Календарное планирование по теме: «Космос»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Абраменко Людмила Ивановна

Цель: : Дать представление о космических полетах, первом космонавте, гражданине России Юрии Гагарине. Воспитывать гордость за страну – первооткрывателя космического пространства.

Итоговое мероприятие : развлечение «Космонавты, к полету готовы?».

Утренняя гимнастика : «Летчики» (Гладышева Н. Н., Ежедневное планирование, стр. 324).

Бодрящая гимнастика: ходьба по массажной дорожке

Воспитание КГН, навыков самообслуживания: Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду. Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате. Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.

Работа с родителями: совместная деятельность родителей и детей ,как средство развития речи.

 

 

НОД

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальная работа

Создание предметно пространственной развивающей среды

Понедельник

I половина дня

Познавательное развитие

(Ознакомление с предметным окружением и социальным миром)

Беседа - «Космонавты»

-дать представление о космосе, космическом пространстве, космонавтах...

Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)

Физическое развитие

(Активные игры на прогулке)

Просмотр презентации «Покорители космоса».

Ситуативный разговор «Для кого космос» (Земля – общий дом для жителей разных государств, различных представителей растительного и животного мира).

Д\и «Что мы знаем о космосе».

Физкультминутка «На Луне Жил Звездочет».

П\и«Не оставайся на полу»

Игра- путешествие «Созвездия».

 С/р игра  «Полет на луну», «Космонавты», « Веселые инопланетяне»

 

Картинки «Космодром», «Запуск ракеты», «Космонавт в открытом космосе».

 

 

Прогулка Наблюдение за набуханием почек на деревьях Цель: закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе.  

Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше считает»  Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10.

Подвижные игры «Цепи кованные», "Третий лишний" Цель: упражнять детей в беге, развивать ловкость, двигательную активность.

 Трудовые поручения. Сбор мусора на участке Цель: воспитание положительного отношения к труду.

Индивидуальная работа Упражнение "Лягушата" Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Пятиминутка здоровья: Логогимнастика  Цель: развитие подвижности языка.

 Упражнение "Соберем грибы!" - присосать язык к небу, словно шляпку гриба. Крепкий гриб получился. Щелкнул язычок – сорвали гриб. Новый грибок нашли и опять сорвали. Вот целая корзинка и набралась.

II половина дня

Музыкальный досуг

 

 

 

Д\и «Что мы знаем о космосе».

Физкультминутка «На Луне Жил Звездочет».

Раскрашивание раскрасок по теме.

Упражнение «Раскрась по цифрам\символам Беседа о космонавтах и их нелегком труде -  «Безопасно ли летать?»,

 

Прогулка Наблюдение за облаками Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

 Индивидуальная работа «Самый быстрый»

Цель: упражнять в быстром беге; развивать ловкость, физические качества.

 Трудовая деятельность Сбор камешков на участке Цель: формировать умение сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу.

 Подвижные игры « Ручеек», "Жмурки" Цель: развитие двигательной активности. Строевые упражнения «Самолет» (в колоне по одному)Цель: формировать у детей правильную осанку,  способствовать укреплению мышц живота, бедер, рук

  Д/игра "Последовательность событий" «Кто кем (чем) будет?»

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Дыхательная гимнастика «Дровосек» И. П. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением «Ух-х-х»

Работа с родителями: Информационный материал «Петербургский планетарий» (организация занятий для дошкольников и младших школьников).

Чтение художественной литературы: Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом.

вторник

I половина дня

Познавательное развитие (ФЭМП)

Число 17, ориентировка на листе в клеточку

 

Художественно- эстетическое развитие

(Музыка. По плану муз. Руководителя)

 

 

Знакомство с космическими явлениями по д/и «Космос».

Экспериментальная деятельность «Земля и Солнце» (мяч – Земля, лампа настольная – Солнце), «Тень».

Рассказ воспитателя - Ю. Гагарин-первый космонавт;В. Терешкова- первая женщина космонавт , С. П. Королёв.

Беседа «Почему бывает лето и зима, день и ночь?»

 Отгадывание загадок по теме.

Д/и: «Завтрак космонавта», «Найди лишнее»

 

Портрет Юрия Гагарина.

 

Схемы созвездий «Большая Медведица», «Малая медведица».

 

Прогулка Наблюдение за камнями Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы. (Какие бывают камни? Где человек использует камни?) Исследовательская деятельность. Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.) Трудовая деятельность Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции Цель: учить трудиться сообща; развивать творческое воображение. Подвижная игра «Найди клад»

Цель: развитие двигательной активности, закреплять умение ориентироваться на местности. Индивидуальная работа "Прыжки" Цель: развивать навыки прыжка в длину с места. Самостоятельная двигательная деятельность детей  Цель: Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней. Учить комбинировать движения, совершенствовать технику их выполнения.

