Занятие по развитию речи в средней группе "Понятие звук. Звук [Ч’]"
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа)
Конспет занятия по звуковой культуре речи звук "Ч" в средней группе. Комплексное открытое занятие для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексное занятие по развитию речи. Звук "Ч" | 518.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно - речевого
развития воспитанников Петродворцового района Санкт - Петербурга.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
"Понятие звук. Звук [Ч’]"
Воспитатель: Кузьминова Я. А.
Г. Петергоф
2024
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
"Понятие звук. Звук [Ч’]"
Цель: познакомить обучающихся со звуком [Ч’].
Задачи:
Образовательные:
– обучение правильному произношению звука Ч (изолированно, в слогах, в словах, в чистоговорках);
– развитие фонематического слух (фонематического восприятия на уровне звуков, слогов, слов).
– актуализация представлений о слове и предложение.
– совершенствование умений выполнять упражнения по инструкции педагога.
Развивающие:
– развитие зрительно-пространственного восприятия.
– формирование просодической стороны речи (модуляция голоса).
– развитие артикуляционной моторики.
Воспитательные:
– воспитание навыков сотрудничества.
Материалы и оборудование:
Паровоз большой, предметы к игре «Собери чемодан» (чемодан, часы, ручка, чашка, чай, сушка, машинка, книга, банан и т.д.), билеты – разрезные картинки (пончик розовый, голубой), чемодан, игрушечный стол, пончик, чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, салфетка, скатерть, вазочка, конфеты, зеркала, планшет магнитный для рисования, счетные палочки.
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а солнышко уже проснулось? А вы проснулись?
Давайте мы проверим.
-Здравствуйте, глазки! Вы проснулись? (Да!)
Здравствуйте, ушки! Вы проснулись? (Да!)
Здравствуйте, ножки! Вы проснулись? (Да!)
Здравствуйте, ручки! Вы проснулись! (Да!)
Здравствуйте, дети! Вы проснулись? (Да)!
- Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Тихо-громко».
Но вот язычок еще не проснулся? Давайте его разбудим. (упражнения с движениями)
Звук А - руки перед собой выпрямить, разводим со звуком громко, сводим тихо
Звук О – приселили, встали громко, сели тихо
Звук Э – руки к плечам, выпрямляем громко, сгибаем тихо
Звук И – присели, встали громко, сели тихо
Звук У – ладошки веред громко, к себе – тихо
Звук Ы – кулачки прижать к груди, раздвигаем как пружину – громко, сжимаем – тихо.
Дети садятся за столы, на столах стоят зеркала.
- Разбудили наш язычок. Значит, можно начинать играть!
Пошел язычок погулять (делаем упражнение «Часики» вправо-влево язычком). Вдруг увидел лошадку (упражнение «Лошадка»).
3. Игровое упражнение «Песенка паровозика». Уточнение произношения звука «Ч».
Шёл, шёл и пришел к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел: [Ч-ч- ч]. Ребята, а вы хотите научиться петь песенку паровоза? (Да). Хорошо, сегодня мы будем учиться петь новую песенку «Паровозика». Для этого откройте рот, прижмите широкий язык к небу. Губы сделайте «Окошком», можно поднести указательный палец ко рту и сильно, резко подуйте: ч-ч-ч.
(Повторить несколько раз. Медленно, быстро, громко, тихо).
- Молодцы! Справились с песенкой.
- Игра «Внимательные ушки»
Если услышите звук [ч’] –– хлопните в ладоши, если другой звук – топните.
В ряду других звуков: ч, б, а, ч, и,ч, л, ч, ч, в.
В слогах: ач, оч, ма, лу, че, чи, вы, уч.
- Игровое упражнение «Собери чемодан».
Паровозик приглашает вас в путешествие. Перед тем как отправиться в дорогу, что нам нужно сделать? (собрать вещи). Наш паровозик любит предметы, в названии которых есть звук «Ч». Каждый ребёнок берёт один предмет, называет его, определяет наличие звука [Ч] в названии и кладём либо в чемодан, либо в корзину.
Предметы: чемодан, часы, ручка, чашка, чай, кабачок, бабочка, удочка, перчатки, меч, пчела, блокнот, машина, книга, банан.
Молодцы! Чемодан готов.
Воспитатель: Ребята, чтобы поехать на поезде, что ещё нужно сделать? (купить билеты).
Чтобы получить билет, надо сказать чистоговорку.
Каждый ребенок проговаривает чистоговорку, получает билет и становится за Паровозиком друг за другом.
Чистоговорки:
- Ча-ча-ча у меня нет ключа
- Чу-чу-чу я стих учу.
- Чок-чок-чок стучит мамин каблучок.
- Чок-чок-чок – я бабушкин внучок.
- Оч-оч-оч - наступила ночь.
- Оч-оч-оч- я мамина дочь.
- Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.
- Чу-чу-чу-стоять я не хочу.
Дети отправляются в путь, едут друг за другом по кругу и поют песенку «Чух-чух-чух», имитируя движение колёс паровоза.
- Упражнение «Собери картинку» (см. Приложение 2)
Вот и первая остановка.
