Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ: «Путешествие в Лукоморье…»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ:
«Путешествие в Лукоморье…»
Воспитатель: «Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться со мной в интересное путешествие по сказкам. Хотите? Тогда - в путь!
(Под легкую музыку, дети следуют за воспитателем по дорожкам здоровья)
Воспитатель: Посмотрите, какое интересное дерево перед нами. Как оно называется? (ответы детей)
Правильно, дуб. Но он совсем не обычный.
- златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Какой поэт описал именно та дуб? (ответы детей)
Правильно, это А.С.Пушкин. Сейчас я вам немного расскажу о нем.
«Когда-то очень давно, в 1799 году в одной дворянской семье родился мальчик, которого назвали Александром.
Жил он в Москве и у его родителей в доме была большая библиотека, потому что его родители мама Надежда Осиповна и папа Сергей Львович очень любил поэзию. Вот и маленький Саша любил читать эти книги, хотя учился он в школе плохо.
Летом Сашенька любил ездить к своей бабушке Марии Алексеевне в подмосковное село Захарово, там он много читал и играл.
В раннем детстве у Саши была его любимая няня Арина Родионовна. Она очень любила сказки и всегда рассказывала ему, а потом он воплотил их в свои замечательные сказки»
Воспитатель: А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (полные ответы детей)
Назовите главных героев сказок. Какие герои положительные, а какие герои отрицательные?
Воспитатель: Молодцы, все сказки вы назвали правильно. А теперь я вас проверю, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте из каких они сказок? А ответы мы проверим на экране.
(воспитатель берет ларец из под дуба, а там загадки)
Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
Ответ: Рыбка
У царя жена вторая,
Дни беспутно коротая,
Говорила по-секрету
С этим маленьким предметом.
Ответ: Зеркальце
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
Ответ: Петушок
Что за зверь в хустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
Ответ: Белка
Молодцы, а теперь давайте с вами разомнемся.
Физкультминутка:
Давным-давно жил царь Дадон
И делал каждый день зарядку:
Он головой крутил, вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался.
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
Психолог: Молодцы, а теперь я для вас тоже подготовила задание.
Нужно старинные слова из сказок заменить на современные:
Лихо - плохо
Дивясь - удивляясь
Персты - пальцы
Кликать - звать
Браниться - ругаться
Ступай - иди
Надобно - надо
Град - город
Молодцы, а теперь попробуйте объяснить пословицу
И к какой из сказок она подходит?
(« Сказка о Попе и работнике его Балде»)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в сказку. Инсценировка отрывка из « Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Воспитатель читает, дети инсценируют:
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
"Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу". -
"А кого же на примете
Ты имеешь?" - "Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?" -
Князь со страхом ждёт ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
"Да, такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всём об этом
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом".
Воспитатель: А из какой сказки этот был отрывок? (ответы детей)
Психолог: А давайте с вами поиграем в такую игру, я вам читаю текст, а вы попробуйте изобразить.
«Упражнение пантомимики»
И царица хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать глазами
И прищелкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по лесу скачет
Нет, как нет! Он горько плачет.
Кири-ку-ку
Царствуй, лежа на боку.
Воспитатель: А теперь я вам буду называть персонажей сказок, и если этих героев нет, то нужно хлопнуть в ладоши:
Царевна-лебедь, лиса, комар
Мачеха, яблоко, колобок
Поп, кот Леопольд, Балда
Старуха, золотая рыбка, журавль
Конек-горбунок, белка, Аленушка
Психолог: музыкальные чудеса из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ:
«Путешествие в Лукоморье…»
Воспитатель: «Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться со мной в интересное путешествие по сказкам. Хотите? Тогда - в путь!
(Под легкую музыку, дети следуют за воспитателем по дорожкам здоровья)
Воспитатель: Посмотрите, какое интересное дерево перед нами. Как оно называется? (ответы детей)
Правильно, дуб. Но он совсем не обычный.
- златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Какой поэт описал именно та дуб? (ответы детей)
Правильно, это А.С.Пушкин. Сейчас я вам немного расскажу о нем.
«Когда-то очень давно, в 1799 году в одной дворянской семье родился мальчик, которого назвали Александром.
Жил он в Москве и у его родителей в доме была большая библиотека, потому что его родители мама Надежда Осиповна и папа Сергей Львович очень любил поэзию. Вот и маленький Саша любил читать эти книги, хотя учился он в школе плохо.
Летом Сашенька любил ездить к своей бабушке Марии Алексеевне в подмосковное село Захарово, там он много читал и играл.
В раннем детстве у Саши была его любимая няня Арина Родионовна. Она очень любила сказки и всегда рассказывала ему, а потом он воплотил их в свои замечательные сказки»
Воспитатель: А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (полные ответы детей)
Назовите главных героев сказок. Какие герои положительные, а какие герои отрицательные?
Воспитатель: Молодцы, все сказки вы назвали правильно. А теперь я вас проверю, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте из каких они сказок? А ответы мы проверим на экране.
(воспитатель берет ларец из под дуба, а там загадки)
Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
Ответ: Рыбка
У царя жена вторая,
Дни беспутно коротая,
Говорила по-секрету
С этим маленьким предметом.
Ответ: Зеркальце
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
Ответ: Петушок
Что за зверь в хустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
Ответ: Белка
Молодцы, а теперь давайте с вами разомнемся.
Физкультминутка:
Давным-давно жил царь Дадон
И делал каждый день зарядку:
Он головой крутил, вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался.
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
Психолог: Молодцы, а теперь я для вас тоже подготовила задание.
Нужно старинные слова из сказок заменить на современные:
Лихо - плохо
Дивясь - удивляясь
Персты - пальцы
Кликать - звать
Браниться - ругаться
Ступай - иди
Надобно - надо
Град - город
Молодцы, а теперь попробуйте объяснить пословицу
И к какой из сказок она подходит?
(« Сказка о Попе и работнике его Балде»)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в сказку. Инсценировка отрывка из « Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Воспитатель читает, дети инсценируют:
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
"Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу". -
"А кого же на примете
Ты имеешь?" - "Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?" -
Князь со страхом ждёт ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
"Да, такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всём об этом
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом".
Воспитатель: А из какой сказки этот был отрывок? (ответы детей)
Психолог: А давайте с вами поиграем в такую игру, я вам читаю текст, а вы попробуйте изобразить.
«Упражнение пантомимики»
И царица хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать глазами
И прищелкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по лесу скачет
Нет, как нет! Он горько плачет.
Кири-ку-ку
Царствуй, лежа на боку.
Воспитатель: А теперь я вам буду называть персонажей сказок, и если этих героев нет, то нужно хлопнуть в ладоши:
Царевна-лебедь, лиса, комар
Мачеха, яблоко, колобок
Поп, кот Леопольд, Балда
Старуха, золотая рыбка, журавль
Конек-горбунок, белка, Аленушка
Психолог: музыкальные чудеса из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»
Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...
Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора в первой младшей группе "Прогулка по весеннему лесу"
Непосредственно образовательная деятельность по развитию коммуникативных качеств с детьми 2-3 лет...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ПО ТИПУ ОРИГАМИ. ТЕМА «В ГОСТИ К КУКЛЕ МАШЕ».
Конспект закрепляет у детей обобщающие понятия: грибы, овощи, фрукты, посуда, обувь, одежда, зимующие птицы, домашнии животные, а также времена года и дни недели. Закреплятет умение по...
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...
Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»
Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ....
Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам».
Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам».Цель: продолжать формировать у детей умение творческому рассказываниюс использованием технологии ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в лес» старшая группа.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в лес» старшая группа....