"В мире много сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «В мире много сказок »
Интеграция образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно – эстетическое развитие.
Программное содержание:
-расширить представления детей о видах сказочного жанра;
-продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;
-развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;
- развивать способности творческого самовыражения;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
Материалы и оборудование. Диск с записью песни: «В гостях у сказки», иллюстрации к сказкам: «Каша из топора», «Мужик и медведь», проектор, ноутбук, экран, слайды с изображением волшебных предметов, карандаши, альбомные листы, «волшебный сундучок».
Ход занятия
Дети входят в зал под звуки песни «В гостях у сказки».
1.Организация
Воспитатель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети отвечают. О сказках.
Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.
Я-Сказочница. Принесла волшебный сундучок, но потеряла ключи. И теперь открыть сундучок можно, только назвав три вида сказок.
Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир.
Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.
2.Игра «Угадай и назови» 2 и 3 слайд
Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.
Воспитатель:
Если б он не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух»)
Девочка зашла в избушку,
Видит, стоит стол, три стула.
На каждом стуле посидела,
Мишуткину похлебку съела.
(«Три медведя»)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и волк»)
Мама деточек учила,
дверь чужим не открывать,
не послушались детишки
и попали к волку в пасть.
(«Волк и семеро козлят»)
На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети отвечают
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
3.Физминутка.
Девочка по лесу шла, дети шагают на месте
И на домик набрела, соединяют руки над головой домиком
Видит, что хозяев нет. потянуться на носочках, головку вытянуть вперед
На столе стоит обед. левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь)
Из трёх чашек похлебала, показать, как кушают
В трёх постелях полежала. ладошки сложить вместе под щечку
-Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
Дети отвечают
Воспитатель: Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются
Воспитатель: Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?
Дети отвечают.
Воспитатель: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.
Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются?
Дети отвечают
Ира «Соотнеси пословицу со сказкой» Слайд №4
Воспитатель: В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.
Воспитатель: О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми. Бытовые сказки похожи на сказки о животных.
В них также рассказывалось о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
4.Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение.
(Если у ребят возникнут затруднения, можно провести игру «Доскажи словечко»: «Гуси - (лебеди)», «Аленький (цветочек)», «Цветик-семицветик», «Крошечка-Хаврошечка»).
Дети отвечают.
Воспитатель: С какими нечистыми силами обычно сражается герой?
Дети отвечают.
Воспитатель: С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой сражается не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники и волшебные предметы.
Какие животные выступают в роли чудесных помощников?
Дети отвечают.
Воспитатель: В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.
5. Игра «Из какой сказки волшебный предмет?» ( Слайды № 5,6,7)
Воспитатель: В конце волшебных сказок герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Добро вознаграждается, а зло наказывается. Герой волшебной сказки должен пройти через испытания, которые каждый раз все становятся труднее и труднее.
Релаксация «Сказочный лес»
Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Ребята, все вы читали сказку «Царевна-лягушка» а теперь давайте представим, что было, если бы главный герой этих сказок повел себя по-другому.
6.Творческое задание - слайд №8
«А если бы Колобок из сказки не был бы таким глупым, и не сел на нос лисе, то…….».
Воспитатель: В волшебных сказках у героев были предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас нарисует свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.
7.Творческое задание «Нарисуй свой волшебный предмет» (дополнительное задание)
Рассказы детей о том, что они попросили бы у волшебного предмета.
Воспитатель: Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым. Какие виды сказок вы знаете?
Вот мы и открыли волшебный сундучок. А здесь для вас подарочки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире много сказок
Все мы любим сказки и взрослце и дети.С сказками у нас связаны самые добрые воспоминания, смелость ловкость силу, быстроту проявляют герои разных сказок. Вместе с детьми и мы отправимся в путеше...
В мире много сказок
С чего уместнее всего начать наш разговор осказке ? Конечно, с волшебной сказки, причем наиболее традици-онной по форме (сказка-... путешествие) с элементами героиче...
Сценарий развлечения « Поле - чудес "В мире много сказок"»
Цели: Образовательные- закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в п...
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в средней группе «В мире много сказок»
Конспект занятияпо развитию познавательных способностей и речи в средней группе«В мире много сказок»...
В мире много сказок
Интегрированное занятие по развитию речи (средний возраст)В мире много сказок Цель:Формирование и стимулирование способности детей к желанию активно участвовать в определённых занятиях.Задач...
Конспект проведения образовательной деятельности в группе старшего возраста детей 6-7 лет Тема: «В мире много сказок»
Конспект проведения образовательной деятельности в группе старшего возраста детей 6-7 лет...
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности «В мире много сказок»
Для детей 5-го года жизни...