Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста "Читай-ка"
учебно-методическое пособие по развитию речи

Развитие речи- одна из главных задач в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitay-ka_2023.docx920.06 КБ

Предварительный просмотр:

img675_page-0001

№ п/п

Содержание

Страница

1

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка (нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы, направленность, новизна программы, актуальность, педагогическая целесообразность, уровни сложности программы, отличительные особенности, планируемые результаты реализации программы, объём и сроки освоения, формы обучения,

особенности организации образовательного процесса)

3

1.2

Цель и задачи программы

4

1.2.1

Учебный план

7

1.2.2

Содержание учебного плана

8

2

Комплекс организационно-педагогический условий

19

2.1

Календарный учебный график

19

2.2

Условия реализации программы

19

2.3

Формы аттестации

20

2.4

Оценочные материалы

20

2.5

Контрольно-диагностический блок

20

2.6

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

20

2.7

Список используемой литературы

21

  1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые        основы        разработки        дополнительной образовательной программы:

  1. Закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-фз от 29.12.2012
  2. Концепция        развития        дополнительного        образования        детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
  4. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008
  5. СанПиН 1.2.3685-21 и 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
  6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
  7. Локальные акты МАДОУ "Детский сад № 33": Устав, учебный план,  общеобразовательная программа ДО.

Направленность программы

Дополнительная образовательная программа направлена на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Новизна программы

Программа направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: чтения, письма, на осознание связей и зависимостей.

Значимость программы

Обучение чтению – это один из основных критериев эффективного развития ребёнка. Продуктивное чтение зависит от сформированности познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети способны анализировать свойства окружающих их предметов и у них появляется потребность в изучении букв. Следовательно, можно начинать подготовку к обучению чтению. Эта работа должна включать в себя игры, способствующие освоению навыков чтения; а также направлены на развитие памяти, мышления, внимания и мелкой моторики рук и зрительно- двигательной координации.

Актуальность программы

Развитие речи – одна из главных задач в работе с детьми дошкольного возраста. А чтение является одним из важных видов речевой деятельности, непосредственно связанный и с произношением, и с пониманием речи. Чтение

– один из важных навыков жизни человека, который играет большую роль в образовании, воспитании и развитии личности. А неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем

Ребёнку старшего дошкольного возраста.

Преимущества раннего чтения: на раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище; обогащается словарный запас; ребёнок, умеющий читать, более самостоятелен: он учится добывать сам знания из книг; раннее чтение влияет на грамотность.

Педагогическая целесообразность

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы. Использование элементов различных современных

методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.

Уровни сложности

Уровень – стартовый.

Предполагает – овладение детьми обучающиеся техникой послогового чтения, знакомятся с алфавитом, правилами расставления знаков препинания, отрабатывают навык осмысленного чтения текстов.

  1. Цель и задачи программ

  2. Цель программы: речевое развитие детей, обучение грамоте и чтению дошкольников.

Задачи программы для детей 5 - 6 лет:

     подготовка к обучению чтению:

обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

     учим буквы:

полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

     запоминаем слоги:

научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов- слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при

заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога

Задачи программы для детей 6-7 лет:

     читаем слова:

после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.

     от словосочетания к предложению:

главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.

     читаем короткие тексты:

при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления, прочитанного

  • понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

     учим "читать" знаки препинания:

ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно- следственные связи описываемых событий.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы является комплексное воздействие на развитие речи детей.

Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения.

В занятия включены разные виды речевых игр: дидактические, игры- соревнования, ситуативные, игры малой подвижности. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.).

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий.

Дополнительная программа соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Набор детей на обучение по программе осуществляется по принципу добровольности, без предъявления наличия базовых знаний. Приём осуществляется по заявлению родителя (законного представителя). При комплектовании учитывается возраст детей и регламент образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в учреждении.

Стартовый уровень:

занятия проводятся с детьми не имеющих определённых знаний, умений и навыков; продолжительность - 1 раз в неделю по 1 занятию, рассчитано на 2 года обучения. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 60 часов.

