Дополнительная общеобразовательная программа «Букварёнок» (для детей 5 - 7 лет)
рабочая программа по логопедии на тему
Дополнительная общеобразовательная программа
«Букварёнок» на 2017-2018 г.
(для детей 5 - 7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа «Букварёнок» (для детей 5 - 7 лет) | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
Рекомендована к утверждению Утверждаю
педагогическим советом Заведующий МАДОУ
Протокол №_________ д/с «Планета Детства»
от «__»__________ 2017г. ______(Е.А.Павлова)
Приказ №____
«__»___________2017г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Букварёнок» на 2017-2018 г.
(для детей 5 - 7 лет)
срок реализации 1 год
Образовательная область «Речевое развитие»
Составитель: учитель – логопед Садчикова Ж.Н.
Тамбовская область, Тамбовский район, р.п. Новая Ляда
2017 г.
Содержание:
I. Пояснительная записка___________________________________стр. 3
II. Учебно-тематический план________________________________стр. 8
III. Содержание программы__________________________________ стр. 9
IV. Перспективный план по взаимодействию с родителями________стр. 22
V. Методическое обеспечение программы _____________________стр. 24
VI. Список литературы______________________________________ стр. 24
I. Пояснительная записка
«Испокон века книга растит человека»
(русская пословица)
Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Специалисты в области чтения отмечают, что оно является очень чутким, надёжным, универсальным показателем состояния в обществе в целом. Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения - это и средство, и одно из условий общего развития детей, это ключ к жизни в современном информационном пространстве.
Направленность программы:
по содержанию – речевое развитие
по функциональному предназначению – дополнительное образование
по форме организации – кружковая работа
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»
Новизна заключается в том, что Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Актуальность
Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой воспитывается ребенок. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования игровых технологий во время занятий разработана рабочая программа кружка «Букварёнок».
Педагогическая целесообразность: заключается в том, что программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что в процессе освоения программы дети в игровой форме знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Цель программы – построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет, создание условий для овладения детьми навыками осмысленного и осознанного чтения.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с понятием «буква» и сформировать представление о том, чем звук отличается от буквы;
- познакомить с буквами русского алфавита, сформировать умение правильно называть их;
- учить работать с полным составом звуков и букв русского языка, аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
Развивающие:
- развивать мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
- формировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях: узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв;
- развивать навыки выкладывания букв из палочек, шнурка, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе;
Воспитывающие:
- воспитывать культуру общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
- воспитывать старательность, любовь к чтению.
Характеристика возрастных особенностей детей 5-7 лет
К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристику звуку (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий), определять последовательность звуков в слове (осуществлять звуковой и звуко-буквенный анализ слова),понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас (почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики), уметь подбирать антонимы, синонимы, эпитеты, активно использовать в речевом высказывании все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, числительные, предлоги.
Речевое высказывание 5- 7 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов в предложение, используя навыки словоизменения и словообразования.
5-7 летний ребенок знает много стихов, рассказов, сказок, может составить рассказ по картинке, пересказать текст.
Так как старший дошкольный возраст является подготовительным к школе, именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе.
Режим реализации программы:
Возрастная группа | Количество занятий | Длитель- ность занятий | Форма организа-ции | Срок реализации | Наполняемость групп | ||
в год | в месяц | в неделю | |||||
Для 5 - 7 лет | 72 | 8 | 2 | 20 – 30 мин | групповая | 1 год | 12-20чел. |
Состав кружка «Букварёнок» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.
Формы реализации программы:
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- консультации для родителей и педагогов
- публикация информации на сайте МАДОУ
- оформление пространственной предметно – развивающей среды
Методы и приемы реализации программы:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)
Cпособы и средства реализации программы:
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
Целевые ориентиры освоения программы:
Главным результатом реализации программы является овладение детьми навыками осознанного чтения.
К концу года дети должны знать и уметь:
- достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- понимать смысл прочитанного.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:
Мониторинг детского развития проводится два раза в год. В начале и в конце обучения чтению проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога.
Диагностическая карта
выявления уровня практического осознания элементов языка и речи
для детей старшего дошкольного возраста:
/по Д.Б. Эльконину/
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
№ п/п | Фамилия и имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
выделение слова | фонемный анализ | анализ предложений | |||
Обработка и интерпретация результатов исследования.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов.
На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
- Учебно - тематический план
№ | Название раздела | Общее количество часов |
1. | Знакомство с понятиями «предложение», «слово», «звук», «буква» | 8 |
2. | Знакомство с гласными звуками и буквами их обозначающими; анализ и синтез гласных звуков | 11 |
3. | Знакомство с согласными звуками и буквами их обозначающими; анализ и синтез гласных и согласных звуков, слогов и слов; чтение слогов, слов | 33 |
4. | Знакомство с гласными звуками II ряда и буквами их обозначающими; анализ и синтез звуков, слогов и слов с этими буквами; чтение слогов, слов | 7 |
5. | Знакомство с буквами «[Ь], [Ъ]», анализ и синтез слогов и слов; чтение слогов, слов | 4 |
6. | Повторение и закрепление полученных навыков. Обобщающее занятие | 9 |
Итого: | 72 |
III. Содержание программы:
Раздел 1. Знакомство с понятиями «предложение», «слово», «звук», «буква»
Познакомить с понятиями «слово», «предложение», «звук», «буква», «слог»; формируется умение делить слова на слоги; усваиваются акустические характеристики звуков (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные).
Раздел 2. Знакомство с гласными звуками и буквами их обозначающими
Закрепить понятие о букве как о графическом символе звуков; развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний; проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятие «гласный звук»; развивать фонематический слух и восприятие.
Раздел 3. Знакомство с согласными звуками и буквами их обозначающими
Закрепить знания об акустической характеристике согласных звуков, упражнять в умении давать характеристику звуку; учить определять место звука в слове; продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний; обучать умению соединять буквы; упражнять в чтении закрытых и открытых слогов и одно- и двусложных слов.
Раздел 4. Знакомство с гласными звуками II ряда и буквами их обозначающими
Познакомить с гласными звуками II ряда и буквами, их обозначающими; познакомить с правилами чтения слогов и слов с этими буквами (смягчают впереди стоящий согласный); уточнить акустическую характеристику гласных звуков II ряда; продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний с данными звуками; продолжать обучать умению соединять буквы в слоги; упражнять в чтении слогов и слов с гласными звуками II ряда.
Раздел 5. Знакомство с буквами «[Ь], [Ъ]»
Познакомить с буквами «твердый разделительный знак», «мягкий разделительный знак»; познакомить с правилами чтения слогов и слов с данными буквами; упражнять в чтении слогов и слов с твердым и мягким разделительными знаками.
Раздел 6. Повторение и закрепление полученных навыков
Закрепить зрительные образы букв обозначающих гласные и согласные звуки; умение давать акустические характеристики звуков; упражнять в звуко – буквенном анализе и синтезе слогов, слов; закрепить умения и навыки чтения; учить применять полученные знания и умения на практике.