Физическое развитие П/и «Солнечные зайчики», «Подготовка к полету в космос»

II половина дня

Художественно- эстетическое развитие

Лепка     « Космонавт

Ц - Формировать умения детей конструировать целостный образ (космонавта) из отдельных пластилиновых частей;

Физкультминутка «На Луне Жил Звездочет».

С/р игры «Космодром»

Театрализ.игра «Полет на луну»

Создание коллективной работы «Космос»

Мега-раскраска «Ракета»

Рассматривание иллюстраций «Космическое пространство» и плаката с изображением «солнечной системы».

 

Прогулка Наблюдение за хвойными деревьями Цель: закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Подвижная игра «День - ночь» Цель: развивать двигательный опыт, ловкость, быстроту реакции.

Трудовая деятельность. «Найди себе работу» Цель: обсудить с детьми назначение данной работы, воспитывать уважительное отношение к труду.

Индивидуальная работа «Попади в обруч» Цель: развивать глазомера.

Дидактическая игра «Найди общий звук»  Цель: развивать фонематический слух детей.

 Пятиминутка здоровья: Логогимнастика  Цель: развитие подвижности языка. Упражнение "На полянке стоит избушка" В избушке «старушки-болтушки» живут. Целый день болтают: «Бл-бл-бл». Язык быстро делает движения взад-вперед. Включая голос. Совсем заболтали старушки язычок.

Работа с родителями : Консультация «Обучение рассказыванию по картинке» (методика ТРИЗ «Вхождение в картину»).

Чтение художественной литературы: Бородин «Звездолетчики»

среда

I половина дня

Художественно- эстетическое развитие

(Рисование   Космический пейзаж

Ц создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и масляной пастелью; формировать умение изображать части Солнечной системы

Физическое развитие

(Физическая культура по плану

физ. Руководителя

С\р игра «Подготовка космонавтов»

Игровая ситуация-моделирование «Планеты, стройтесь в ряд».

Ручной труд «Планета» (папье-маше).

П\и «Ракета к полету готова»

Заучивание считалки «Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля…»

Беседы «Первые попытки покорения космоса», «Солнечная система»,

Презентация «Космос»

Д/и: «Разрезные картинки», «Что изменилось?», «Подбери заплатку»

 

Энциклопедия «Астрономия в картинках».

 

Раскраски «Космические корабли».

 

Прогулка Наблюдение за вербой Цельзакреплять знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.

Трудовая деятельность – сбор песка в песочницу  Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям

Подвижные игры: «С кочки на кочку» Цель: учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; «Достань до мяча» Цель: продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками. Цель: учить детей действовать в соответствии с правилами игры

Индивидуальная работа: Развитие движений Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни ) (2,4  неделя) Беседа «Забота жителей о своей планете».

II половина дня

Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)

С\р игра «Подготовка космонавтов»

Упражнение «Куда прыгнул солнечный зайчик»

Ручной труд «Планета» (папье-маше).

Слушание муз. произведений Филиппенко «Марш юных космонавтов»

Оригами «ракета» Конструирование

Ситуативный разговор «Если бы я был космонавтом».

Беседа о космонавтах и их нелегком труде - 

 

Прогулка Наблюдение за одеждой прохожих Цель: рассмотреть, во что одеты люди, какую они выбирают верхнюю одежду, головные уборы, обувь; учить рассказывать о том, как одеты люди весной, почему выбирают те или иные предметы одежды.

 Трудовая деятельность Лепка различных форм из песка  Цель: продолжать учить правильно носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий.

Подвижные игры: «Мыши и кот»  Цель: приучать к соблюдению правил в игре.

«Живой лабиринт» Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг;

«Пастух и стадо»  Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы и бега.

Индивидуальная работа: «Кто бросит дальше мешочек?» - учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом.

Самостоятельная деятельность детей  Цель: поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению

Работа с родителями Пригласить к участию в семейной выставке поделок, рисунков, моделей по теме «Космос».

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на Луне» (отрывок)

четверг

I половина дня

«Речевое развитие

(Развитие речи\Грамота)

Буква Е, Звук [Е]     Шумаева стр 139

 

Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)

Художественно- эстетическое развитие

(Музыка. По плану муз. Руководителя)

С\р игра «Полет на Луну».

Рассказ «Что такое Солнце».

Игра «Путешествие по звездному небу» (созвездия).

Упражнение «Куда прыгнул солнечный зайчик»

П\и«Земля, трясучка, вибрация»,

Презентация  «Животные в космосе»

Составление рассказов «Земля, какая она?». «Космическая викторина».

 

Плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба».

 

Д/и «Космос».

 

Прогулка Наблюдение за ветром Цельзакрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры: «Быстрее ветра», «Кто смелее?» Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.

