Занятие по развитию речи в средней группе "Понятие звук. Звук [Ч’]"
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа)

Кузьминова Яна Александровна

Конспет занятия по звуковой культуре речи звук "Ч" в средней группе. Комплексное открытое занятие для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно - речевого

развития воспитанников Петродворцового района Санкт -  Петербурга.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

"Понятие звук. Звук [Ч’]"

Воспитатель: Кузьминова Я. А.

Г. Петергоф

2024

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

"Понятие звук. Звук [Ч’]"

Цель: познакомить обучающихся со звуком [Ч’].  

Задачи:

Образовательные:
– обучение правильному произношению звука Ч (изолированно, в слогах, в словах, в чистоговорках);
– развитие фонематического слух (фонематического восприятия на уровне звуков, слогов, слов).

– актуализация представлений о слове и предложение.

– совершенствование умений выполнять упражнения по инструкции педагога.

Развивающие:

– развитие зрительно-пространственного восприятия.

– формирование просодической стороны речи (модуляция голоса).

– развитие артикуляционной моторики.  

Воспитательные:

– воспитание навыков сотрудничества.

Материалы и оборудование:

Паровоз большой, предметы к игре «Собери чемодан» (чемодан, часы, ручка, чашка, чай, сушка, машинка, книга, банан и т.д.), билеты – разрезные картинки (пончик розовый, голубой), чемодан, игрушечный стол, пончик, чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, салфетка, скатерть, вазочка, конфеты, зеркала, планшет магнитный для рисования, счетные палочки.  


Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а солнышко уже проснулось? А вы проснулись?

Давайте мы проверим.
-Здравствуйте, глазки! Вы проснулись? (Да!)
Здравствуйте, ушки! Вы проснулись? (Да!)
Здравствуйте, ножки! Вы проснулись? (Да!)
Здравствуйте, ручки! Вы проснулись! (Да!)
Здравствуйте, дети! Вы проснулись? (Да)!

  1. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Тихо-громко».

Но вот язычок еще не проснулся? Давайте его разбудим. (упражнения с движениями)

Звук  А - руки перед собой выпрямить, разводим со звуком громко, сводим тихо

Звук О – приселили, встали громко, сели тихо

Звук Э – руки к плечам, выпрямляем громко, сгибаем тихо

Звук И – присели, встали громко, сели тихо

Звук У – ладошки веред громко, к себе – тихо

Звук Ы – кулачки прижать к груди, раздвигаем как пружину – громко, сжимаем – тихо.

Дети садятся за столы, на столах стоят зеркала.

- Разбудили наш язычок. Значит, можно начинать играть!
Пошел язычок погулять (делаем упражнение «Часики» вправо-влево язычком). Вдруг увидел лошадку (упражнение «Лошадка»).  

     3. Игровое упражнение «Песенка паровозика». Уточнение произношения звука «Ч».

Шёл, шёл и пришел к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел: [Ч-ч- ч]. Ребята, а вы хотите научиться петь песенку паровоза? (Да). Хорошо, сегодня мы будем учиться петь новую песенку «Паровозика». Для этого откройте рот, прижмите широкий язык к небу. Губы сделайте «Окошком», можно поднести указательный палец ко рту и сильно, резко подуйте: ч-ч-ч.
(Повторить несколько раз. Медленно, быстро, громко, тихо).
- Молодцы! Справились с песенкой.

  1. Игра «Внимательные ушки»

Если услышите звук  [ч’] –– хлопните в ладоши, если другой звук – топните.

В ряду других звуков: ч, б, а, ч, и,ч, л, ч, ч, в.

В слогах: ач, оч, ма, лу, че, чи, вы, уч.

  1. Игровое упражнение «Собери чемодан».

Паровозик приглашает вас в путешествие. Перед тем как отправиться в дорогу, что нам нужно сделать? (собрать вещи). Наш паровозик любит предметы, в названии которых есть звук «Ч».  Каждый ребёнок берёт один предмет, называет его, определяет наличие звука [Ч] в названии и кладём либо в чемодан, либо в корзину.

Предметы: чемодан, часы, ручка, чашка, чай, кабачок, бабочка, удочка, перчатки, меч, пчела, блокнот, машина, книга, банан.  