Календарно – тематическое планирование занятий
по обучению чтению
Месяц | Тема занятия | Программные задачи | Навыки чтения | Фомы занятий | Формы подведения итогов | ||
раздел 1 | |||||||
сентябрь | 1 неделя | 1 | «Знакомство с предложением, словом» | познакомить детей с понятием «слово», «предложение» | подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям | Подгрупповая | Беседа с родителями: «Ознакомле-ние с методикой» |
2 | «Знакомство с предложением, словом» | закрепить и уточнить понятие «слово», «предложение» | подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям | ||||
2 неделя | 3 | «Слог, ударение» | формировать умение делить слова на слоги, ставить ударение | развитие речевого и фонематического слуха дошкольников | |||
4 | «Слог, ударение» | закрепить умение делить слова на слоги, ставить ударение, выделять ударный слог | развитие речевого и фонематического слуха дошкольников | ||||
3 неделя | 5 | «Знакомство со звуками» | формировать представление о гласных и согласных звуках | развитие речевого и фонематического слуха дошкольников, совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников | |||
6 | «Встреча Звука и Буквы» | познакомить детей с алфавитным обозначением букв | |||||
4 неделя | 7 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении | подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям; развитие речевого и фонематического слуха дошкольников, совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников | |||
8 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении | |||||
раздел 2 | |||||||
1 неделя | 9 | «Звук и буква «А» | познакомить дошкольников с буквой «А» | развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков |
Подгрупповая | Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте" | |
10 | «Звук и буква «У» | формировать у детей стойкие представления о букве «У» | |||||
2 неделя | 11 | «Сочетание «АУ» | развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | синтез звуков [У] и [А], чтение сочетания «АУ» | |||
12 | «Сочетание «УА» | закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза | синтез звуков [У] и [А], чтение сочетания «УА» | ||||
3 неделя | 13 | «Звук и буква «О» | познакомить со звуком и буквой «О», совершенствовать артикуляционную моторику | развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, совершенствова-ние артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи | |||
14 | «Звук и буква «И» | познакомить со звуком и буквой «И», совершенствовать артикуляционную моторику | |||||
4 неделя | 15 | «Сочетание «ИА» | развивать навыки звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствовать тонкую моторику пальцев рук | синтез звуков [И] и [А] | |||
16 | «Звук и буква «Ы» | познакомить дошкольников с буквой «Ы» | развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков | ||||
1 неделя | 17 | «Звук и буква «Э» | сформировать представления у детей о звуке и букве «Э» | ||||
18 | «Закрепление изученного. Гласные звуки» | закрепить зрительные образы букв, обозначающих гласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятие «гласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза развивать слуховое внимание | синтез гласных звуков | ||||
2 неделя | 19 | «Закрепление изученного. Гласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих гласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятие «гласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза развивать слуховое внимание | синтез гласных звуков | |||
раздел 3 | |||||||
20 | «Звуки [М] и [М'], буква «М» | научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М» | чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм чтение слов: ум, мама, мимо, му-му | Подгрупповая | Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать"; Консультация для родителей «Домашняя библиотека» | ||
3 неделя | 21 | «Звуки [Б] и [Б'], буква «Б» | сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б» | чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би чтение слов: бум, бом, бам, бим | |||
22 | «Звуки [П] и [П'], буква «П»» | сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением | чтение слогов: ап, оп, уп, ып, эп, ип. чтение слов: папа, пума, пимы | ||||
4 неделя | 23 | «Закрепление изученного. Звуки [Б] и [Б'], [П] и [П'] и буквы их обозначающие» | закрепить представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], [П] и [П'], их графическом обозначении | развитие фонематического слуха и слухового внимания анализ и синтез слогов чтение слогов
| |||
24 | «Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф» | познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф'], с обозначаемой их буквой «Ф». | чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, фи чтение слов: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы | ||||
1 неделя | 25 | «Звуки [В] и [В'], буква «В» | научить дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В» | синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам | |||
26 | «Звуки [Ф] и [Ф'], [В] и [В'], буквы «Ф», «В» | закрепить представления дошкольников о звуках [Ф] и [Ф'], [В] и [В'], их графическом обозначении | развитие фонематического слуха и слухового внимания анализ и синтез слогов чтение слогов | ||||
2 неделя | 27 | «Звуки [Т] и [Т'], буква «Т» | познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом | чтение слогов: ат, от, ут, ыт, эт, ит чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти | Подгрупповая | ||
28 | «Звуки [Д] и [Д'], буква «Д» | обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д». | чтение слогов: да, до, ду, ды, дэ, ди чтение слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди | ||||
3 неделя | 29 | «Звуки [Т] и [Т'], [Д] и [Д'], буквы «Т», «Д» | закрепить представления дошкольников о звуках [Т] и [Т'], [Д] и [Д'], их графическом обозначении | развитие фонематического слуха и слухового внимания анализ и синтез слогов чтение слогов | |||