Ожидаемые результаты

Результаты реализации программы соответствуют её цели, задачам и содержанию. Она не преследует достижения воспитанниками целевых ориентиров основной общеобразовательной программы дошкольного образования. К концу обучения по дополнительной общеобразовательной программе " Как хорошо уметь читать»" дошкольники приобретут необходимый уровень образовательных результатов:

Предметные результаты:

По окончании обучения воспитанники знают:

  1. буквы и звуки русского языка умеют:
  2. - различать понятия: буква, слог, слово, предложение;
  3. разделить        простое        предложение        на        слова        с        указанием        их последовательности;
  • делить слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
  1. составлять слова из слогов;
  2. - дифференцировать звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
  3. находить в предложении слова с заданным звуком; владеют навыками:
  4. чтения;
  5. звуко-слогового анализа слова;
  6. звукобуквенного анализа слова.

В результате реализации программы у детей формируются личностные качества:

  1. ответственность;
  2. общительность;
  3. творческая активность

Объём и сроки реализации программы

Дополнительная общеобразовательная программа "Как хорошо уметь читать" предназначена для воспитанников 5 - 7 лет и рассчитана на два года обучения. Непосредственно образовательная деятельность начинается с сентября и заканчивается в конце мая, один раз в неделю оп одному занятию во второй половине дня.

Особенности организации образовательного процесса

Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 25 - 30 минут для детей 6 - 7 лет.

На занятиях ведётся работа над правильной артикуляцией, характеристикой звука, знакомством с буквой, слогом, словом.

  1. Учебный план

№ п/п

Перечень тем

Количество часов/занятий

Теоретические

Практические

Всего

1

Диагностика

0,5

0,5

1

2

Звук [а] и буква А.

0,5

0,5

1

3

Звук [у] и буква У.

0,5

0,5

1

4

Звук [о] и буква О.

0,5

0,5

1

5

Звук [м,мь] и буква М.

0,5

0,5

1

6

Звук [с,сь] и буква С.

0,5

0,5

1

7

Звук [х,хь] и буква Х.

0,5

0,5

1

8

Звук [ш] и буква Ш.

0,5

0,5

1

9

Звук [л,ль] и буква Л.

0,5

0,5

1

10

Звук [н,нь] и буква Н.

0,5

0,5

1

11

Звук [р,рь] и буква Р.

0,5

0,5

1

12

Звук [к,кь] и буква К.

0,5

0,5

1

13

Звук [п,пь] и буква П.

0,5

0,5

1

14

Звук [т,ть] и буква Т.

0,5

0,5

1

15

Звук [и] и буква И. Звук [ы] и буква Ы.

0,5

0,5

1

16

Звук [з,зь] и буква З.

0,5

0,5

1

17

Звук [в,вь] и буква В.

0,5

0,5

1

18

Звук [ж] и буква Ж.

0,5

0,5

1

19

Звук [б,бь] и буква Б.

0,5

0,5

1

20

Звук [г,гь] и буква Г.

0,5

0,5

1

21

Звук [д,дь] и буква Д.

0,5

0,5

1

22

Звук [й] и буква Й.

0,5

0,5

1

23

Буква Ь и Ъ.

0,5

0,5

1

24

Буквы Е,Ё.

0,5

0,5

1

25

Буквы Ю,Я

0,5

0,5

1

26

Звук [ц] и буква Ц Звук [ч] и буква Ч

0,5

0,5

1

27

Звук [щ] и буква Щ.

0,5

0,5

1

27

Звук [ф,фь] и буква Ф.

0,5

0,5

1

29

Звук [э] и буква Э.

0,5

0,5

1

30

Диагностика

0,5

0,5

1

Итого

15

15

30

1.2.2.        Содержание учебного плана

Содержание учебно-тематического плана I года обучения

занят ия

Тема

Содержание

Методическое обеспечение

1

Диагностика

2

Звук [а] и буква А

Познакомить детей с гласным звуком «а», буквой А. Ввести в словарь детей понятия «звук»,

«гласный звук». Учить определять место звука в словах. Делить слова на слоги, условно обозначать звук. Развивать фонематический и речевой слух. Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности.

Воспитывать интерес к азбуке, усвоению букв.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.12

Л.Н.Смирнова «Обучение дошкольников чтению» с.4

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.9

И.Иванова «65 уроков чтения» с.7

3

Звук [у] и буква У.

Познакомить детей с гласным звуком «у», буквой У. Учить определять место звука в словах. Показать артикуляцию звука.

