Методика обучения детей рассказыванию по картине
консультация по развитию речи

Алчакова Файзура Исмаиловна

Предлагаю методические приемы по обучению детей рассказыванию по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_metodika_obucheniya_detey_ras.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Методика обучения

детей рассказыванию

по картине»

Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова …).

Картины для работы с детьми различают по следующим

Критериям:

  1. формат (демонстрационные и раздаточные);
  2. тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);
  3. содержание (художественные, дидактические,  предметные, сюжетные);
  4. характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение);
  5. функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды…).

Общие требования к организации работы с картиной:

  1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со второй младшей группы детского сада.
  2. При подборке сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
  3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
  4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
  6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

  1. Описание предметных картин  - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, действий.
  2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
  3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
  4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
  5. Описание пейзажной картины и натюрморта: пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках рыбки, они ловят рыбку».

Структура занятия:

  1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
  2. Часть – основная (10-20 минут) где используются разные методы и приёмы.
  3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

  1. Вопросы (проблемные вопросы)
  2. Образец педагога
  3. Частичный образец педагога
  4. Совместное рассказывание
  5. План рассказа
  6. Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
  7. Составление рассказа подгруппами
  8. Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине.

Младший возраст.

В младшем группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:

  1. обучение  детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
  2. постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух – трех слов. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя(вопросами, объяснениями, рассказом). После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька мурысенька»). Можно загадать   о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап - царапки» - после картины «Кошка с котятами»). В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приёмы.

Средний дошкольный возрост.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используются прием сравнения двух персонажей.                       Проводиться беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Можно поиграть в лексико – грамматическое упражнение «Продолжи предложение».

- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

Я считаю, что на картине изображено начало дня, потом, что…

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказала», - говорит педагог, то есть в этом возрасте не требуется отступления от образца. Когда дети научаться составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.                                                          

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало конец к сюжету, изображенному на картинах: «»Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами»… Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети,  вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

      Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главное на занятии – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

                                       Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей , совершенствуется их речь, имеются возможности  для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника – автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях то есть то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико - грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность  дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что обозначает слово «забава»?» - Обращается к детям воспитатель  после молчаливого рассмотрения. – «Как по вашему мнению, можно было бы назвать ее по – другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине:  описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Методика обучения детей работе по картинам"

Методические рекомендации по проведению нескольких видов занятий с картинным материалом....

занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"

рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...

мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"

Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....

Методика обучения детей рассказыванию по картине

Методические рекомендации доя воспитателей по развитию описательной речи и навыков пересказа у детей...