Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по теме
«Уважение к человеку – вот пробный камень.
Если уважение к человеку будет заложено
В сердцах людей, они неизбежно придут
К созданию такой социальной, экономической,
Политической системы, которая сделает
Это уважение непреложным законом».
Антуан де Сент-Экзюпири
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_pravovogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста
«Уважение к человеку – вот пробный камень.
Если уважение к человеку будет заложено
В сердцах людей, они неизбежно придут
К созданию такой социальной, экономической,
Политической системы, которая сделает
Это уважение непреложным законом».
Антуан де Сент-Экзюпири
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.
Основные признаки, представляющие содержание понятия «гражданственность» имеют некоторые закономерности, связи, вскрывают их сходства и различия, что позволяет объединить их в систему, а также определенным образом структурировать, интегрировать.
ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПРИЗНАКОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
1. Нравственный.
2. Правовой.
3. Социально-политический.
К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.
Ко второму – правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.
К третьему – гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.
Компоненты нравственного признака характеризуются тем, что основываются на принципах морали и придают действиям личности моральную окраску.
Правовой признак выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов.
Социально-политический признак прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно-политического строя государства.
Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной жизни, т.е. сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности.
Следовательно, наиболее значима для гражданского воспитания – правовая культура, ибо гражданственность тесно связана с правом, которое можно назвать гражданским минимумом. Поэтому надо осознать, что в условиях формирующего правового государства процесс совершенствования общества и каждого человека неотделим от воспитания в духе прав человека. Суть воспитания в духе прав ребенка, диалектика взаимоотношений прав и обязанностей – главное, что должно быть осознано педагогами и детьми. Дети, воспитанные в духе прав ребенка, легко совмещают представления о правах с соответствующими им обязанностями.
«Жить по совести – это, значит, быть личностью духовной, поступки которой соотносились бы с вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека» (Распутин В. Если по совести. М. , 1988. с.224).
Стержневым в формировании детей является уважительное отношение к закону, к правам каждого человека. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только было нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права. Как усвоить это с малых лет? Как сформировать в ребенке внутреннюю потребность и мотивацию такого усвоения? Как строить процесс воспитания и обучения? На мой взгляд, именно правовое воспитание призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка концептуальных подходов к организации правового воспитания дошкольников является актуальной задачей.
Технология разработки Концепции включает в себя основные три процедуры:
1. Анализ «мира мыслей» сотрудников и родителей.
2. Выбор основных направлений работы.
3. Определение основ управленческой деятельности по реализации Конвенции.
То есть, необходимо ответить на два основных вопроса, сведя их сознательно к формулировке в самом упрощенном виде: Что мы можем сделать? Как мы это будем делать?
КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Коренные преобразования в стране конца ХХ – начала ХХ1 веков, определившие крутой поворот в истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан.
Концепция правового воспитания дошкольника, документ, отражающий совокупность взглядов на область правового воспитания и призвана способствовать активизации правового воспитания дошкольников и повышению социальной активности в этом процессе.
Разработка Концепции осуществляется в рамках реализации Программы развития учреждения и утверждается на заседании педагогического совета.
Концепция является методической основой для организации правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. В Концепции сформулированы основы организации правового воспитания, его цель, задачи, принципы, роль воспитателей и родителей по воспитанию правовой культуры в современных условиях, предполагаемые результаты.
Основной целью Концепции является определение места и роли правового воспитания у детей дошкольного возраста как важнейшего направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Концепция ориентирована на переоценку ряда представлений в области правового воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности педагогов по формированию правового сознания детей дошкольного возраста.
Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии детей, педагогов и родителей.
По мере реализации системы правового воспитания отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться.
ПРАВО И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Право есть цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
На личностном уровне право выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Право проявляется в поступках и деятельности человека. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.
Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине Х1Х века, после проведения крестьянской реформы, которая, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили поддержки и дальнейшего развития.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Свидетельством того является анализ принятых международным сообществом Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Готовясь жить в правовом государстве, надо и детей воспитывать в соответствии с нравственными законами. Формула: образование – основа демократии – полностью отвечает рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в дошкольном образовании таким образом, чтобы дети росли и развивались в духе уважения к человеческому достоинству и равноправию. И именно, эти Документы должны быть положены в основу дошкольного образования, и составить значительную часть содержания нового мышления, стать камнем новой политики детства. Ибо в них международное сообщество в определенной степени создало модель личности, воплотившей в себе общечеловеческие ценности, провозгласила приоритетность прав детей в обществе, обосновала международные стандарты этой политики. Т.е. эти Документы провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях.
Суть этики определил Джеймс Грант. По его мнению, эта этика подразумевает, что только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность и складывается его будущее.
Давайте и мы будем ориентироваться на такой высокий нравственный уровень, оценивая свое отношение к острым детским проблемам.
