Программа кружка "Букварёнок"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
кружка «Букварёнок»
разработана в соответствии с нормативно –правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Золотой ключик» (утвержден Постановлением Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от 03.11.2015г. №2360)
Направленность социально-гуманитарная.
Актуальность программы определяется необходимостью развития образной, богатой синонимами, дополнениями и описаниями речи детей старшего дошкольного возраста. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Новизна программы: использование измененных приемов (наглядного и практического) игровой технологии. Пересказ с наглядной опорой формируется и закрепляется в играх:
- Дидактическая игра - «Озвучь фильм». Ребенок пересказывает сказку, представленную в виде серии сюжетных картинок, сменяющих друг друга на экране.
- Сюжетно – ролевая игра - «Расскажем сказку малышам». Старшие дошкольники приглашают детей младшего возраста в свою группу и рассказывают сказки по книгам или идут в гости к малышам со сказкой.
- Игра «Поделись сказкой». Воспитанники с помощью педагога записывают аудиосказку, рассказывая текст по ролям.
- Игра «Создай свою сказку». Дети изготавливают книжки – самоделки, персонажей сказки (рисуют, вырезают, лепят) и инсценируют с их помощью сказку.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том,
появлению возможности чувствовать себя комфортно в общении.
Адресат программы
Программа адресована детям 5 лет: эмоционально – устойчивым;
с творческим потенциалом; познавательными интересами;
для мотивированных детей, проявляющих выдающиеся способности;
для детей из сельской местности; а так же для детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Программа доступна для детей с ограниченными возможностями и детям - инвалидам
(использование специального оборудования, технологий, индивидуальных карточек и
методик преподавания).
Объем программы- 36 часов в год.
Форма организации образовательного процесса – очная.
Виды занятий:
- тематическое занятие;
- показ театра;
- ролевая игра;
- викторина.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий – 1 занятие в неделю, 30 минут.
По содержанию деятельности – интегрированная.
Уровень сложности – стартовый.
Цель программы – развитие связной речи детей на основе сказок.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширять представления о русских народных сказках, их героях;
-совершенствовать лексико – грамматический строй речи;
- формировать связную речь.
Развивающие:
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать мелкую моторику;
- развивать диалогическую и монологическую форму речи.
Воспитательные:
- воспитывать духовно – нравственные качества;
- формировать умение анализировать поступки героев.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
В результате освоения программы воспитанники должны уметь:
- использовать в речи слова, обозначающие нравственно-этические качества;
- подбирать синонимы, антонимы;
- подбирать родственные слова, излагать последовательность событий в сказке;
- пересказывать ее по сюжетным картинкам.
Личностные результаты Воспитанники должны уметь:
- анализировать поступки героев;
- сопереживать героям сказки;
- передавать эмоциональное состояние героя сказки. Метапредметные результаты
Воспитанники должны уметь:
- пользоваться мимикой, пантомимикой;
- выразительно и интонационно передавать характер героев;
- выразительно и эмоционально рассказывать сказки;
-пользоваться средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способностью работать индивидуально и в группе;
- умением формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Условия реализации программы
Помещение | Игровые комнаты в группах, кабинет учителя-логопеда,специально оборудованное помещение «Комната сказок» | ||
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, диктофон, карандаши, фломастеры, раскраски, ножницы, пластилин, оборудование для лепки. | ||
Демонстрационный материал | Книги с русскими народными сказками, | театр теней «Мужик и медведь», пальчиковый театр «Три медведя», настольный театр «Петушок и бобовое зернышко» |
Формы аттестации/контроля
- опрос;
- пересказ сказки с опорой на наглядный материал;
- инсценировка сказки;
- пересказ сказки с опорой на сюжетные картинки, самостоятельно раскрашенные;
- изготовление персонажей сказки из бумаги, инсценировка сказки
- изготовление персонажей сказки из пластилина, инсценировка сказки;
- творческая работа (аудиосказка).