30 | «Звук [Н], [Н'], буква «Н» | познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н» | синтез слогов: ан, он, ун, ын, эн, ин синтез слов: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман | ||||
4 неделя | 31 | «Звуки [К] и [К'], буква «К» | сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К» | чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик чтение слов: Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника | |||
32 | «Звуки [Г] и [Г'], буква «Г» | научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г» | синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам | ||||
1 неделя | 33 | «Звуки [Х] и [Х'], буква «X» | познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х» | чтение слогов: ах, ох, ух, эх, ых, их чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот | |||
34 | «Звуки [К] и [К'], [Г] и [Г'], [Х] и [Х'], буквы «К», «Г», «X» | закрепить представления дошкольников о звуках [К] и [К'], [Г] и [Г'], [Х] и [Х'], их графическом обозначении, закрепить умение различать их | развитие фонематического слуха и слухового внимания анализ и синтез слогов чтение слогов | Подгрупповая | |||
2 неделя | 35 | «Звуки [С] и [С'], буква «С» | сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С» | синтез слогов: са, со, су, сы, сэ, си чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси | |||
36 | «Звуки [З] и [З'], буква «3» | познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З» | чтение слогов: за, зу зо, зы, зэ, зи чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина | ||||
3 неделя | 37 | «Звук и буква «Ц» | сформировать представления детей о звуке и букве «Ц» | синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица | |||
38 | ««Закрепление изученного. Звуки [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц]» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков [С] и [С'], [З] и [З'], [Ц] упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | ||||
4 неделя | 39 | «Звук и буква «Ш» | сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш» | синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши | |||
40 | «Звук и буква «Ж»» | сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж» | чтение слогов: жа, жу, жо, жи, жэ синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди | ||||
1 неделя | 41 | «Закрепление изученного. Звуки «Ш», «Ж» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков «Ш», «Ж», упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | |||
42 | «Звук и буква «Ч»» | научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук | чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич чтение слов: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок | ||||
2 неделя | 43 | «Звук и буква «Щ»» | научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» | чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу | |||
44 | «Закрепление изученного. Звуки «Ч», «Щ» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков «Ч», «Щ» упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | ||||
3 неделя | 45 | «Закрепление изученного. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] упражнять в звукослоговом анализе слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | |||
46 | «Звуки [Л] и [Л'], буква «Л»» | познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» | чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш | ||||
4 неделя | 47 | «Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»» | обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] | синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск | |||
48 | «Закрепление изученного. Звуки [Л] и [Л'], [Р] и [Р']» | закрепить навыки правильного произношения и различения звуков [Л] и [Л'], [Р] и [Р'] упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | развитие фонематического слуха анализ и синтез слогов, слов чтение слогов, слов | ||||
1 неделя | 49 | «Звук и буква «Й»» | познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» | чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка | |||
50 | «Закрепление изученного. Согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «согласный звук», «твердый – мягкий звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | ||||
2 неделя | 51 | «Закрепление изученного. Согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «согласный звук», «твердый – мягкий звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | Подгрупповая | ||
52 | «Закрепление изученного. Согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «согласный звук», «твердый – мягкий звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | |||||
раздел 4 | |||||||
3 неделя | 53 | Буква «Е» | познакомить детей со звуком и буквой «Е» | буква для чтения: «Е» Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес. |
Подрупповая | Консультация для родителей "Учимся, играя" | |
54 | Буква «Ё» | познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё» | буква для чтения: «Ё» чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл. | ||||
4 неделя | 55 | Буквы «Я» | сформировать представления у детей о звуке и букве «Я» | буква: «Я» чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно, няня, ястреб. | |||
56 | Буква «Ю» | научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук | буква для чтения: «Ю» чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта. | ||||
1 неделя | 57 | «Закрепление изученного. Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю» | закрепить навыки правильного различения звуков и букв «Е», «Ё», «Я», «Ю» упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | |||
58 | «Закрепление изученного. Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю» | закрепить навыки правильного различения звуков и букв «Е», «Ё», «Я», «Ю» упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | ||||