Но мировая политика свидетельствует, что недостаточно только провозгласить права ребенка, они начинают действовать и приносить положительные результаты, когда общество оказывается подготовленным, воспитанным для этого. Поэтому исследование проблемы правового воспитания дошкольников и воспитание детей в духе прав ребенка остается особо важным направлением в работе и должны опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми. Это является процессом длительным и многоаспектным.
ГИПОТЕЗА
. Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.
Преподавание нового курса предполагает использование преемственности и взаимовлияния педагогических идей выдающихся ученых и педагогов различных стран, выявление закономерности прогрессивного развития педагогической мысли, которая, несмотря на всю ее древность, способна возрождаться и обновляться в каждую эпоху.
Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно, ибо приучает к интроспекции, служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Правовое воспитание, основанное на включение ребенка в естественные виды деятельности:
- дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми;
- изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение;
- игры-драматизации;
- конкретные поступки и ситуации…
будет способствовать формированию правовой культуры, развитию чувства ответственности, способности принимать решения, искать и находить содержательные компромиссы, что является основой развития гуманистического начала, глобального мышления.
ПРИНЦИПЫ ПРАВОГО ВОСПИТАНИЯ
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;
Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разно уровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.
Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
ЦЕЛЬ
правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.
Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;
- создание и обеспечение реализации в решение правовых проблем;
- воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;
- формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХ1 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.
Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные, познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.
Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.
Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.
Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы, прежде всего, обращены к взрослым.
Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.
Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.
Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.
Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:
- Декларация прав ребенка (1959).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
- Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
- Устав учреждения.
- И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.
Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.
Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.
Ответственность за функционирование системы правового воспитания лежит на дошкольном образовательном учреждении, что не снимает ответственности и с родителей.
Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы правового воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности.
Педагогическое и методическое обеспечение предполагает планирования работы с детьми, сотрудниками и родителями, использование всего многообразия педагогических форм, средств, методов и приемов работы с учетом особенностей той или иной категории; передового и зарубежного педагогического опыта; методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности ребенка. Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи правового воспитания детей.
Содержание управления системой правового воспитания включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса правового воспитания в учреждении; определение и постановку текущих и перспективных задач; обоснованное планирование правового воспитания; мониторинг состояния действенности работы и систематическое информирование педагогов и родителей о ходе реализации задач правового воспитания; своевременную корректировку системы воздействий и обеспечение субъектов правового воспитания прогрессивными методиками и технологиями работы с детьми и родителями.
В современных условиях для управления системой правового воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности необходимо создание творческих групп. Их состав и полномочия определяются соответствующими положениями. Творческие группы разрабатывают перспективные планы работы с детьми и родителями и организуют их выполнение; осуществляют координацию деятельности педагогов и родителей по поддержке и выполнению мероприятий правовой направленности.
Среди множества условий, которые позволяют наиболее результативно формировать правовую культуру одно из важнейших - умение педагогов управлять процессом воспитания детей дифференцированно на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей и строить взаимоотношения взрослых и детей на нравственно-правовой, педагогической основе.
Оценка результативности правового воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, т.е., включает целенаправленность процесса и его системный характер; обоснованность методов и использование современных технологий. Основным критерием результативности является уровень сформированности правой культуры как одной из характеристик личности, проявляющейся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности детей.
Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у дошкольников являются когнитивно-познавтельный, мотивационно- ориентировачный и поведенческий компоненты. В своем развитии все они тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования рассматриваются как единое целое, позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания детей.
Построение процесса правового воспитания, таким образом, позволяет прогнозировать его эффективность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Еще 10 лет назад мы не могли и предположить о том, что наша страна обретет общечеловеческий взгляд на проблему прав ребенка. Теперь разрабатываем конкретные пути воспитания в этом духе дошколят. Думается, что во всех звеньях педагогической деятельности надо следовать мудрым словам Л. Н. Толстого: « Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании, там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности.
Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности". Программа расчитана на год....
Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста
Данная методическая разработка основана на опыте работы нашего ДОУ и предусмаривает организацию правового воспитания детей 5-7 лет, взаимодействие с их родителями (законными представителями) и педагог...
Сценарий развлечения по правовому воспитанию детей дошкольного возраста "Есть у всех детей права..."
Конспект сценария по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста «Есть у всех детей права…» Задачи: 1. Познавательное развитие: Дать детям представление об их правах и обязанностях. Развив...
Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей»
При подготовке к проекту обратила внимание на создание среды в старшей группе. Был проведен подбор методических пособий по воспитанию у детей культуры поведения, на формирование семей...
Доклад на педагогическом совете "Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста" С. Н. Николаевой
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. «Концепция экологического воспитания дете...
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста
Концепция - это система взглядов на какое-либо явление....
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста
Концепция - это система взглядов на какое-либо явление....