Методика обучения детей рассказыванию по картине
консультация по развитию речи
Предлагаю методические приемы по обучению детей рассказыванию по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metodika_obucheniya_detey_ras.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Методика обучения
детей рассказыванию
по картине»
Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова …).
Картины для работы с детьми различают по следующим
Критериям:
- формат (демонстрационные и раздаточные);
- тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);
- содержание (художественные, дидактические, предметные, сюжетные);
- характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение);
- функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды…).
Общие требования к организации работы с картиной:
- Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со второй младшей группы детского сада.
- При подборке сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
- После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
- Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
- Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
- Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине
- Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, действий.
- Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
- Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
- Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
- Описание пейзажной картины и натюрморта: пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках рыбки, они ловят рыбку».
Структура занятия:
- Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
- Часть – основная (10-20 минут) где используются разные методы и приёмы.
- Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.
Методические приемы:
- Вопросы (проблемные вопросы)
- Образец педагога
- Частичный образец педагога
- Совместное рассказывание
- План рассказа
- Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
- Составление рассказа подгруппами
- Оценка детских монологов
Этапы обучения рассказыванию по картине.
Младший возраст.
В младшем группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
- обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
- постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух – трех слов. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя(вопросами, объяснениями, рассказом). После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька мурысенька»). Можно загадать о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап - царапки» - после картины «Кошка с котятами»). В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приёмы.
Средний дошкольный возрост.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используются прием сравнения двух персонажей. Проводиться беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Можно поиграть в лексико – грамматическое упражнение «Продолжи предложение».
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
Я считаю, что на картине изображено начало дня, потом, что…
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказала», - говорит педагог, то есть в этом возрасте не требуется отступления от образца. Когда дети научаться составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало конец к сюжету, изображенному на картинах: «»Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами»… Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Оценка рассказов.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главное на занятии – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей , совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника – автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях то есть то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико - грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что обозначает слово «забава»?» - Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. – «Как по вашему мнению, можно было бы назвать ее по – другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Методика обучения детей работе по картинам"
Методические рекомендации по проведению нескольких видов занятий с картинным материалом....
занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"
рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...
Методика обучения детей рассказыванию по картине..
консультация...
мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"
Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....
Конспект мастер класса по теме: "Методика обучения детей первой младшей группы составлению рассказа по малосюжетной картине: "Девочка держит куклу"
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе....
методика обучения детей рассказыванию по картине
Консультация для воспитателей...
Методика обучения детей рассказыванию по картине
Методические рекомендации доя воспитателей по развитию описательной речи и навыков пересказа у детей...