Развитие грамматически правильной и связной речи
материал по развитию речи (старшая группа)

Целью работы на 2023-2024гг. было изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, развивать связную, грамматически правильную и выразительную речь детей. Формировать умение последовательно и грамотно излагать свои мысли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._kryuchkova.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Крючкова Д.Ю.

2023-2024 учебный год

«Развитие грамматически правильной и связной речи посредством обобщения полученных детьми знаний»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, развивать связную, грамматически правильную и выразительную речь детей. Формировать умение последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи:

- изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков детей;

- повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов, в том числе и в сети Интернет;

- обогащение пассивного и активного словаря детей;

- расширение и активизация словарного запаса детей на основе полученных знаний и представлений об их окружении;

- сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.

Развитие речи у детей является одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Развитая речь оказывает положительное влияние на коммуникативную способность дошкольников, что является важной частью для дальнейшего обучения и взаимодействия с окружающими.

Методы работы по развитию грамматически правильной и связной речи детей осуществлялись по следующим направлениям:

- использование сюжетно-ролевых игр как средства развития связной речи и коммуникации детей:

В группе и на прогулке по выбору детей организовывались сюжетно-ролевые игры (больница, семья, магазин, школа и т.д.), выбирался сюжет и определялись роли для каждого ребенка с учетом их пожеланий. При затруднении в построении диалогов между участниками игры давался пример возможных речевых ситуаций. Дети менялись ролями и помогали друг другу, давали подсказки. Впоследствии дети уже самостоятельно организовывали игры на основе пройденных сюжетов.

- использование речевых игр с целью развития грамматической стороны речи детей (скажи наоборот, назови ласково, подбери родственное слово, назови одним словом и др.)

- составление небольших рассказов по картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин;

- составление рассказов по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

- составление описательных рассказов по опорным схемам (описание предметов, игрушек, сказочных герой и т.д.)

Также, была проведена следующая работа с детьми, направленная на речевое развитие:

  • наблюдения и обсуждения на прогулке;
  • пальчиковые, дидактические и подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • разучивание песен и стихов;
  • участие в конкурсах, акциях совместно с детьми.

Было проведено открытое занятие по теме самообразования, целью которого стало обобщение полученных детьми знаний. Были использованы речевые игры, задания, направленные на закрепление умений подбирать антонимы и синонимы к словам, обобщать, классифицировать, развитие грамматического строя речи.

Результатом работы стало следующее: уровень развития связной речи у детей повысился. Дети стали с большим интересом относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова. Повысился уровень речевого и коммуникативного развития и у детей с ОВЗ, они стали лучше выстраивать коммуникацию и диалоги со сверстниками, проявлять инициативность в общении.

Таким образом, проведенная мною работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста являются эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Хлебушек ржаной – отец наш родной».

Коррекционно-развивающая деятельность, образовательная область – познание,    подготовительная группа, групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной реч...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени

Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....

Задания для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале темы «Перелетные птицы».

Материал содержит виды заданий для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале т...

«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»

Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....

Образец самоанализа подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей 6-7 лет с ОНР (третий-четвертый уровень речевого развития)

В публикации представлен образец самоанализа подгрупповго логопедического занятия по теме "В поисках книги Здоровья" (лексическая тема "Человек и его здоровье"), которое было предс...

Конспект НОД с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Грибы».

Данное занятие проводится с  детей подготовительной группы дошкольного возраста по теме «Грибы». Проводя с детьми это занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть ...