Правовое воспитание детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Папашева Асенгуль Серкешевна

Права человекаправа ребёнка – это важная и актуальная тема в настоящее время. В современном мире совершается много насилия над детьми, нарушаются права маленьких детей, их достоинства. Поэтому правовое воспитание, по-моему мнению, - это основа, которая поможет ребёнку реализовать себя в нашем современном мире.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Правовая культура ребёнка - это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

Данное пособие поможет не только у дошкольников, но и у педагогов, у родителей сформировать разумное отношение к праву и закону, понимание необходимости соблюдения правопорядка.

Методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям (законным представителям) дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_kopiya.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальноеказенное  дошкольное образовательное учреждение ДС «Эдельвейс»

Структурное подразделение д/с «Балдырган»

"Ребенок и его права"

Составила: Папашева Асенгуль Серкешевна

2023г

Конспект занятия в средней группе "Ребенок и его права"

Цель: Создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.

Образовательные задачи:

- обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

- закреплять представления детей о благополучной дружной семье;

- дать детям представления о важности права на имя;

- довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

- развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;

- развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;

- прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим.

Предварительная работа:  беседы по теме «Права ребёнка»; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Материал и оборудование: обруч, мягкие модули, кукла Маша, игрушки «зайчика, мышки, ёжика», продукты, 2 корзинки.

Ход занятия

Воспитатель с куклой Машей привлекает внимание детей.

 Дети, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Вы узнали её?

Дети: Это Маша.

Машенька пришла к нам рассказать о своих новых приключениях. Хотите узнать о них?

Дети: Да.

Наша Маша живет в лесу у Мишки. И вот однажды, пошла Маша в лес за грибами, что бы Мише обед приготовить.

Идёт Маша, а навстречу ей Зайчик.

Почему ты, плачешь?

Была у меня избушка, Лиса попросилась ко мне жить, а потом меня выгнала.

У каждого человека есть право на неприкосновенность жилища. Никто не разрешит Лисе его нарушить.У каждого должен быть свой дом.

Давайте поможем Зайчику построить новый домик. У нас есть мягкие модули конструктора. Дети строятся друг за другом. По сигналу они по очереди берут по одной детали конструктора, кладут деталь в обруч, последний член команды построит в обруче домик.

Какой хороший домик вы построили. Теперь Зайчику будет удобно в нём жить. Молодцы. Нас ждёт продолжение истории Маши.

 Идёт Маша дальше. Видит, сидит Мышка и плачет.

Почему ты, плачешь, Мышка?

Как, же мне не плакать. Приходил волк и сказал, что все грибы и ягоды, в лесу теперь его. Что я буду кушать?

Успокоила Маша Мышку и сказала, что все имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.  Воспитатель: Давайте поможем Мышке. На столе лежат разные продукты. Давайте разложим их в 2 корзинки. Одна корзинка для Маши, а другая для Мышки.

2 ребенка выбирают картинки с продуктами питания и кладут их каждый в свою корзинку.

Молодцы ребята. Вы хорошо справились с заданием. Одну корзинку мы подарим Маше, а другую Мышке.

Идёт Маша лесом, видит на пеньке сидит зверёк и плачет.

Кто ты? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Я не знаю, кто я и как меня зовут.

Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.

Ежик: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал,

не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же его назвать?

Дети придумывают ему имя.

Проводится игра «назови свое имя ласково»

 У каждого человека должны быть папа, мама. Каждый человек имеет право на семью.

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Как хорошо, что у каждого есть семья. В семье все любят и заботятся друг о друге, приходят на помощь. В семье все вместе, как пальчики на руке.

Но у каждого члена семьи есть ещё и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

Ребенок 1: Я обязан убирать за собой игрушки.

Ребенок 2: Я заправляю постель.

Ребенок 3: Я и мой братишка помогаем маме в уборке дома.

Ребенок 4: Дети обязаны слушаться своих родителей.

В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.

- А давайте сейчас с вами почувствуем как это приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.

Психогимнастика «Согрей птичку».

Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони и представьте, что вы держите маленькую птичку у себя в руках. Чтобы её согреть подышите в ладони (пауза). Прижмите её к груди… А теперь посмотрите на вашу птичку, согрелась она у вас? Выпустите птичку на волю. Посмотрите, она полетела к своей семье.

Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькой птичке. Она согрелась и улетела.

Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.

Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.

Подошли к Маше три Зайчик, Мышка и Ёжик.

Расскажи нам, Маша, откуда ты узнала про права человека?

Я хожу в детский сад. Там я узнала, о том, что есть – документ «Конвенцией о правах человека» в нём записаны все права. Эта конвенция защищает людей от несправедливости. Вы тоже можете ходить в детский сад и там много интересного узнать потому, что вы имеете право на обучение.

Маша: Давайте поиграем. Внимательно посмотрите на картинки и найдите, на какой картинке нарушены права ребёнка.

Дети находят нужную картинку.

 Вот так закончилась эта история. Вы смогли помочь героям сказок, с которыми встретилась Маша. Спасибо вам. Маше пора возвращаться домой. Давайте с ней попрощаемся.