Определять количество слогов в словах. Учить читать слоги.

Развивать устную речь детей. Воспитывать интерес к загадкам.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.15

Л.Н.Смирнова «Обучение дошкольников чтению» с.5

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.21

4

Звук [о] и буква О

Познакомить детей с гласным звуком «о», буквой О. Формировать умение определять на слух место звука в словах, делить слова на слоги. Развивать

фонематический слух,

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.18

Л.Н.Смирнова «Обучение дошкольников чтению» с.6

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.12

формировать умение слышать в словах звук «о».

Активизировать в словаре детей прилагательные. Воспитывать желание активно участвовать в играх.

5

Звук [м, мь] и буква М.

Познакомить детей с согласным звуком «м, мь», буквой М. Учить составлять из разрезной азбуки слоги и читать их. Ввести в словарь детей понятие «согласный».

Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь чита!» с.20

Л.Н.Смирнова «Обучение дошкольников чтению» с.7

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.69

6.

Звук [с, сь] и буква С.

Познакомить с согласным звуком «с, сь», буквой С. Формировать умение определять место звука в 3х

позициях. Познакомить с ударным гласным звуком. Учить проводить з.а.с. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к загадкам, к

чтению.

Д. Г. Шумаева Как хорошо уметь читать!» с.24

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.16

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.28

7.

Звук [х, хь] и буква Х.

Познакомить детей с согласным звуком «х, хь», буквой Х. Продолжать учить определять место звука в словах, количество слогов.

Учить проводить з.а.с. Учить составлять предложения. Развивать

фонематический слух. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.26

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.15

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.131

8.

Звук [ш] и буква Ш.

Познакомить с согласным звуком

«ш», буквой Ш. Продолжать обучать детей з.а.с. Учить из букв, слогов составлять слова. Развивать фонематический и речевой слух.

Воспитывать чувство юмора.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.34

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.25

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.113

9.

Звук [л,ль] и буква Л.

Познакомить детей с согласным звуком «л, ль», буквой Л. Учить определять на слух место звука в словах. Учить проводить з.а.с.

Формировать навык чтения слогов, слов. Развивать логическое

мышление, внимание.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.39

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.30

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.43

10

Звук [н, нь] и буква

Н

Познакомить с согласным звуком

«н,нь», буквой Н. Учить определять место звука в трёх позициях, проводить з.а.с, читать слоги.

Развивать

фонематический слух и творческое воображение. Воспитывать

доброжелательные взаимоотношения        между детьми.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.48

Л.Н.Смирнова «Обучение дошкольников чтению» с.27

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.24

11

Звук [р, рь] и буква Р.

Познакомить детей со звуком

«р, рь», буквой Р, с артикуляцией, характеристикой звука. Учить интонационно выделять звук р, проводить з.а.с. Учить составлять слоги и слова и читать их. Развивать фонематический речевой слух.

Воспитывать интерес к совместным играм.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.53

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.31

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.48

12

Звук [к, кь] и буква К.

Познакомить со звуком «к, кь», буквой К, с артикуляцией звука.

Учить проводить з.а.с. Учить детей говорить ясно, чётко, закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова. Развивать внимание. Воспитывать интерес к

чтению слогов, коротких слов; к занимательным упражнениям.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.62

Л.Н.Смирнова «Обучение дошкольников чтению» с.13

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.32

13

Звук [п, пь] и буква П.

Познакомить детей со звуком «п, пь», буквой П. Продолжать учить определять место звука в словах. Читать слоги, слова.

Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений, учить понимать причины связи между явлениями.

Развивать речь детей. Воспитывать интерес к чтению

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.73

Л.Н.Смирнова «Обучение дошкольников чтению» с.11

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.63

14

Звук [т, ть] и буква Т.

Познакомить детей с согласным звуком «т, ть», буквой Т. Продолжать учить определять место звука в словах. Развивать умение читать слоги с договариванием до целого слова. Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным

предложением, уточнить

представления о временах года.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.79

Л.Н.Смирнова «Обучение дошкольников чтению» с.12

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.37

Развивать связную речь. Воспитывать интерес к чтению.