2 неделя | 59 | «Закрепление изученного. Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю» | закрепить навыки правильного различения звуков и букв «Е», «Ё», «Я», «Ю» упражнять в звукослоговом анализе слогов, слов | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | |||
раздел 5 | |||||||
2 неделя | 60 | «Буква [Ь]» | сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ь] | слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь | Подрупповая | Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения | |
3 неделя | 61 | «Буква [Ъ]» | сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ъ] | слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела | |||
62 | «Закрепление изученного. Буквы [Ь], [Ъ]» | закрепить стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь], [Ъ] | анализ и синтез, чтение слов (с «ь», «ъ») | ||||
4 неделя | 63 | «Закрепление изученного. Буквы [Ь], [Ъ]» | закрепить стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь], [Ъ] | анализ и синтез, чтение слов (с «ь», «ъ») | |||
раздел 6 | |||||||
4 неделя | 64 | «Обобщающее занятие. Гласные и согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих гласные и согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | Подрупповая | Развлечение. Викторина "Папа, мама, я - читающая семья" | |
1 неделя | 65 | «Обобщающее занятие. Гласные и согласные звуки» | закрепить зрительные образы букв обозначающих гласные и согласные звуки, проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква», закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук», навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать слуховое внимание | анализ и синтез слогов чтение слогов, слов | |||
1 неделя | 66 | «Обобщающее занятие. Алфавит» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения | анализ и синтез слогов чтение слов и коротких фраз | |||
2 неделя | 67 | «Обобщающее занятие. Алфавит» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | |||
68 | «Обобщающее занятие. Алфавит» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | ||||
3 неделя | 69 | «Обобщающее занятие. Алфавит» | закрепить знания о звуках и буквах, слове и слогах, предложении; умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | |||
70 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | ||||
4 неделя | 71 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз | |||
72 | «Повторение. Закрепление. Обобщающее занятие» | закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | чтение слов и коротких фраз |
IV.Перспективный план по взаимодействию с родителями
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. Поэтому на протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Опрос, анкетирование родителей. Знакомство с методикой | сентябрь |
2. | Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте" | октябрь |
3. | Беседа: "Какую работу можно проводить дома по этой теме?" | ноябрь |
4. | Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать" | декабрь |
5. | Беседа о важности и пользе игр с буквами и словами | январь |
6. | Консультация «Домашняя библиотека» | февраль |
7. | Беседа "Учимся, играя" | март |
8. | Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения | апрель |
9. | Развлечение "Папа, мама, я - читающая семья" | май |
V. Методическое обеспечение:
Для успешной реализации данной программы необходимо:
| Магнитофон и аудиозаписи, DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд-шоу и презентаций. |
| Наглядные пособия, схемы, магнитная азбука; рабочие тетради, кассы букв и слогов; демонстрационный материал (картинки), раздаточный материал (домики для звуков) |
VI.Список литературы для педагогов:
Бондарева Л.Ю. «Упражнения на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников». – Ярославль: Академия развития, 2008г.
Волина В.В. «Занимательное Азбуковедение». Москва 1991г. Волина В.В. «Учимся играя». Москва 1994г.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997г.
Жукова Н.С. «Домашний букварь». Екатеринбург 1998г.
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. М.: «Акалис», 1996г.
Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». – М.: Издательство «Ювента», 2003г.
Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва 1995г.
Маханева М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2002 г.
Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис – пресс, 2008г.
Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007г.
Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подотовка к школе. Сценарии занятий. – М.: Издательство «Экзамен», 2009г.
Список литературы для воспитанников:
Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» рабочая тетрадь № 1 – 3. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.
Куликовская Т.А. «Мастерская букв». – М.: Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997г.
Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва 1995г. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997г. К.И.Чуковский «От двух до пяти» сочинение в двух томах, 1 том. Москва, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа "Букварёнок" по обучению чтению.
Данная программа направлена на подготовку детей 5-6 лет к успешному освоению чтения.За основу взята методика и букварь Н.С.Жуковой. Новизна данного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциати...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Букварёнок» (1-ый год обучения) на тему: «Волшебный цветок Мудрой Совы»
Данный конспект составлен с целью обобщить и закрепить знания детей старшей группы, по пройденному материалу, за учебный год.В игровой форме дети закрепляют умение проводить звуковой...
Дополнительная образовательная программа «Букварёнок» 2023-2024гг.
Программа "Букварёнок"...