Учебный план
№ п/п | Разделы | Количество часов | Формы контроля | аттестации/ | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос | |||
2 | Русская народная сказка «Мужик и медведь» | 3 | 1 | 2 | Инсценировка сказки | |||
3 | Русская сказка «Петушок зернышко» | и | народная бобовое | 3 | 1 | 2 | Творческая работа (аудиосказка) | |
4 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 3 | 1 | 2 | Пересказ сказки с опорой на наглядный материал | |||
5 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | 3 | 1 | 2 | Пересказ сказки с опорой на наглядный материал | |||
6 | Русская сказка «Морозко» | народная | 3 | 1 | 2 | Творческая работа (аудиосказка) | ||
7 | Русская народная сказка «Снегурочка» | 3 | 1 | 2 | Изготовление персонажей сказки из пластилина и инсценировка сказки | |||
8 | Русская народная сказка «Три медведя» | 3 | 1 | 2 | Изготовление персонажей сказки из бумаги, инсценировка сказки | |||
9 | Русская сказка | народная | 4 | 1 | 3 | Пересказ | сказки с |
«Заюшкина избушка» | опорой на сюжетные картинки, самостоятельно раскрашенные. | ||||
10 | Русская народная сказка «Лесные хоромы» | 3 | 1 | 2 | Изготовление персонажей сказки из бумаги, инсценировка сказки. Творческая работа (аудиосказка) |
11 | Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» | 3 | 1 | 2 | Изготовление персонажей сказки из пластилина, инсценировка сказки. Творческая работа (аудиосказка) |
12 | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» | 3 | 1 | 2 | Пересказ сказки с опорой на наглядный материал Творческая работа (аудиосказка) |
13 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
Всего | 36 | 13 | 23 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие.
Теория: педагог знакомится с детьми, знакомит воспитанников с кабинетом, где будут проходить занятия, сообщает детям о правилах поведения, о том, чем будут заниматься. Экскурсия «Комната сказок ».
Практика: просмотр иллюстраций в детских книгах.
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
- Знакомство с русской народной сказкой «Мужик и медведь»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Дед», «Медведь», «Репка»). Развитие общей моторики - «Овощи». Игры: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Слова – родственники».
- Инсценировка русской народной сказки «Мужик и медведь»
Теория: знакомство детей с пословицами (Когда рожь, тогда и мера. Рожь поспела – берись за дело. Что в поле родится, то в доме пригодится. Хитрость и сметка бьют зверя метко.)
Практика: инсценировка сказки с использованием театра теней.
- Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
- Знакомство с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Петух», «Курица», «Баба», «Дед»,
«Корова»). Развитие общей моторики - «Петух».Игры: «Один – много»,
«Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Слова – родственники».
- Инсценировка русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Теория: знакомство детей с пословицами (Не торопись словом, торопись делом. Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.)
Практика: инсценировка сказки с использованием настольного театра.
- Пересказ русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
- Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Бантик», «Коза», «Дом», «Речка»,
«Водоросли», «Камни»). Развитие общей моторики - «Море». Игры: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Слова – родственники».
- В гости со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Теория: знакомство детей с пословицами (Доброму везде добро.
Добрый человек всегда правдой живет. Злой не верит, что есть добрый.)
Практика: пересказ сказки с опорой на наглядный материал (сюжетные картинки)
- Пересказ русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Русская народная сказка«Зимовье зверей»
- Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Гуси», «Петушок», «Лиса»,
«Волк», «Медведь»). Развитие общей моторики - «Дикие животные». Игры:
«Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Слова – родственники», «Слова – друзья».
- Путешествие по сказке «Зимовье зверей»
Теория: знакомство детей с пословицами (В сильный холод птица на ветру замерзает. Сетью от холода не прикроешься. Глаза страшатся, а руки делают. Дружные чайки и ястреба забьют.)
Практика: пересказ сказки с опорой на наглядный материал (сюжетные картинки),
- Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Русская народная сказка«Морозко»
- Знакомство с русской народной сказкой «Морозко»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Бантик», «Бабка», «Дед»,
«Холодно», «Собака», «Деревья»). Развитие общей моторики - «Мороз». Игры: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот»,
«Слова – родственники», «Слова – друзья».
- В гости со сказкой «Морозко»
Теория: знакомство детей с пословицами (Вежливость ничего не стоит, но приносит много. Кто скромней, тот умней. Тому и почет огромный, кто скромный.)
Практика: пересказ сказки с опорой на наглядный материал (сюжетные картинки)
- Пересказ русской народной сказки «Морозко»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Русская народная сказка «Снегурочка»
- Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Бантик», «Бабка», «Дед»,
«Птички летят», «Деревья»). Развитие общей моторики - «Весна». Игры:
«Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Слова – родственники», «Четвертый лишний».
- Путешествие по сказке «Снегурочка»
Теория: Знакомство детей с пословицами (Русая коса – девичья краса.
Хорошие дети – отцу и матери утешенье.)
Практика: пересказ сказки с опорой на наглядный материал (сюжетные картинки)
- Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Русская народная сказка «Три медведя»
- Знакомство с русской народной сказкой «Три медведя»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Бантик», «Грибок», «Дед»,
«Ягода», «Дом», «Стол», «Стул»). Развитие общей моторики - «Медведь». Игры: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова - друзья»,
«Помоги Маше починить стул».
- Показываем русскую народную сказку «Три медведя»
Теория: знакомство детей с пословицами (Доброму гостю и хозяин рад.
Будь приветлив, да не будь назойлив.)
Практика: инсценировка сказки с использованием пальчикового театра.
- Пересказ русской народной сказки «Три медведя»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
- Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Зайчик», «Лиса», «Дед», «Волк»,
«Медведь», «Петушок). Развитие общей моторики - «Петух». Игры: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Слова родственники», «У кого что?».
- Изготовление книжки – самоделки«Заюшкина избушка»
Теория: знакомство детей с пословицами (Кто храбрец – тот молодец. Храбрым счастье помогает.Завистливый всех унижает. Кто смело с врагом бьется, победителем остается.)
Практика: раскрашивание сюжетных картинок.
- Изготовление книжки – самоделки«Заюшкина избушка»
Теория: повторение содержания сказки.
Практика: пересказ сказки с опорой на наглядный материал (сюжетные картинки)
- Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы»
- Знакомство со сказкой М. Михайлова «Лесные хоромы»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Оса», «Пчела», «Комар», «Паук»,
«Паутина»). Развитие общей моторики - «Насекомые». Игры: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Слова - друзья»,
«Слова - родственники».
- Инсценировка сказки М. Михайлова «Лесные хоромы»
Теория: знакомство детей с пословицами (Жужжала муха, дождалась паука.В единении сила.Один за всех – все за одного. В мире жить – с миром жить.)
Практика: раскрашивание картинок – героев сказки, инсценировка сказки с их использованием.
- Пересказ сказки М. Михайлова «Лесные хоромы»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Русская народная сказка«Бычок – смоляной бочок »
- Знакомство с русской народной сказкой «Бычок – смоляной бочок»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Дед», «Бантик», «Зайчик», «Волк»,
«Медведь»). Развитие общей моторики - «Дикие животные». Игры: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Чьи подарки»,
«Слова - родственники».
- Инсценировка русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»
Теория: знакомство детей с пословицами (Всякая помощь хороша вовремя. Услуга за услугу – помочь хотим друг другу.)
Практика: изготовление персонажей из пластилина, инсценировка сказки с их использованием.
- Пересказ русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
- Знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка»
Теория: знакомство с содержанием сказки, ее героями, характеристика положительных и (или) отрицательных качеств персонажей.
Практика: пальчиковая гимнастика («Бантик», «Собачка», «Змея»,
«Море»). Развитие общей моторики - «Дикие животные». Игры: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова наоборот», «Слова-друзья»,
«Слова - родственники».
- В гости со сказкой «Никита Кожемяка»
Теория: знакомство детей с пословицами (Доброму – добрая память.
Кто бесстрашно идет вперед – тот врага убьет и сам не умрет. Отважному все нипочем.)
Практика: пересказ сказки с опорой на наглядный материал (сюжетные картинки).
- Пересказ русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Теория: повторение содержания сказки. Практика: аудиозапись сказки.