«Лиса и куры» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве.

 Дидактическая игра «Как поет ветер?» Цель: закрепить произношение звука «в».

 Индивидуальная работа: «Прыгни дальше» Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.

II половина дня

Речевое развитие  (Развитие речи)

Готовимся стать космонавтами

Ц совершенствование навыка составления связного рассказа с опорой на графический план

 

Художественно-эстетическое развитие 

Коллективный коллаж «Солнце и его семья» (пластилинография).

Исследовательская деятельность «Наблюдаем за звёздами» (изготовление мини-планетария).

П\и«Не оставайся на полу»

Д/и: «Сосчитай звездочки», «Найди свою планету», «Какие предметы космонавт возьмет с собой»

 

Прогулка Наблюдение за почками березы Цель: знакомить с  особенностями в весеннее время года. 

Трудовая деятельность «Уборка участка» Цель: поощрять инициативу, стремление детей поддерживать и наводить порядок

. Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Караси и щука» Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу,

«Цапли»Цель: учить детей перешагивать через предметы, выполнять шаги с высоким подниманием колен. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию» Цель: научить составлять описательный рассказ

Индивидуальная работа «Пустое место», «Брось за флажок» Цель: закреплять умение быстро бегать; развивать глазомер. 

Работа с родителями : Попросить родителей понаблюдать с детьми за звездами на небе.

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на Луне» (отрывок)

пятница

I половина дня

Художественно- эстетическое развитие

(Аппликация\конструирование)  

. Ракеты на старт –

Ц  - составлять гармоничные образы ракет из отдельных элементов (прямоугольники, треугольники, круги). Активировать способы вырезания прямоугольников, треугольников, кругов.Развивать комбинаторные и композиционные умения: 

Физическое развитие

(Физическая культура по плану

физ. Руководителя)

Ситуативный разговор «Если Солнце вдруг исчезло» (значение для жизни).

Д/и «Части суток»

Заучивание Стихотворения «Космос» (в темном небе звезды светят…) по мнемотаблице.

П\и «Чье звено соберется быстрее»

Д/и: «Космос», «Собери космический корабль» Игры: «Что нужно для полёта», «Подбери одежду космонавту», «Летает, не летает». «Космические приключения».

 

Д/и «Что мы знаем о космосе».

 

Д/и «Части суток».

Прогулка Наблюдение за перелетными птицами Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Трудовая деятельность:  Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

"Выложи узор" - выложить узор из палочек (камушков).

Подвижные игры: «Совушка», «Веревочка» Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; «Не опоздай» Цель: учить проползать под скамейкой любым способом (прямо или боком). Индивидуальная работа: «Веселая зарядка»

Цель: учить выполнять знакомые упражнения, выступая в образе различных животных

II половина дня

Познавательное развитие

(Познавательно-исследовательская деятельность\ознакомление с миром природы

 Секреты воздуха

Ц - развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

 

 

 

Социально- коммуникативное развитие (Ребёнок в семье и сообществе) Упражнение «Запутались - распутай» (развивать координацию, умение работать в коллективе, чувствуя товарищей).

Заучивание Стихотворения «Космос» (в темном небе звезды светят…) по мнемотаблице.

Д/и «Части суток»

Аппликация. «Космические корабли из геометрических фигур».

 

Прогулка Наблюдение за солнцем Цельпомочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу. 

Трудовая деятельность Навести порядок в беседке Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу. 

Подвижные игры: «Поймай мяч», «Караси и щука» Цель: продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей; упражнять в умении ловить и передавать мяч. 

 Индивидуальная работа: Развитие движений

Цель: обучать прыжкам в высоту с бокового разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

Работа с родителями :рекомендации по организации семейной викторины на тему «Покорители космоса»

Чтение художественной литературы: сказки «Бегемотик и Солнце»

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематический план работы на тему "Космос"

Календарно - тематическое планирование на тему "Космос", с комплексом утренней гимнастики, план конспект "Приключения Незнайки на Луне"...

календарно тематическое планирование на тему Космос старшая группа

календарно тематическое планирование на тему Космос старшая группа...

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы (тема:"Космос")

Календарное планирование старшей группы, которое решает програмные задачи совместной деятельности педагога и детей....

Календарно-тематическое планирование на неделю в подготовительной группе тема " Космос. Животные и растения в космосе"

В календарно тематическом планировании представлены различные формы работ в том числе и работа с родителями, рекомендации направленные на обогащение расширение и закрепление  представлений д...

Календарно-тематическое планирование Возраст: старшая группа. Тема. «Космос и далекие звезды».

Календарно-тематическое планированиеВозраст: старшая группа.Тема.  «Космос и далекие звезды».Сроки проведения: 13.04.2015 – 24.04.2015. Задачи:1.     Формировать  пе...