактических игр, библиотеки и книжного уголка).
Организация работы по взаимодействию с социальными институтами (библиотека).
3 этап
Заключительный
Май-июнь
2016 г.
Проведение мониторинга результативности работы по проекту.
Анализ реализации проекта.
Заключение
Проведенная работа показала – ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.
Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:
-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.
- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.
Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.
Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.
Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аникин В.П., Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977.
2.Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996.
3.Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.
4.Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.
5.Бобкова Т.И., Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Москва “Творческий центр”, 2008.
6.Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006.
7. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2009.
8.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 304 с.: ил.
9.Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. - М., 1991. - 211с.
10.Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 174 с.
11.Устное народное творчество: виды и жанры. – Режим доступа: Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
Приложение 1
Анкета для родителей (младший и средний возраст)
1. Ф.И. ребёнка, его возраст, кто отвечает на анкету (мама, папа)
2. Какое место в Вашей жизни занимает книга?_______________________
3. Как часто вы читаете? Сколько времени? (20, 30 мин и т.д.)___________
4. Любите ли Вы читать книги своему ребёнку?_______________________
5. Часто ли Вы читает книги своему ребёнку?________________________
6. Какие книги Вы читаете своему ребёнку?_________________________
7. Какие книги любит Ваш ребёнок?________________________________
8. Вы читаете книги ребёнку каждый день? Как долго?_________________
9. Есть ли у Вашего ребёнка потребность в том, чтобы ему читали книги?____
10. С удовольствием ребёнок слушает или нет?_________________________
11. Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребёнком?_________________________
12. Как Вы считаете, приносит ли пользу домашнее чтение? Какую? (Охарактеризуйте результат).________________________________________________________
13. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок любил книги?____________________________________________________________
14. Ваши пожелания и замечания по поводу чтения книг.______________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для родителей старших дошкольников
Любите ли Вы читать книги?
Какие книги для детей есть в Вашей домашней библиотеке?
Как часто Вы читаете книги своему ребенку?
. Какие книги Вы читаете своему ребенку?
Какие книги любит Ваш ребенок?
Есть ли у Вашего ребенка потребность в том, чтобы ему читали книги?
Кто из членов семьи читает ребенку книги?
Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребенком?
Учите ли Вы ребенка различать жанры?
Умеет ли Ваш ребенок определять характерные признаки литературных жанров?
Сформированы ли навыки пересказа литературного произведения у Вашего ребенка?
Как Вы считаете приносит ли пользу домашнее чтение? Какую?
Умеет ли Ваш ребенок выразительно читать стихи?
Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок любил книги?
. Какие имеются предложения и пожелания по улучшению отбора книг для детей, их усовершенствованию?
Приложение 3
Перспективный план «Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством устного народного творчества при знакомление с художественной литературой»
Сентябрь.
1. Колыбельные.
Сделать колыбельку, кровать-качалку, чтобы дети пели
колыбельные песни куклам.
2. День рождения детей (корона, трон для именинника).
3. Праздник осени.
Октябрь.
1.Русские народные сказки.
Чтение с детьми в свободное время, перед сном, после ужина. Театрализованная деятельность детей.
2. День рождения.
3. Путешествие в страну сказок со сказочницей Ариной.Сюрпризные моменты на занятиях.
4. Сделать новый театр «Кукла-кулек».
Ноябрь.
1.Авторские сказки. К.И.Чуковский.
2. Драматизация сказки « Мойдодыр»
3.День рождения.
Декабрь.
1. Обрядовые, традиционные песни.
(Маленькой елочке…, Новый год, В лесу родилась елочка)
2. Праздник « Новый год»
3. День рождения.
Январь.
1. Народные песенки, потешки, прибаутки.
(Солнышко - колоколнышко, Петушок-петушок) и т.д.
2. Рождество Христово.
3. День рождения.
Февраль.
1. Частушки.
2. День рождения.
3. Масленица – широкая Боярыня.
(пляшем « Барыню», делаем «петуха с лентами»).
4. 23 февраля – день защитника отечества.
Март.
1. Дразнилки, скороговорки, прибаутки.
2. Праздник мам «8 марта» .
3. День рождения.
Апрель.
1. Пословицы, поговорки.
2. День рождения.
3. Праздник Весны.
Май.
1. Народные приметы, заклички.
2. День рождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...
Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья для родителей ...
«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость....
Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребё...
Аттестационная работа «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Выпускная квалификационная работа - программа опытно-исследовательской деятельности, конспекты проводимых занятий, примерный перечень используемых в работе малых фольклорных форм....