Отгадать название остановки вам помогут билеты. Разделимся на две группы.
У кого на билете есть голубой цвет, походят к столу справа (воспитатель показывает стол). А у кого на билете есть желтый цвет, подойдут к столу слева (воспитатель показывает стол).
Вам надо собрать из этих билетов картинку, и тогда мы сможем отгадать как называется станция. Что у вас получилось? (Пончик). Наша остановка – кафе «Пончик».
- Игра «Какой пончик?» (образование относительных прилагательных)
- Ребята, посмотрите какие пончики!
Дети встают в круг, передают пончик (мячик) и говорят: пончик мягкий, красивый, вкусный, розовый, шоколадный, ароматный, маленький, большой, творожный и т.д.
- Упражнение «Накроем на стол»
Предметы: кукольный стол, скатерть, чайник, чашка, блюдце, тарелка (пирожковая), пончик, салфетка, ложка, вазочка, конфеты или сахар.
Воспитатель: Странное кафе, стол не сервирован, посуда не расставлена. Ребята, давайте накроим на стол. Дети по инструкции воспитателя накрывают на стол.
Например: Ваня, постели скатерть на стол.
Даша, поставь чайник в центре стола.
… положи справа от чайника салфетку.
… поставь на салфетку чашку.
… поставь под чашку блюдце.
… положи на блюдце чайную ложку.
… положи пончик на тарелку.
… положи конфеты в вазочку.
… поставь вазочку слева от чайника.
… положи ложку в чашку.
… поставь вазочку между чашкой и чайником.
Молодцы, справились с заданием, можно отправляться дальше. Дети встают в колонну, друг за другом, двигаются по кругу, имитируя движения колёс паровоза и произнося «Чух-чух-чух».
- Остановка «Составная». Упражнение «Составь схему».
Ребята, мы прибыли на станцию «Составная». Вспомните, где стоял чайник?
– Чайник стоит на столе.
– Что мы произнесли?
– Предложение.
– Посчитаем, сколько слов в предложении?
– Четыре.
– Назови первое слово, … второе …, третье …, четвёртое.
– Сколько палочек нам потребуется, чтобы составить схему предложения?
– Четыре.
– Выложите схему предложения.
– Назовите первое слово, третье. Какое слово стоит на словом «чайник», перед словом «столе» и т.д. Что нужно поставить в конце предложения?
– Точку.
Молодцы, справились с заданием, можно отправляться дальше. Дети встают в колонну, друг за другом, двигаются по кругу, имитируя движения колёс паровоза и произнося «Чух-чух-чух».
- Станция «Ритмическая». Упражнение «Послушай, повтори».
Дети встают в круг. Воспитатель показывает образец деления слова на слоги, а дети потом вместе повторяют, одновременно отхлопывая слоги и повторяя слова.
Слова: чай, чемодан, чайник, чашка, кабачок, меч, пчела.
- Рисование (на магнитных планшетах) «Железная дорога».
Ребята нам нужно возвращаться в группу, но вот проблема- закончилась железная дорога, и нашему паровозику дальше не проехать. Давайте поможем нашему паровозику, нарисуем рельсы.
Молодцы, справились с заданием, можно отправляться дальше. Дети встают в колонну, друг за другом, двигаются по кругу, имитируя движения колёс паровоза и произнося «Чух-чух-чух».
- Итог занятия. Рефлексия.
Вот мы и вернулись в группу. Кто запомнил, какую песенку мы учились петь на занятии? Песенку «Паровозика» – ч-ч-ч. Какое задание вам больше всего понравилось?
Паровозик благодарит ребят за веселое путешествие.
Молодцы! (сюрпризный момент-сушки).
Приложение1
Логритмическое упражнение
Хлопки по слогам (последовательность картинок меняется)
Ритмический рисунок
Чай 1 хлопок | Пон-чик 2 хлопка | Че - мо - дан 3 хлопка | Звук «Ч» Показать пальцем |
1
2
3
4
Приложение 2
1 А вы проснулись? | 5 «Собери чемодан». | 9 Накроем на стол |
2 «Тихо-громко». | 6. Чистоговорка Билет | 10 Остановка «Составная». |
3 «Песенка паровозика». | 7. «Собери картинку» | 11 Станция «Ритмическая». |
4 Внимательные ушки» | 8 Какой пончик? | 12 Рисование |
Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе звук [ы]
Уточнять произношение звука [ы] в изолированном виде, словах, фразах; развивать фонематическое восприятие; учить выделять звук [ы] в словах; упражнять в образовании существительных множественного числ...
Открытое занятие по развитию речи в средней группе. "Звук Ц"
Занятие по развитию речи "Звук Ц"...
Открытое занятие ро развитию речи в средней группе "Звуки наши друзья"
Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....
Презентация к занятию по Развитию речи в средней группе "Звуки С и СЬ"
Презентация к занятию по Развитию речи в средней группе "Звуки С и СЬ"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе : «Звуки наши друзья»...
Занятие по развитию речи в средней группе «Звуки [К]-[К]»
laquo;Звуки [К]-[К]»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звук "Д"
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Звук Д"...