- Итоговое занятие.
Теория: обобщение знаний о сказках.
Практика: викторина «Сказка за сказкой».
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Кол-во часов на группу | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Вводное занятие | 1 | Экскурсия «Комната сказок» | Опрос |
Итого | 1 |
2 | Сентябрь | Знакомство с русской народной сказкой «Мужик и медведь» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
3 | Сентябрь | Инсценировка русской народной сказки «Мужик и медведь» | 1 | Показ театра (театр теней) | Инсценировка сказки |
4 | Сентябрь | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
5 | Октябрь | Знакомство с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
6 | Октябрь | Инсценировка русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | Показ театра (настольный театр) | Инсценировка сказки |
7 | Октябрь | Пересказ русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
8 | Октябрь | Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
9 | Ноябрь | В гости со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | Ролевая игра «Расскажем сказку малышам» | Пересказ сказки с опорой на наглядный материал |
10 | Ноябрь | Пересказ русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
11 | Ноябрь | Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
12 | Ноябрь | Путешествие по сказке «Зимовье зверей» | 1 | Ролевая игра «Озвучь фильм» | Пересказ сказки с опорой на наглядный материал |
13 | Декабрь | Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
14 | Декабрь | Знакомство с русской народной сказкой «Морозко» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
15 | Декабрь | В гости со сказкой «Морозко» | 1 | Ролевая игра «Расскажем сказку малышам» | Пересказ сказки с опорой на наглядный материал |
16 | Декабрь | Пересказ русской народной сказки «Морозко» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
17 | Январь | Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
18 | Январь | Путешествие по сказке «Снегурочка» | 1 | Ролевая игра «Озвучь фильм» | Пересказ сказки с опорой на наглядный материал |
19 | Январь | Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
20 | Январь | Знакомство с русской народной сказкой «Три медведя» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
21 | Февраль | Инсценировка русской народной сказки «Три медведя» | 1 | Показ театра (пальчиковый театр) | Инсценировка сказки |
22 | Февраль | Пересказ русской народной сказки «Три медведя» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
23 | Февраль | Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
24 | Февраль | Изготовление книжки - самоделки «Заюшкина избушка» | 1 | Ролевая игра «Создай свою сказку» | Пересказ сказки с опорой на сюжетные картинки, самостоятельно раскрашенные. |
25 | Март | Изготовление книжки - самоделки «Заюшкина избушка» | 1 | Ролевая игра «Создай свою сказку» | Пересказ сказки с опорой на сюжетные картинки, самостоятельно раскрашенные. |
26 | Март | Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 4 | ||||
27 | Март | Знакомство со сказкой М. Михайлова «Лесные хоромы» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
28 | Март | Инсценировка сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» | 1 | Ролевая игра «Создай свою сказку» | Изготовление персонажей сказки из бумаги, инсценировка сказки. |
29 | Апрель | Пересказ сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
30 | Апрель | Знакомство с русской народной сказкой «Бычок – смоляной бочок» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
31 | Апрель | Инсценировка русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок» | 1 | Ролевая игра «Создай свою сказку» | Изготовление персонажей сказки из пластилина, инсценировка сказки. |
32 | Апрель | Пересказ русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
33 | Май | Знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» | 1 | Тематическое занятие | Опрос |
34 | Май | В гости со сказкой «Никита Кожемяка» | 1 | Ролевая игра «Расскажем сказку малышам» | Пересказ сказки с опорой на сюжетные картинки. |
35 | Май | Пересказ русской народной сказки Русская народная сказка «Никита Кожемяка» | 1 | Ролевая игра «Поделись сказкой» | Творческая работа |
Итого | 3 | ||||
36 | Май | Итоговое занятие | 1 | Викторина | Опрос |
Итого | 1 |
Методическое обеспечение программы
Методические материалы. Используется методическое пособие
«Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок» / авт.-сост. А. А. Гуськова. - Волгоград : Учитель, 2011.-151 с.
Определяется следующая структура тематического занятия:
- Организационный момент - отгадывание загадок об изучаемой сказке.
- Пальчиковая гимнастика.
- Знакомство со сказкой - чтение сказки, просмотр мульти- пликационных фильмов.
- Игра «Один - много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.
- Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно- ласкательных форм существительных.
- Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.
- Игра «Слова наоборот» - подбор антонимов.
- Игра «Слова-друзья» - подбор синонимов.
- Развитие общей моторики - театр зверей, развитие мимики, пантомимики, подвижные игры с использование фольклора и сюжетов сказок.
- Игра «Слова-родственники» - подбор родственных слов.
- Развитие связной речи - пересказ по вопросам, подсказка слова или фразы, совместный пересказ ребёнка и педагога, отражённый пересказ, пересказ по частям, пересказ по сюжетным картинкам, игра-драматизация, инсценировка сказок.
- Развитие мышления - отгадывание загадок, игра «Что лишнее?».
- Знакомство с пословицами - объяснение значений пословиц.
- Итог занятия – педагог совместно с детьми делает вывод по сказке. Занятие – ролевая игра может быть различных видов:
- Дидактическая игра - «Озвучь фильм».Ребенок пересказывает сказку, представленную в виде серии сюжетных картинок, сменяющих друг друга на экране.
- Сюжетно – ролевая игра - «Расскажем сказку малышам».Старшие дошкольники приглашают детей младшего возраста в свою группу и рассказывают сказки по книгам или идут в гости к малышам со сказкой.
- Игра «Поделись сказкой». Воспитанники с помощью педагога записывают аудиосказку, рассказывая текст по ролям.
- Игра «Создай свою сказку». Дети изготавливают персонажей сказки (рисуют, вырезают, лепят) и инсценируют с их помощью сказку.
Описание общей методики работы. Для реализации представленных форм взаимодействия применяются следующие методы и приемы. Основным принципом детского мышления является принцип наглядности, поэтому используются наглядные методы и приемы. Наблюдение происходит за
движениями педагога при проведении пальчиковой гимнастики и физминутки. Демонстрация иллюстраций художественного произведения способствует соотнесению событий, описываемых в книге с картинкой, что способствует лучшему восприятию и пониманию текста. Демонстрация способа выполнения действий необходима при проигрывании сюжета сказки. Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются в играх: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай». Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Они применяются в играх: «Слова наоборот», «Слова – друзья», «Слова –
родственники».
В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Данный метод представлен следующими приемами: загадывание загадки о сказке перед ее прочтением, а так же инсценировка литературного произведения.
Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия учитель – логопед может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию сказки, поступкам героев. Программа предполагает использование такого приема как чтение русских народных сказок. По окончании слушания сказки проводится обобщающая беседа, способствующая определить степень усвоения дошкольниками ее содержания. Более сложным вариантом данного метода является пересказ ребенком услышанного текста или составление собственного высказывания по образцу. Так же из словесных методов используется объяснение — педагог раскрывает значение слова, пословиц.
Реализации программы способствует применение различных педагогических технологий. Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми предполагает рассматривать личность ребенка как центр образовательной системы. При ее применении обеспечиваются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития ребенка. Процесс взаимодействия строится на основе уважения к личности ребенка, учете его индивидуального развития, отношения как к полноправному участнику воспитательного процесса.
Здоровьесберегающая технология способствует снижению усталости и утомляемости. Развитие мелкой и общей моторики способствует развитию речи.
Игровые технологии создают непринужденную, радостную обстановку на занятии. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Информационно – коммуникативные технологии дают возможность сделать обучение и развитие более привлекательными.
Диагностика
Оценка результатов освоения программы осуществляется по 2 направлениям.
1. Развитие нравственных качеств.
Задание «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
Цель - изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
Методика проведения. В индивидуальной беседе ребенку предлагается продолжить каждую из следующих историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), ответить на вопросы. После этого ребенку прочитываются по очереди четыре истории (в произвольном порядке). Каждая история оценивается отдельно.
- Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил... Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
- Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
3.Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие.
К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать.
Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам».
Тогда Оля ответила...Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
4.Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Анализ результатов:
- баллов — ребенок не может продолжить историю или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
- балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную не формулирует.
- балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Результаты данной методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств окружающих людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.
2. Развитие связной речи (методика В.П. Глухова) Задание №1. «Пересказ»
Цель: выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка»,
«Теремок», «Курочка Ряба», рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.
Методика проведения. Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения перед составлением пересказа рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию текста.
Анализ результатов:
- баллов. Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
- балл. Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
- балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста,
отсутствие художественно – стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
- балла. Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы языка.
Задание №2. «Рассказ по серии сюжетных картинок»
Цель – выявление возможностей для составления связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов.
Рекомендуется использовать серии из 3-4 картинок по сюжетам Н.Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6) картинок «Медведь и зайцы».
Методика проведения. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Анализ результатов.
- баллов. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.
- балл. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.
- балла. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нередко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
- балла. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами – эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка.
Полученные баллы по заданиям суммируются. Сравнительный анализ производится на начало и конец учебного года.
Задание №2. «Рассказ по серии сюжетных картинок»
Цель – выявление возможностей для составления связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов.
Рекомендуется использовать серии из 3-4 картинок по сюжетам Н.Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6) картинок «Медведь и зайцы».
Методика проведения. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Анализ результатов.
0баллов. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.
1балл. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.
2.балла. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
3.балла. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами – эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка.
Полученные баллы по заданиям суммируются. Сравнительный анализ производится на начало и конец учебного года.
Задание №2. «Рассказ по серии сюжетных картинок»
Цель – выявление возможностей для составления связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов.
Рекомендуется использовать серии из 3-4 картинок по сюжетам Н.Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6) картинок «Медведь и зайцы».
Методика проведения. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Анализ результатов.
0балл. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.
1.балл. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь.
Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.
2.балла. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
3.балла. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами – эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка.
Полученные баллы по заданиям суммируются. Сравнительный анализ производится на начало и конец учебного года.
Список литературы
- Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок/ авт.-сост. А. А. Гуськова. - Волгоград : Учитель, 2011.-151 с.
- Русские народные сказки. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.-192с.
- Шорохова О.А. «Играем в сказку» Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. ТЦ Сфера, 2006 -208с.
Приложение 1.
Карта мониторинга результатов освоения программы дополнительного образования «Букварёнок» за2021-2022г.
№ | Фамилия, имя | Развитие нравственных качеств Методика «Закончи историю», модифицированный вариант Р.М. Калининой. | Развитие связной речи Методика В.П. Глухова | Результат | ||||||||||||||||
История 1 | История 2 | История 3 | История 4 | Пересказ | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | |||||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||||||
1 | Антоненкова Ульяна | |||||||||||||||||||
2 | Клименков глеб | |||||||||||||||||||
3 | Лучина Аврора | |||||||||||||||||||
4 | Николаева Кира | |||||||||||||||||||
5 | Новикова Арина | |||||||||||||||||||
6 | Полякова Алина | |||||||||||||||||||
7 | Прасолова Вероника | |||||||||||||||||||
8 | Сергутина Вероника | |||||||||||||||||||
9 | Ярулина Анастасия | |||||||||||||||||||
10 | Дункевич Мария | |||||||||||||||||||
11. | Новикова Софья | |||||||||||||||||||
12.Акимова Эвелина | ||||||||||||||||||||
Всего баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День БУКВАРЁНКА или путешествие в страну Знаний
Сценарий праздника Букварёнка для детей с ограниченными возможностями....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)
В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...
Программа дополнительного образования "Букварёнок"
На современном этапе образования огромное внимание стало уделяться школе и учебному процессу. Одним из важнейших нововведений стал процесс подготовки ребенка к школе, что является в настоящее время не...
Рабочая программа ДОД "Букварёнок"
Рабочая программа ДОД "Букварёнок" для воспитанников старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа "Букварёнок"
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разно...
Дополнительная общеобразовательная программа «Букварёнок» (для детей 5 - 7 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа«Букварёнок» на 2017-2018 г.(для детей 5 - 7 лет)...
Программа для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речев...