Молодцы! Чемодан готов.

Воспитатель: Ребята, чтобы поехать на поезде, что ещё нужно сделать? (купить билеты).

Чтобы получить билет, надо сказать чистоговорку.

Каждый ребенок проговаривает чистоговорку, получает билет и становится за Паровозиком друг за другом.

Чистоговорки:

  1. Ча-ча-ча у меня нет ключа
  2. Чу-чу-чу я стих учу.
  3. Чок-чок-чок стучит мамин каблучок.
  4. Чок-чок-чок – я бабушкин внучок.
  5. Оч-оч-оч - наступила ночь.
  6. Оч-оч-оч- я мамина дочь.
  7. Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.
  8. Чу-чу-чу-стоять я не хочу.

Дети отправляются в путь, едут друг за другом по кругу и поют песенку «Чух-чух-чух», имитируя движение колёс паровоза.  

  1. Упражнение «Собери картинку» (см. Приложение 2)

Вот и первая остановка.

Отгадать название остановки вам помогут билеты. Разделимся на две группы.  

У кого на билете есть голубой цвет, походят к столу справа (воспитатель показывает стол).  А у кого на билете есть желтый цвет, подойдут к столу слева (воспитатель показывает стол).

Вам надо собрать из этих билетов картинку, и тогда мы сможем отгадать как называется станция. Что у вас получилось? (Пончик). Наша остановка – кафе «Пончик». 

  1. Игра «Какой пончик?» (образование относительных прилагательных)

- Ребята, посмотрите какие пончики!

Дети встают в круг, передают пончик (мячик) и говорят: пончик мягкий, красивый, вкусный, розовый, шоколадный, ароматный, маленький, большой, творожный и т.д.

  1. Упражнение «Накроем на стол» 

Предметы: кукольный стол, скатерть, чайник, чашка, блюдце, тарелка (пирожковая), пончик, салфетка, ложка, вазочка, конфеты или сахар.

Воспитатель: Странное кафе, стол не сервирован, посуда не расставлена. Ребята, давайте накроим на стол. Дети по инструкции воспитателя накрывают на стол.

Например: Ваня, постели скатерть на стол.

Даша, поставь чайник в центре стола.

… положи справа от чайника салфетку.

… поставь на салфетку чашку.

… поставь под чашку блюдце.

… положи на блюдце чайную ложку.

… положи пончик на тарелку.

… положи конфеты в вазочку.

… поставь вазочку слева от чайника.  

… положи ложку в чашку.

… поставь вазочку между чашкой и чайником.

 Молодцы, справились с заданием, можно отправляться дальше. Дети встают в колонну, друг за другом, двигаются по кругу, имитируя движения колёс паровоза и произнося «Чух-чух-чух».

  1. Остановка «Составная». Упражнение «Составь схему».

Ребята, мы прибыли на станцию «Составная». Вспомните, где стоял чайник?

– Чайник стоит на столе.

– Что мы произнесли?

– Предложение.

– Посчитаем, сколько слов в предложении?

– Четыре.

– Назови первое слово, … второе …, третье …, четвёртое.

– Сколько палочек нам потребуется, чтобы составить схему предложения?

– Четыре.

– Выложите схему предложения.

– Назовите первое слово, третье. Какое слово стоит на словом «чайник», перед словом «столе» и т.д. Что нужно поставить в конце предложения?

– Точку.  

Молодцы, справились с заданием, можно отправляться дальше. Дети встают в колонну, друг за другом, двигаются по кругу, имитируя движения колёс паровоза и произнося «Чух-чух-чух».

  1. Станция «Ритмическая». Упражнение «Послушай, повтори».

Дети встают в круг. Воспитатель показывает образец деления слова на слоги, а дети потом вместе повторяют, одновременно отхлопывая слоги и повторяя слова.

Слова: чай, чемодан, чайник, чашка, кабачок, меч, пчела.

  1. Рисование (на магнитных планшетах) «Железная дорога».

Ребята нам нужно возвращаться в группу, но вот проблема- закончилась железная дорога, и нашему паровозику дальше не проехать. Давайте поможем нашему паровозику, нарисуем рельсы.

Молодцы, справились с заданием, можно отправляться дальше. Дети встают в колонну, друг за другом, двигаются по кругу, имитируя движения колёс паровоза и произнося «Чух-чух-чух».

