Доклад Развитие речи у детей с ТНР дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Доклад
Развитие речи у детей с ТНР дошкольного возраста
Речь – одна из центральных и важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Развитие речи детей дошкольного возраста является важным и необходимым процессом для дальнейшего гармоничного развития ребенка.
В обычном формате ребята развивают речь на занятиях, и индивидуально. Ведется каждодневная работа в этом направлении. Однако есть категория детей, для которых индивидуальный подход - это не прихоть, а потребность: это дети с тяжелыми нарушениями речи. А для развития речи таких детей, с ними надо почаще играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_rechi_u_detey_s_tnr_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Развитие речи у детей с ТНР дошкольного возраста
Речь – одна из центральных и важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Развитие речи детей дошкольного возраста является важным и необходимым процессом для дальнейшего гармоничного развития ребенка.
В обычном формате ребята развивают речь на занятиях, и индивидуально. Ведется каждодневная работа в этом направлении. Однако есть категория детей, для которых индивидуальный подход - это не прихоть, а потребность: это дети с тяжелыми нарушениями речи. А для развития речи таких детей, с ними надо почаще играть.
Слайд 2 Ведь именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
– активно вступать в диалог;
– задавать вопросы;
– слушать и понимать речь;
– строить общение с учетом ситуации;
–легко входить в контакт;
–ясно и последовательно выражать свои мысли;
Игра увлекает ребёнка, делает его жизнь разнообразнее, богаче, в игре формируются все стороны личности ребенка.
Слайд 3 Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, обратила внимание, что игры с конструкторами носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников.
Считаю, что особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи.
Большинство детей с тяжелыми нарушениями речи кроме основного речевого дефекта имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость, непоседливость, вспыльчивость и обидчивость. Все это ведет к ограничению круга общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности и стеснительности. А также порождает неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать беседу, высказывать свое мнение.
В результате этого отсутствие или очень низкий уровень речевой активности. Из этого следует, что проблема речевого развития у детей, имеющими ТНР, является актуальной, а целенаправленная работа по ее развитию выступает как одно из обязательных условий эффективности обучения и воспитания детей данной категории.
Слайд 4. Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная систематическая работа по развитию моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.
Достижение данной цели решается через следующие задачи:
- научить ребенка применять конструктор или другой вид игры в свободной игровой деятельности;
- развивать мелкую моторику пальцев рук и артикуляцию речевого аппарата.
- способствовать развитию грамотной речи детей;
- формировать и развивать связную речь.
Благодаря поставленной цели достигнуты следующие результаты:
- развита мелкая моторика;
- увеличился словарный запас;
- продолжает развиваться связная и диалогическая речь;
- дети правильно и быстро ориентируются в пространстве;
- развита способность сосредоточиться;
- дети овладели умением мысленно разделить предмет на составные части и наоборот собрать из частей целое;
- дети научились общаться друг с другом, устраивать совместные игры;
- они учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;
- развивается математическое и пространственное мышление, память;
- совершенствуется цветовое восприятие;
- формируется эстетический вкус.
Слайд 5….Для развития речевой активности детей посредством продуктивной деятельности создана предметно-развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития речи у дошкольников. В нее входят:
Слайд 6
- яркий красочный дидактический материал,
- настольно-печатные игры и игры с кинетическим песком,
- картотека игр с конструктором, набор игр «Дары Фрёбеля» и строительным материалом,
- картотека речевых и пальчиковых игр, а также артикуляционной и дыхательной гимнастики,
- уголок ряженья и театрализованной деятельности,
- уголок художественной литературы, рисования и лепки из пластилина,
- мелкие игрушки, изображающие людей, животных и транспорт.
Слайд 7 Пособия, интерактивное оборудования и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов. Для удобства строительный материал и конструкторы разложены по коробкам разной величины.
Например, при проведении работы по развитию лексики и связной речи конструирование предоставляет широкие возможности, в частности:
- конструирование предметов в рамках изучаемых лексических тем, например, таких как:
(«Мебель», «Транспорт», «Животные», «Птицы», «Посуда» и т.д.);
Есть простой способ максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги детям – это озвученная ролевая игра с тем же конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивными постройками проще всего показать , например, что во время прогулки собачка пробежала ПОД мостиком, затем забралась НА мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Таким образом, дети учатся правильному употреблению предлогов в дальнейшем общении друг с другом.
Слайд 8. Использование конструкторов в процессе формирования речи дает возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу конструкции, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Для обогащения же детей впечатлениями и представлениями, рассматриваю с детьми картинки, иллюстрации, слайды, использую для более яркого восприятия художественное слово:
Стихи, песни, заучивание пословиц и поговорок, загадывание загадок по различной тематике.
Кроме же наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов, т.е активное использование интерактивного оборудования.
Слайд 9. Плюсы использования интерактивных технологий в образовательном процессе неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом, во первых:
1. Предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
2. Это образный тип информации, понятный дошкольникам:
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, стимулирует познавательную и речевую активность детей;
–
3. Предоставляет возможность индивидуального обучения;
в процессе этой деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, развивает связную речь, обогащает словарный запас.
Например, Интерактивный комплекс Сова, позволяют включать в работу все типы анализаторов, то есть ребенок будет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально.
В процессе игры обязательно задаю уточняющие вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе же ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.
Слайд 10….В процессе всех видов образовательной деятельности большое внимание также уделяю воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.
Дети учатся благодарить за оказанную услугу, выражать просьбу словами, употреблять в своей речи как можно больше вежливых слов.
Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности взрослого и ребенка.
А сравнительные результаты диагностического обследования по речевому развитию показали, что процесс работы способствовал развитию и сформированности у детей таких нравственных качеств как:
трудолюбие, коллективизм, взаимовыручка, пополнился и обогатился словарный запас.
Дошкольники научились распределять роли, договариваться, оценивать друг друга, сравнивать, описывать, работать над ошибками.
Меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникающие в процессе деятельности затруднения.
Главное, что дети не безразличны к работе, умеют и хотят помогать друг другу, их радует и воодушевляет успех, причем не только их собственный, они ищут одобрение и поддержку у окружающих, а получая ее, не забывают поблагодарить.
В дальнейшем планирую:
- создание методического пособия в совместной деятельности тематического проекта по развитию речевой активности посредством конструирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Развитие речи у детей дошкольного возраста на занятиях»
Правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это може...
Доклад "Развитие речи у детей как средство общения, начиная с раннего возраста"
Доклад "Развитие речи у детей как средство общения, начиная с раннего возраста"...
Доклад "Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Доклад на тему "Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...
Логоритмика- способ развития речи у детей младшего и дошкольного возраста.
Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности. В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией ...
План работы по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста»...
Мастер-класс "Значение дыхательной и артикуляционной гимнастики в развитии речи для детей с РАС дошкольного возраста"
Теоретический и практический аспект дыхательной и артикуляционной гимнастики в работе с детьми РАС дошкольного возраста....