Проект "Удивительные буквы"
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» Г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Организация детской проектной деятельности
Название проекта: «Удивительные буквы»
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Выполнили:
Ананьева Я. В., Мальцева Г. Г.
воспитатели МАДОУ Д/с №9 «Калинка»
Яковлева И. С. учитель-логопед.
Назарово
2024 г.
Название проекта: «Удивительные буквы»
В настоящее время и педагоги, и родители сталкиваются с проблемой преемственности ступеней образования. Программа ДОУ включает в себя формирование предпосылок обучения грамоте. У детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи», как правило, встречаются нарушения произносительной стороны речи, фонематических процессов, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, пространственных представлений. Поэтому дети с ОНР испытывают трудности в запоминании букв, в чтении и написании слов.
Для успешной адаптации в начальной школе необходимо помочь детям с освоением азбуки, чему способствует использование игровых технологий. Это и является главной целью проекта «Удивительные буквы». Наивысший эмоциональный отклик вызывает у детей совместная с родителями творческая деятельность. В. А. Сухомлинский писал: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка».
Творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения, развивать мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные способности. Важным моментом является высокий интерес и устойчивая мотивация детей к знакомству с буквами. Воспитанники с гордостью представляют сделанную своими руками букву и с интересом рассматривают, используют в игровой деятельности буквы других ребят.
Цель проекта: развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой посредствам игровых технологий.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с акустическим и графическим образом букв русского языка.
2. Развивать фонематические процессы, закреплять навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
3. Развивать высшие психические процессы у детей (восприятие, память, мышление, воображение).
4. Развивать коммуникативные и творческие способности детей, способствовать положительному эмоциональному контакту педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
5. Мотивировать родителей к активному участию в реализации проектной деятельности.
6. Повысить уровень компетентности родителей в вопросе создания предпосылок у детей к обучению грамоте, к профилактике нарушений чтения и письма.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта.
- ННОД (интеграция образовательных областей).
- Работа с родителями.
- Продуктивная деятельность.
- Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Чтение художественной литературы.
-Беседы.
Предполагаемые результаты:
- Дети знакомы с акустическим и графическим образом букв, умеют читать и печатать буквы в тетради.
- Дифференцируют понятия «звук – буква», владеют навыками фонематического анализа и синтеза слов.
- Повысился уровень компетентности родителей в вопросе создания предпосылок к обучению грамоте, профилактике нарушения чтения и письма.
- Налажен эмоциональный контакт педагогов и родителей с детьми через совместную творческую деятельность.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
(основные шаги реализации проекта).
- Выбор темы проекта.
- Постановка проблемы.
- Составление плана проекта.
- Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
- Подборка дидактических, развивающих игр и упражнений по теме.
- Подборка необходимого материала.
- Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий.
- Работа с педагогами и родителями по данной теме.
Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта.
Дети:
- ННОД: «По дороге к азбуке», «Буквы потерялись».
- Лепка «Моя любимая буква».
- Аппликация «Буква моего имени» (из различного материала).
- Рисование «Изобрази букву».
- Дидактические игры: «Ребусы», «Прочитай по первой букве», «Играем со звуками», «Зашифрованное слово», «Схемы слов».
- СРИ: «Мудрая Сова», «Школа», «Я-ученик».
- Коммуникативные игры: «Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».
- Чтение художественной литературы: М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград».
- Творческое рассказывание детей по темам: «Буква потерялась», «Выходной день у буквы А» и др.
- Беседы с детьми «Готов ли я к школе?», «Как разгадывать ребусы».
- Составление рассказов по сюжетным картинкам.
- Конструирование «Выдуманная буква».
Родители:
- Консультация: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Дисграфия: причины, виды, профилактика», «10 заповедей для родителей».
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
- Обмен опытом между родителя «Секреты взаимопонимания родителей и детей».
Итоги проекта:
- Фотовыставка «Удивительные буквы».
- Выставка детских работ: аппликация «Буква моего имени», рисование «Изобрази букву», лепка «Моя любимая буква».
- Оформление мини-музея «Чудо буковка».
- Итоговое мероприятие «День Наума Грамотника».
Вид проекта: познавательно-творческий.
Состав участников: дети подготовительной группы «Мальвина».
Воспитатели: Ананьева Я. В., Мальцева Г. Г.
Учитель-логопед: Яковлева И.С.
Родители детей.
Интеграция образовательных областей.
№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно-эстетическое развитие |
| - Закреплять умения лепить предметы различной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. - Развивать творческие способности детей, способствовать положительному эмоциональному отклику между детьми через совместную деятельность. - Развивать творческие способности детей, воображение. - Расширять словарный запас детей, совершенствовать умения слушать; развивать память, мышления детей. |
2 | Речевое развитие |
| - Формировать коммуникативные умения ребенка с помощью коллективной деятельности. - Расширять словарный запас; совершенствовать навыки логического мышления, умение излагать мысли последовательно. - Совершенствовать умения использовать уменьшительно-ласкательные слова; развивать творческие способности у детей. -Формировать грамматически правильную речь, активизировать словарный запас. |
3 | Познавательное развитие |
| - Формировать умения узнавать буквы русского алфавита через игровую деятельность, развитие интереса к овладению грамоте. Формирование и развитие навыка чтения слогов. Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). - Закреплять умения выделять заданный звук в слове. Способствовать созданию чувства сплоченности коллектива, положительного эмоционального настроя. - Развивать познавательный интерес к чтению художественной литературы. |
4 | Социально-коммуникативное развитие |
«Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».
игры: «Ребусы», «Прочитай по первой букве», «Играем со звуками», «Зашифрованное слово», «Схемы слов».
«Выдуманная буква». | - Развивать эмоциональную сферу детей, умение выражать свои чувства, сопереживать, испытывать чувство сопричастности и ответственности. - Формировать умения устанавливать контакт и доверия друг к другу; учить оказывать помощь; закреплять знания о буквах. - Актуализировать знания детей по составлению схемы слова. Формировать умения разгадывать ребусы, загадки. - Упражнять в конструировании букв из магнитного конструктора. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
- Изучение необходимой литературы.
- Привлечение родителей к реализации проекта «Удивительные буквы».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- Центр «Рисовалочка»: образец «Изобрази букву».
- Центр «Почитай-ка» (художественная литература):
М. Раскатов «Пропавшая буква»;
Е. Ульева «Букварь в сказках»;
А. Лугарев «Буквоград».
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время года: Зима.
Продолжительность проекта: среднесрочный (с 22.01.2024 г. по 16.02.2024 г.)
№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | 4 неделя января |
2 | Аналитический | Анализ собранной информации и разработка содержания проекта: «Удивительные буквы» | 1 неделя февраля |
3
| Практический | Активная деятельность педагогов, родителей и детей. Дети:
Родители:
| В течение реализации проекта |
4 | Презентационный | Итоги проекта: - Фотовыставка «Удивительные буквы». - Выставка детских работ: аппликация «Буква моего имени», рисование «Изобрази букву», лепка «Моя любимая буква». - Оформление мини-музея «Чудо буковка». - Итоговое мероприятие «День Наума Грамотника». | 3 неделя февраля |
5 | Контрольный | Анализ проведённых мероприятий по теме проекта, обобщение. |
Организационные формы работы над проектом
№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | ННОД | - «По дороге к азбуке». - «Буквы потерялись». | В течение реализации проекта |
2 | Рисование | - «Изобрази букву». | В течение реализации проекта |
3 | Аппликация | - «Буква моего имени» (из различного материала). | В течение реализации проекта |
4 | Лепка | - «Моя любимая буква». | В течение реализации проекта |
5 | Чтение художественной литературы | - М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград». | В течение реализации проекта |
6 | СРИ | - «Мудрая Сова». - «Школа». «Я-ученик». | В течение реализации проекта |
7 | Дидактические игры | - «Ребусы». - «Прочитай по первой букве». - «Играем со звуками». - «Зашифрованное слово». - «Схемы слов». | В течение реализации проекта |
8 | Творческое рассказывание детей по темам | - «Буква потерялась». - «Выходной день у буквы А» и др. | В течение реализации проекта |
9 | Коммуникативные игры | - «Угадай букву». - «Где спряталась буква?». - «Какая буква неправильная?». - «Допиши букву». | В течение реализации проекта |
10 | Конструирование | - «Выдуманная буква». | В течение реализации проекта |
11 | Беседы | - «Готов ли я к школе?». - «Как разгадывать ребусы». | В течение реализации проекта |
12 | Взаимодействие с родителями | - Консультация: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Дисграфия: причины, виды, профилактика», «10 заповедей для родителей». - Информирование родителей о задачах и содержании проекта. - Вовлечение родителей в совместную работу над проектом. - Обмен опытом между родителя «Секреты взаимопонимания родителей и детей». | В течение реализации проекта |
Форма проведения презентации:
- Фотовыставка «Удивительные буквы».
- Выставка детских работ: аппликация «Буква моего имени», рисование «Изобрази букву», лепка «Моя любимая буква».
- Оформление мини-музея «Чудо буковка».
- Итоговое мероприятие «День Наума Грамотника».
Список литературы:
1. Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» подготовительная группа. – Москва: Центр педагогического образования 2008
2. Краснощекова Н. В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов- на- Дону: Феникс,2012.
3. «Книга для чтения в детском саду и дома». – Москва ОНИКС 2009.
4. Сахипова С. Г. Читаем детям. - Ленинград: Просвещение, 1987.
5. О маме. Стихи и рассказы. - М.: Детская литература,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...