Дети: До свидания Маша.

 

Муниципальноеказенное  дошкольное образовательное учреждение ДС «Эдельвейс»

Структурное подразделение д/с «Балдырган»

«Я имею право на имя…»

Составила: Папашева Асенгуль Серкешевна

2023г

Тема «Я имею право на имя…»

1. Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.
2. Задачи: -довести до сознания ребёнка, что каждый гражданин своей страны имеет право на имя.
- развитие у ребёнка представлений о многообразии имён;
- помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
3. Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: Я и моё имя», просмотр м/ф «Ребёнок имеет право»
4. Используемый материал.
Большая кукла, мяч, кисточки и краски, листочки с именами детей, небольшие смайлики (ГРУСТНЫЕ И ВЕСЁЛЫЕ) по количеству детей.

 Ход занятия

  1. Дети рассаживаются по местам, приветствуют всех присутствующих на занятии.
    Дети, у каждого из вас, так же, как и у меня, и у всех взрослых есть права и обязанности. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о праве на имя и на индивидуальность каждого из вас.
    Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит большую куклу.
    Кукла говорит нам здравствуйте. Давайте тоже поздороваемся.
    Дети: Здравствуй!
    Скажи милая куколка как тебя зовут? (делает вид, что кукла шепчет на ухо) Не знаешь? Ребятки оказывается кукла не знает своего имени. Как же так?
    Каждый взрослый и ребенок имеет право на имя, как же жить без имени? А, может мы поможем и придумаем кукле имя?
    Дети: Да. Поможем! (называют имена, выбирают одно) Например, Амалия.
    Ну, вот! Теперь у тебя есть имя, Сафина.
    Посмотри, пожалуйста, Амалия, мы сейчас с детьми поиграем и назовем свои имена. Запоминай.
    Игра «Цепочка имен» (с мячом в кругу).
    Суемжан
    Равиль
    Айым
  2. Настя и т. д
    Айым говорит, что очень красиво звучат ваши имена. Она постарается запомнить.
    II.  Каждого из вас можно назвать ласково. Ваши мама, папа, дедушка, бабушка дома называют вас ласково. Как?
    Назовём сейчас свое имя: Азим- Азимок, Раяна –Раяночка и т.д.
    А как мы ласково назовём нашу куклу?
    Дети: предлагают ответы ( Амалия - Амаленька…)
     У каждого из вас есть какое право? (Право на имя). При рождении ребёночку родители дают имя, которое будет с вами в течение всей жизни. При рождении человека выдается «свидетельство о рождении». В нем прописано имя ребенка, отчество и фамилия.
    Физминутка
    Ребятки, вставайте врассыпную, Маша предлагает нам поиграть.
    Вечером
    Вечером девочка Мила (Шагаем на месте)
    В садике клумбу разбила (Прыжки на месте)
    Брат ее мальчик Иван (Приседания)
    Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)
    III. Дети садятся на места (на столах уже разложены листочки с именем и краски)
     Ребятки, Амалия говорит, что имена у вас разные, а вы одинаковые. Может расскажем, что у каждого ребенка есть своя индивидуальность.
    Воспитатель: Амалия, мы тебе сейчас поможем. Рассматривание внешнего вида Адия  и Айхан, Омар и Айша……
    Дети: предлагают варианты ответов…….
    Теперь поняла Амалия? Все девочки такие красивые, нарядные, нежные; мальчики-высокие, смелые, сильные, подтянутые, у девочек заплетены косички, одеты все по-разному.
    IV. А сейчас, тебе Амалия, и вам, дети, я предлагаю взять кисточки и листочки, на которых написаны ваши имена. Это будут ваши свидетельства. Каждый из вас украсит свое свидетельство так, как ему хочется.
    V. Итог занятия. Дети снова становятся в круг, взявшись за руки.
     - О чем мы сегодня узнали?
    - Что вам запомнилось?
    - Что расскажите родителям о нашем занятии?
    -Ребятки на столе лежат смайлики, веселые и грустные, если вам понравилось наше занятие возьмите веселого смайлика, а если нет, то грустного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности.

Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности". Программа расчитана на год....

Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста

«Уважение к человеку – вот пробный камень.     Если уважение к человеку будет заложеноВ сердцах людей, они неизбежно придут         К созданию  такой...

Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста

Данная методическая разработка основана на опыте работы нашего ДОУ и предусмаривает организацию правового воспитания детей 5-7 лет, взаимодействие с их родителями (законными представителями) и педагог...

Правовое воспитание детей дошкольного возраста

В данной работе предлагаю мастер-класс по правовому воспитанию дошкольников...

Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.В десяти принципах Декларации пров...

«Правовое воспитание детей дошкольного возраста».

Тема: «Правовое воспитание детей  дошкольного возраста».Направление: Социально-личностное....

Сценарий развлечения по правовому воспитанию детей дошкольного возраста "Есть у всех детей права..."

Конспект сценария по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста «Есть у всех детей права…» Задачи: 1. Познавательное развитие: Дать детям представление об их правах и обязанностях. Развив...