15

Звук [и], буква И

Звук [ы] и буква Ы

Познакомить детей с гласным звуком

«и», буквой И. Познакомить детей с гласным звуком «ы», буквой Ы, с

артикуляцией звука «ы». Продолжать развивать умение определять место звуков в словах, подбирать слова на

заданный звук. Развивать навык чтения слогов, слов. Развивать умение

определять количество слогов в словах. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.45, с.85

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.8, с.9 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.15, с.18

16

Звук [з, зь] и буква З.

Познакомить с согласным звуком «з, зь», буквой З. Учить определять место звука в словах, подбирать слова со звуком З. Учить проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов и слов с различной силой голоса.

Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность.

Воспитывать интерес к словесным играм.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.90

Л.Н.Смирнова «Обучение дошкольников чтению» с.24

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.72

17

Звук [в, вь] и буква В

Познакомить со звуком «в, вь»,буквой В. Развивать умение называть слова с заданным звуком, навык

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.97

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.19

18

чтения слогов с договариванием до целого слова. Развивать сообразительность, внимание.

Воспитывать интерес к загадкам, чувство юмора.

Т.Е.Ковригина

«Занимательное обучение чтению» с.54

19

Звук [ж] и буква Ж

Познакомить с согласным звуком

«ж», буквой Ж. Продолжать учить проводить з.а.с. Развивать творческое воображение, внимание. Воспитывать интерес к занимательным играм, к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.103

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.28 Т. Е. Ковригиа «Занимательное обучение чтению» с.116

20

Звук [б, бь] и буква Б

Познакомить со звуком «б, бь»,

буквой Б. Развивать речевой аппарат. Учить читать слоги с договариванием до целого слова. Продолжать учить проводить з.а.с. Развивать внимание, наблюдательность.

Воспитывать интерес        к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!»

с.109

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.18

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.77

21

Звук [г, гь] и буква Г

Познакомить детей со звуком «г, гь», буквой Г. Закреплять умение

определять место звука в словах, подбирать слова на заданный звук. Упражнять детей в чтении прямых и обратных слогов, в умении составлять слова из слогов.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.116

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.21

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.97

Учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать

речевое чутье.

22

Звук [д, дь] и буква Д

Познакомить детей со звуком «д, дь», буквой Д. Учить подбирать слова на заданный звук. Развивать навык чтения слогов с договариванием до целого слова. Учить проводить з.а.с.

Развивать фонематический и речевой слух. Воспитывать интерес к занятию.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.121

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.22

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.85

23

Звук [й] и буква Й

Познакомить детей со звуком

«й», буквой Й. Учить сопоставлять букву и её графический образ; проводить з.а.с; согласовывать числительные с существительными. Развивать умение сравнивать.

Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.127

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.33

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.128

24

Буква Ь, Ъ

Дать представление о букве Ь.

Дать представление о разделительном твердом знаке – букве. Учить сравнивать на слух слова; сопоставлять слова по звучанию и начертанию. Развивать речь детей.

Формировать быструю реакцию на слово. Учить характеризовать кого- либо или что- либо. Воспитывать интерес к загадкам.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.131, с.174 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.48

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.156, с.159 Г.П.Попова «Занимательное азбуковедение» с.147

25

Буква Е,Ё

Познакомить с буквой Е.

Познакомить с буквой Ё. Дать

представление о смягчении согласных с помощью буквы. Учить сопоставлять буквы и их графический образ; проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов, слов.

Учить подбирать однокоренные слова к слову «ёж». Развивать связную речь. Обогащать словарь детей. Развивать внимание, память. Воспитывать

интерес к загадкам, к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.138, с.154 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.36, с.39 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.57, с.122

26

Буква Ю, Я

Познакомить с буквой Ю.

Познакомить с буквой Я. Дать

представление о смягчении согласных с помощью этих букв. Учить сопоставлять буквы и их графический образ. Учить проводить з.а.с. Учить читать слоги с договариванием до целого слова. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Развивать мелкую моторику,

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.144, с. 150 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.46, с.47 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.91, с.135

мышление детей. Воспитывать самостоятельность.

27

Звук [ц] и буква Ц

Звук [ч] и буква Ч

Познакомить детей с согласным звуком «ц», буквой Ц. Познакомить с согласным звуком «ч», буквой Ч. Учить определять место звуков в трёх позициях. Формировать навык чтения слогов, слов.

Развивать умение классифицировать предмет по цвету, форме, быстро и правильно подбирать нужные слова. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.160, с.162 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.41, с.43 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.103, с.140

28

Звук [щ] и буква Щ

Познакомить со звуком «щ», буквой Щ. Учить проводить з.а.с.

Формировать навык чтения слогов и слов по слоговой таблице.

Формировать быструю реакцию на слово. Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.167

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.44

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.147

29

Звук [ф, фь] и буква Ф

Познакомить с согласным звуком «ф, фь», буквой Ф. Учить проводить з.а.с. Формировать навык чтения слогов, слов. Развивать фонематический и речевой слух. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.169

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.35

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.151

Г.П.Попова «Занимательное азбуковедение»с.120

30

Звук [э] и буква Э

Познакомить детей с гласным звуком «э», буквой Э. Учить

определять место звука в трёх позициях. Упражнять детей в чтении слов; учить описывать предмет.

Развивать связную речь. Воспитывать интерес к участию в совместных играх.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.171

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.38

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.144 Г.П.Попова «Занимательное азбуковедение» с.157

Диагностика

Содержание учебно-тематического плана II года обучения

№ заня тия

Тема

Содержание

Методическое обеспечение

1

Диагностика

2

Звук [а] и буква А

Закрепить звук «а». Учить составлять из разрезной азбуки слоги и читать их. Развивать умение определять место звука в 3х позициях. Развивать внимание, логическое мышление.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.12 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.4 Т.Е.Ковригина

Воспитывать интерес к загадкам.

«Занимательное обучение чтению» с.9

И.Иванова «65 уроков чтения» с.7

3

Звук [у] и буква У.

Закрепить звук «у». Учить составлять из разрезной азбуки слоги и читать их. Развивать умение определять место звука в 3х позициях. Формировать умение проводить з.а.с. Развивать у детей навык чтения слов. Развивать

фонематический слух.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.15 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.5

Т.Е.Ковригина

«Занимательное обучение чтению» с.21

4

Звук [о] и буква О.

Закрепить звук и букву: О. Учить подбирать слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги. Обобщить знания об изученных гласных звуках.

Развивать у детей навык чтения слов. Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к занимательным играм.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.18 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.6 Т.Е.Ковригина

«Занимательное обучение чтению» с.12

5

Звук [м, мь] и буква М.

Упражнять детей в умении выделять звуки «м» и «мь» в

словах. Учить читать обратные и прямые слоги, продолжать закреплять графические навыки. Формировать фонетический слух.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.20 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.7 Т.Е.Ковригина

«Занимательное обучение чтению»с.69

6

Звук [с, сь] и буква С.

Закрепить знания о звуках «с, сь» и букве С. Продолжать учить з.а.с.

Учить составлять предложения, подбирать антонимы к заданным словам. Воспитывать интерес к загадкам.

Д. Г. Шумаева Как хорошо уметь читать!» с.24

Л.Н.Смирнова

«Обучение дошкольников чтению» с.16

Т.Е.Ковригина

«Занимательное обучение чтению» с.28

7

Звук [х, хь] и буква Х.

Закрепить знания о звуках «х, хь» и букве Х. Учить подбирать слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги.

Формировать умение проводить з.а.с. Развивать у детей навык чтения слов. Развивать

фонематический слух. Воспитывать интерес к занимательным играм.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.26 Л.Н.Смирнова

«Обучение дошкольников чтению» с.15

Т.Е.Ковригина

«Занимательное обучение чтению» с.131

8

Звук [ш]

,буква Ш.

Закрепление звука «ш».

Учить сравнивать и различать звуки

«с» и «ш». Продолжать обучение детей з.а.с. Учить распознавать и запоминать форму букв. Учить составлять и читать слова,

состоящие из прямых слогов.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.38

Развивать образное мышление,

фонематический слух. Воспитывать интерес к загадкам.

9

Звук [л,ль] и буква Л.

Обобщить знания об изученных гласных и согласных звуках.

Формировать умение читать слоги.

Учить составлять схемы предложения. Развивать

фонематический слух. Воспитывать интерес к коллективным играм.

Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!»с.42

10

Звук [н, нь] и буква Н

Закрепить знания о звуке «н, нь», различать их. Закреплять умение определять место звука в словах, подбирать слова на заданный звук. Упражнять детей в чтении прямых и обратных слогов, в умении составлять слова из слогов. Учить подбирать пары рифмующихся

слов, развивать речевое чутье.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.48 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.27

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.24

11

Звук [р, рь] и буква Р

Закрепление знаний о звуке р, рь и буквы Р. Закреплять умение

определять место звука в словах.

Развивать умение читать трёх

буквенные слова. Учить составлять предложения с опорой на картину, учить дополнять простые нераспространённые предложения. Воспитывать интерес к

скороговоркам, пословицам.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.56

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.52

12

Звук [к, кь] и буква К

Закреплять знания о звуке «к, кь», букве К. Совершенствовать артикуляционный аппарат.

Упражнять детей в чтении слов; развивать связную речь и внимание. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать! «с .66 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.35

13

Звук [п, пь] и буква П

Закрепить знания о звуке «п, пь», букве П. Развивать умение

проводить з.а.с. Выявлять активный словарный запас детей, развивать

связную речь. Воспитывать интерес к окружающей действительности.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.76

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.66

14

Звук [т, ть] и буква Т

Закрепить знания детей о согласном звуке «т, ть», букве Т. Продолжать учить определять место звука в словах. Развивать умение читать слоги с целого слова. Упражнять

детей в умении отвечать на вопрос полным предложением, уточнить представления о временах года.

Развивать связную речь. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.79

Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.12

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.37

15

Звук [и]

,буква И Звук [ы] и буква Ы

Закрепить знания о звуках «и», «ы». Уточнять артикуляцию звуков «и»,

«ы». Упражнять в умении находить местоположение этих звуков в словах. Учить проводить з.а.с.

Развивать фонематический слух. Упражнять детей в составлении и чтении слогов. Развивать умение сравнивать.

Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.45, с.85 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.8, с.9 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.15, с.18

16

Звуки [з, зь] и буква З

Учить сопоставлять звуки «з» и «с». Развивать навык чтения по слогам, умение проводить з.а.с. Развивать наблюдательность и связную речь.

Воспитывать интерес к загадкам.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.94

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»  с.75

17

Звук [в, вь] и буква В

Закрепить знания о согласном звуке

«в, вь», букве В. Развивать умение проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов, слов. Учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать речевое чутье к слову.

Воспитывать интерес к слову, к загадкам.

Д. Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.100

18

Звук [ж] и буква Ж

Закрепить знания о звуке «ж», букве Ж. Учить сопоставлять ж- ш.

Продолжать учить проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов, слов. Развивать внимание,

наблюдательность, фонематический слух. Воспитывать интерес к занимательным упражнениям, к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.106

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.119

19

Звук [б, бь] и буква Б

Закреплять знания о звуке «б, бь»,

букве Б. Учить сравнивать звуки «б» и «п». Учить составлять слоги, слова из букв разрезной азбуки. Развивать умение определять количество слогов в слове. Развивать умение работать самостоятельно.

Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.112

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.81

20

Звук [г, гь] и буква Г

Закреплять знания о звуке «г, гь», букве Г. Учить сравнивать,

различать звуки «г» и «к». Развивать навык чтения слогов. Обогащать речь детей словами в уменьшительно- ласкательной

форме. Развивать внимание. Воспитывать интерес к чтению, к занимательным упражнениям.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.119

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению»с.100

21

Звук [д, дь] и буква Д

Учить        различать звуки «д» и «т». Развивать навык чтения слогов, слов. Формировать умение проводить з.а.с. Воспитывать

интерес к чтению, к совместным играм.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.124

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.88

22

Звук [й] и буква Й

Учить сравнивать и различать звуки

«и», «й». Совершенствовать произношение звука, вырабатывать правильную дикцию у детей. Учить проводить з.а.с. Обогащать лексику детей антонимами.

Развивать навык чтения слогов, слов. Воспитывать интерес к

чтению, к пословицам.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.129

23

Буква Ь, Ъ

Дать понятие о Ь (мягком знаке) в середине слова. Развивать навык чтения слов. Упражнять детей в составлении простых предложений.

Учить сравнивать и различать разделительные Ъ и Ь знаки.

Закреплять умение составлять из букв и слогов слова. Развивать умение выделять интонационно

заданный звук. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» С.133, с.174 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.48

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.159 Г.П.Попова «Занимательное азбуковедение» с.147

24

Буква Е, Ё

Закрепить знание о букве Е. Дать представление о смягчении согласных с помощью этой буквы. Развивать мелкую моторику; навык чтения слогов, слов. Упражнять в подборе слов с противоположным значением. В составлении простых предложений. Воспитывать интерес к чтению.

Закрепить знания о букве Ё. Учить проводить з.а.с. Учить читать слоги, составлять предложения с данными словами. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Воспитывать интерес к

словесным играм.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.157

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.126

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.141

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.61

25

Буква Ю, Я

Закрепить знание о букве Ю. Учить проводить з.а.с

Развивать навык чтения слогов с договариванием до целого слова.

Развивать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать умение соблюдать правила игры.

Закрепить знания о букве Я. Учить проводить з.а.с. Развивать навык

чтения слогов, слов. Развивать

Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.148, с.153

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.94,с.138

навык чтения слогов по слоговой таблице; развивать

наблюдательность и внимание. Воспитывать интерес к элементам сравнения, живому образному слову родного языка.

26

Звук [ц] и буква Ц

Звук [ч] и буква Ч

Учить сравнивать и различать звуки «ч» и «ц». Учить проводить з.а.с. Формировать навык чтения слогов, слов. Развивать связную речь, выявлять активный словарь детей. Воспитывать интерес к чтению.

Д. Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.165

Г.П.Попова «Занимательное азбуковедение» с.129, 133

27

Звук [щ] и буква Щ

Закрепить навыки различия в произношении звука «щ» в слогах, словах, фразах, давать характеристику звуку. Закреплять умение определять позицию звука в

слове. Формировать навыки чтения слов.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.167 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.44

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.147

28

Звук [ф, фь] и буква Ф

Учить детей характеризовать и различать звуки «ф» и «фь».

Совершенствовать навык различения звуков: мягкий - твердый. Совершенствовать навык звуко - буквенного анализа на основе наглядно-графических схем.

Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звук, слово, предложение. Упражнять детей в чтении слогов, слов. Развивать фонематический слух, образное мышление, воображение, память.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.169, с.180 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.35

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.151 Г.П.Попова «Занимательное азбуковедение» с.120

29

Звук [э] и буква Э

Закрепить знания о букве Э. формировать навыки чтения с заданным звуком. Обогащать

словарный запас. Обобщить знания об изученных гласных и согласных звуках. Развивать умение различать гласные и согласные звуки.

Развивать умение читать слоги, слова. Учить детей умению представлять предметы по их словесному описанию и давать описания разных предметов.

Развивать интонационную выразительность речи.

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.171 Л.Н.Смирнова «Обучение

дошкольников чтению» с.38

Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.144 Г.П.Попова «Занимательное азбуковедение» с.157

30

Диагностика

2.        Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график

Регламент непосредственно образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (пункт 11.12)

Начало учебного года

01.09. 2023

Окончание учебного года

31.05.2024

Продолжительность учебного года, в том числе и по полугодиям

36 недель

I полугодие

18 недель

II полугодие

18 недель

Продолжительность занятия

25 мин / 30 мин

Недельная образовательная нагрузка

1

  1. Условия реализации программы

Условиями реализации        программы                являются                материально- техническое        обеспечение        программы,        наличие        информационно-        и учебно-методических материалов.

Методическое и дидактическое обеспечение:

Подборка методической литературы; наличие дидактического и наглядного материала:

Наборное полотно; печатные буквы большого формата; разрезные азбуки; схемы слов, слогов, предложений, звуков (красные, синие, зелёный квадраты); наборы карточек-лото по различным темам; дидактические игры;

карточки с текстом для чтения; слоговые таблицы для составления слов; предметные и сюжетные картинки.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Занятия        проходят        в        специально        отведённом        месте        (светлый        и просторный кабинет для занятий, удобная мебель).
  2. Подбор материалов и оборудования для обучения воспитанников. 3.Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, скороговорки, пословицы.

4. Подбор дидактических, развивающих, словесных игр; заданий Структура занятия

  • Артикуляционная гимнастика или разминка;
  • Анализ звука (артикуляция, характеристика)
  • Выделение звука на слух из ряда звуков, слов, предложений, придумывание слов с заданным звуком.
  • Составление схемы слова с изучаемым звуком.
  • Физкультминутка - Анализ буквы.

-Чтение слогов и слов

-Различные игры и упражнения по развитию речи, развитию графических навыков, занимательные упражнения на развитие психических процессов.

По данной программе может работать воспитатель с уровнем образования и квалификации, прописанными в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (воспитатель, учитель)".

  1. Формы аттестации

Важнейшим звеном образовательной деятельности воспитанников является контроль усвоения программы, который осуществляется в соответствии с Положением о формах и периодичности промежуточного мониторинга воспитанников МАДОУ «Детский сад 98».

Итоговый контроль включает вводную, промежуточную, итоговую диагностику:

  1. вводная диагностика – определение начального уровня подготовки воспитанников, имеющихся у них знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью;
  2. промежуточная диагностика – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения;
  3. итоговая диагностика – проводится по завершению программы в конце учебного года. Диагностическое обследование по оценке эффективности работы, направленной на овладение воспитанниками чтением, проводится 3 раза в год с небольшим изменением диагностического материала. Что очень показательно для просмотра динамики развития воспитанников.
  1. Оценочные материалы:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогическое общение;
  • анализ;
  • творческие задания.
  1. Контрольно-диагностический блок

Выявление уровня освоения программы детьми позволяет выявить наиболее сильные и, наоборот, наиболее слабые стороны образовательной деятельности в рамках экологического воспитания. Анализ результатов мониторинга позволяет скорректировать систему работы и наметить дальнейшую перспективу.

  1. Методическое        обеспечение        дополнительной общеразвивающей программы

Форма - очная. При организации образовательной деятельности используются фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные формы.

Используемы методы:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
  • репродуктивный;
  • игровой;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • исследовательский.

  1. Список используемой литературы

  1. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем. /Е.О.Астафьева. -Санкт-Петербург: Детство–Пресс,2003.
  2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. / Н.С. Варенцова. - М.; Мозаика–Синтез, 2009.
  3. Волина В.В. Весёлая грамматика. /В.В. Волина. -М.: Знание, 1995.
  4. Волина В.В. Праздник Букваря. / В.В. Волина. -М.: АСТ- пресс,1995.
  5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. / И.Р. Калмыкова. - Ярославль: Академия развития,1998.
  6. Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. "Занимательное обучение чтению. Комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука. 6-7 лет"/ Учитель, 2019
  7. Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите, играя. /А.И. Максакова, Г.А. Тумакова.

-М.: Мозаика– Синтез, 2005.

  1. Г.П. Попова, Усачева: Занимательное азбуковедение. Игры и задания для дошкольников и младших школьников/ Учитель, 2022 г.
  2. Людмила Смирнова: Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5- 7 лет: Пособие для воспитателей и родителей/ Мозаика-Синтез, 2006 г.
  3. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. / Д.Г. Шумаева. - Санкт- Петербург: Детство–Пресс,

Аннотация программы

Программа «Как хорошо уметь читать» рассчитана для детей 5-7 лет. Основной целью является обучение детей элементам грамоты, чтения, письма. Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как «звук» и «буква», понять их различия и особенности. Позволяет подготовить слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, дети знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

Тип программы        Общеразвивающая Направленность Социально-гуманитарная Вид деятельности        Образование, речь. Уровень программы        Стартовый

Возраст воспитанников        5 -7 лет

Количество учащихся в группе                10-12 человек Срок реализации программы:        2 года

Объем программы        30 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике «Липунюшка»

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике  «Липунюшка»...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет "Веселый английский"

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет "Веселый английский"...

Дополнительная образовательная программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к фольклору народа саха «Ай – Туой!»

В целях системного приобщения детей к фольклору народа Саха в детском саду «Парус» организована работа фольклорного кружка «Ай-туой». Кружок посещают по желанию дети 5-7 лет. П...

Аннотация к дополнительной образовательной программе для детей старшего дошкольного возраста "ФИТНЕС В ДЕТСКОМ САДУ"

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ дополнительной образовательной программЫ для детей старшего дошкольного возраста "ФИТНЕС В ДЕТСКОМ САДУ"...

Дополнительная образовательная программа «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики»

Программа  программы предназначена для  единый детей 5-7 лет  формирование и реализуется в течение 2 лет.Программа  упражнение реализуется в ходе  дидактическая дополнительной...