Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.
В десяти принципах Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Задачи:
- научить умению общаться с разными людьми;
- формировать чувство принадлежности к определенной культуре,
- уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке);
- дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права;
- познакомить с правами детей;
- учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.
- К основным международным документам ЮНИСЕФ (UNICEF — United Nations International Children’s Emergency Fund, международный чрезвычайный фонд помощи детям), касающимся защиты прав детей относятся:
- Декларация прав ребенка (1959);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).
Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.
В десяти принципах Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:
- воспитание;
- развитие;
- активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательным процессам (ст. 29), считая, что образование ребенка должно быть направлено на:
Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
-Воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
-Воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличным от его собственной;
-Подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин, дружбы между всеми народами.
Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос, с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО, эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте.
Работа с детьми.
Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой, седьмой год жизни). Нормативно-целевым ориентиром в образовательной работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребенка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребенок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.
Основными принципами являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".
Известно, что художественная литература – прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека. В круг чтения на нравственно-правовые темы желательно включать разнообразные по жанру художественные произведения больших и малых форм: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки. Также развивать представления детей о правовой культуре путем ознакомления с творчеством Астрид Линдгрен.
Книга "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" - книга, имеющая социальный и педагогический подтекст, адресованная не только детям, но и взрослым. Из повести-сказки читатель узнает о жизни и проблемах большого города, начинает понимать, что в мире, который кажется веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Трилогия о Карлсоне, как и другие произведения Линдгрен, формирует активное, действенное отношение к жизни, желание помогать слабым и незащищенным.
В своих книгах Астрид Линдгрен выступает в защиту прав ребенка: его права на индивидуальность, самовыражение, самостоятельность в поступках. Она категорически не согласна со стремлением некоторых родителей "уничтожить" в ребенке одни черты и "воспитать" другие. Автор призывает изучать ребенка, с пониманием относиться к различным проявлениям его характера, спокойно реагировать на "негативные" (с позиции взрослого человека) поведенческие реакции".
Рекомендуются сказки ( "Золушка", "Двенадцать месяцев", "Морозко") и т.д..
Также в цикл занятий входит следующее: "Право ребенка на медицинскую помощь". Начинается данное занятие беседой: откуда берутся болезни, кто и как заботится о здоровье детей.
В занятие на тему "Право на личное имущество" входит чтение рассказа Н.Носова "Огурцы", беседа по содержанию, а также игра "Попроси игрушку". И т.д.
Используемые источники:
- http://festival.1september.ru/
- Маханева М.Д. – «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Я – ребёнок, и я… и я имею право!...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-492140-1414252913.jpg)
Тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки ».
Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами и способами воспитания у детей патриотических чувств через музыку....
Перспективный план работы воспитателя по самообразованию. Тема "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"работы
Материал раскрывает систему работы по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/04/picture-729230-1451897565.jpg)
Консультация для родителей на тему "Правовое воспитание детей дошкольного возраста".
Цель правового воспитания дошкольников заключается в формировании их правосознания и в обеспечении сознательного и активного правомерного поведения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-730094-1491051142.jpg)
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Отчёт по самообразованию"Правовое воспитание детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-730094-1491051142.jpg)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
План по самообразованию "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/09/picture-1099866-1560102261.jpg)
Тема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;- воспитание у ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/09/picture-1099866-1560102261.jpg)
Тема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;- воспитание у ...