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Вот мы и вернулись в группу. Кто запомнил, какую песенку мы учились петь на занятии? Песенку «Паровозика» – ч-ч-ч. Какое задание вам больше всего понравилось?

Паровозик благодарит ребят за веселое путешествие.

Молодцы! (сюрпризный момент-сушки).

Приложение1

Логритмическое упражнение 

Хлопки по слогам (последовательность картинок меняется)

Ритмический рисунок

Чай

1 хлопок

Пон-чик

2 хлопка

Че - мо - дан

3 хлопка

Звук «Ч»

Показать пальцем

1

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1bf2c31f8bdd01a69d193628bd499e0f1f5a1d8c-11908484-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a259d5e18c7bf9f3be42f416451abf69e7298853-9699789-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=194&h=200

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1bf2c31f8bdd01a69d193628bd499e0f1f5a1d8c-11908484-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a259d5e18c7bf9f3be42f416451abf69e7298853-9699789-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=194&h=200

2

https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2023-09/1695973461_gas-kvas-com-p-kartinki-chemodan-27.jpg

https://sun6-22.userapi.com/s/v1/ig2/eEWmLmA81vif3aciPWlUY2f59WU1Rfi3UJIO7C1fGNV4QZCWUHjZRRjkG7TQsn0t4oJHbH5EKZLJ4Coo5_BgOfiT.jpg?size=957x957&quality=96&crop=33,33,957,957&ava=1

https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2023-09/1695973461_gas-kvas-com-p-kartinki-chemodan-27.jpg

https://sun6-22.userapi.com/s/v1/ig2/eEWmLmA81vif3aciPWlUY2f59WU1Rfi3UJIO7C1fGNV4QZCWUHjZRRjkG7TQsn0t4oJHbH5EKZLJ4Coo5_BgOfiT.jpg?size=957x957&quality=96&crop=33,33,957,957&ava=1

3

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a259d5e18c7bf9f3be42f416451abf69e7298853-9699789-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=194&h=200

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1bf2c31f8bdd01a69d193628bd499e0f1f5a1d8c-11908484-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a259d5e18c7bf9f3be42f416451abf69e7298853-9699789-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=194&h=200

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1bf2c31f8bdd01a69d193628bd499e0f1f5a1d8c-11908484-images-thumbs&n=13

4

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1bf2c31f8bdd01a69d193628bd499e0f1f5a1d8c-11908484-images-thumbs&n=13

https://sun6-22.userapi.com/s/v1/ig2/eEWmLmA81vif3aciPWlUY2f59WU1Rfi3UJIO7C1fGNV4QZCWUHjZRRjkG7TQsn0t4oJHbH5EKZLJ4Coo5_BgOfiT.jpg?size=957x957&quality=96&crop=33,33,957,957&ava=1

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a259d5e18c7bf9f3be42f416451abf69e7298853-9699789-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=194&h=200

https://sun6-22.userapi.com/s/v1/ig2/eEWmLmA81vif3aciPWlUY2f59WU1Rfi3UJIO7C1fGNV4QZCWUHjZRRjkG7TQsn0t4oJHbH5EKZLJ4Coo5_BgOfiT.jpg?size=957x957&quality=96&crop=33,33,957,957&ava=1

Приложение 2

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673578183_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-ponchik-6.png

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673578202_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-ponchik-25.png

1 А вы проснулись?

5 «Собери чемодан».

9 Накроем на стол

2 «Тихо-громко».

6. Чистоговорка

Билет

10 Остановка «Составная».

3 «Песенка паровозика».

7. «Собери картинку»

11 Станция «Ритмическая».

4 Внимательные ушки»

8

Какой пончик?

12 Рисование

Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе звук [ы]

Уточнять произношение звука [ы] в изолированном виде, словах, фразах; развивать фонематическое восприятие; учить выделять звук [ы] в словах; упражнять в образовании существительных множественного числ...

Открытое занятие ро развитию речи в средней группе "Звуки наши друзья"

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....

Презентация к занятию по Развитию речи в средней группе "Звуки С и СЬ"

Презентация к занятию по Развитию речи в средней группе "Звуки С и СЬ"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звук "Д"

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Звук Д"...