Сказка в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи

Карпунина Елена Георгиевна

Сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста

                 

В современном мире сказка, как и многие другие ценности культуры, заметно утратила свое значение. А ведь именно сказка занимает особое место в духовном развитии детей дошкольного возраста, способствует формированию этических и эстетических представлений, развитию эмоционально-нравственного опыта ребенка. В самом раннем детстве ребенок знакомится со сказкой, и она остается с ним на протяжении всей жизни.

Сказка знакомит детей с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений, с миром литературы, а главное - они вводят его в особый мир эмоциональных открытий, исключительный мир чувств. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. С давних времен, люди, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им истории, которые оберегали детей от неприятностей, учили их жизни. Соответственно, сказкотерапия может использоваться как средство целенаправленного педагогического влияния на личность с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка дошкольного возраста.  Через сказку мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

  В настоящее время русские народные сказки, которые учили различать нас добро и зло, ушли на далекий план, уступив место современным мультфильмам, электронным играм, роботам, компьютерам.  Большинство ребят не имеют представления о сказках и сказочных персонажах, таких как «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Петушок-золотой гребешок» и другие. Детские психологи считают это большим упущением родителей в деле воспитания дети. Потому что ребенок, которому читают сказки, быстрее начинает говорить, и не просто выдаёт набор слов, а выражается целыми предложениями на хорошем литературном языке.  Народная сказка - неотъемлемый источник для развития детского воображения и творчества. Она обогащает чувства, мысли ребенка, будит его фантазию. Поэтому в своей работе мы воспитатели стараемся связывать каждый вид деятельности детей со сказкой. На занятиях по художественно - творческой деятельности можно использовать различные методы, в том числе и нетрадиционные. Один из популярных методов - коллаж из сказок. Детям предлагается придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». Детям младшего дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. В каждом    доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок.  Как же ему помогли герои других сказок?

                Не менее популярный метод - Сказка по-новому.  Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Этот метод помогает по - новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка - «Крошечка –Хаврошечка», Сказка по - новому - «Хаврошечка злая и ленивая».

Детям младшего дошкольного возраста можно предложить дорисовать выражение лиц на масках, чтобы в дальнейшем использовать их для драматизации сказок и перевоплощений. Используя, метод моделирования сказки, для начала необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно - схематической модели. Например, показать какой - то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого - то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем - злой . . .) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор, и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

В процессе работы виден результат, что дети находят выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала образной, интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы ...

Консультация для родителей «Использование цветной непряденой шерсти в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов развития ребёнка. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проход...

Комплексно-тематическое планирование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

В данной работе представлен комплексно-тематичечкий план работы по развитию творческого воображения по средствам овладения детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельгости с учетом требований ФГТ и возра...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025г. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

   Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей...