Развитие грамматически правильной и связной речи
материал по развитию речи (старшая группа)
Целью работы на 2023-2024гг. было изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, развивать связную, грамматически правильную и выразительную речь детей. Формировать умение последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._kryuchkova.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Крючкова Д.Ю.
2023-2024 учебный год
«Развитие грамматически правильной и связной речи посредством обобщения полученных детьми знаний»
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, развивать связную, грамматически правильную и выразительную речь детей. Формировать умение последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи:
- изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков детей;
- повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов, в том числе и в сети Интернет;
- обогащение пассивного и активного словаря детей;
- расширение и активизация словарного запаса детей на основе полученных знаний и представлений об их окружении;
- сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
Развитие речи у детей является одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Развитая речь оказывает положительное влияние на коммуникативную способность дошкольников, что является важной частью для дальнейшего обучения и взаимодействия с окружающими.
Методы работы по развитию грамматически правильной и связной речи детей осуществлялись по следующим направлениям:
- использование сюжетно-ролевых игр как средства развития связной речи и коммуникации детей:
В группе и на прогулке по выбору детей организовывались сюжетно-ролевые игры (больница, семья, магазин, школа и т.д.), выбирался сюжет и определялись роли для каждого ребенка с учетом их пожеланий. При затруднении в построении диалогов между участниками игры давался пример возможных речевых ситуаций. Дети менялись ролями и помогали друг другу, давали подсказки. Впоследствии дети уже самостоятельно организовывали игры на основе пройденных сюжетов.
- использование речевых игр с целью развития грамматической стороны речи детей (скажи наоборот, назови ласково, подбери родственное слово, назови одним словом и др.)
- составление небольших рассказов по картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин;
- составление рассказов по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).
- составление описательных рассказов по опорным схемам (описание предметов, игрушек, сказочных герой и т.д.)
Также, была проведена следующая работа с детьми, направленная на речевое развитие:
- наблюдения и обсуждения на прогулке;
- пальчиковые, дидактические и подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- разучивание песен и стихов;
- участие в конкурсах, акциях совместно с детьми.
Было проведено открытое занятие по теме самообразования, целью которого стало обобщение полученных детьми знаний. Были использованы речевые игры, задания, направленные на закрепление умений подбирать антонимы и синонимы к словам, обобщать, классифицировать, развитие грамматического строя речи.
Результатом работы стало следующее: уровень развития связной речи у детей повысился. Дети стали с большим интересом относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова. Повысился уровень речевого и коммуникативного развития и у детей с ОВЗ, они стали лучше выстраивать коммуникацию и диалоги со сверстниками, проявлять инициативность в общении.
Таким образом, проведенная мною работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста являются эффективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовительная группа. План коррекционной работы по развитию лексико-грамматической категорий и связной речи.
Календарно-теметическое планирование. Продолжение планирования. . Пр...
Групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Хлебушек ржаной – отец наш родной».
Коррекционно-развивающая деятельность, образовательная область – познание, подготовительная группа, групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной реч...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени
Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....
Задания для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале темы «Перелетные птицы».
Материал содержит виды заданий для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале т...
«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»
Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....
Образец самоанализа подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей 6-7 лет с ОНР (третий-четвертый уровень речевого развития)
В публикации представлен образец самоанализа подгрупповго логопедического занятия по теме "В поисках книги Здоровья" (лексическая тема "Человек и его здоровье"), которое было предс...
Конспект НОД с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Грибы».
Данное занятие проводится с детей подготовительной группы дошкольного возраста по теме «Грибы». Проводя с детьми это занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть ...