Доклад Развитие речи у детей с ТНР дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Абдурагимова Зарина Ибрагимовна

Доклад

       Развитие речи у детей с ТНР дошкольного возраста

 

     Речь – одна из центральных и важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Развитие речи детей дошкольного возраста является важным и необходимым процессом для дальнейшего гармоничного развития ребенка.

 В обычном формате ребята развивают речь на занятиях, и индивидуально. Ведется каждодневная работа в этом направлении. Однако есть категория детей, для которых индивидуальный подход - это не прихоть, а потребность: это дети с тяжелыми нарушениями речи. А для развития  речи таких детей, с ними надо почаще играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_rechi_u_detey_s_tnr_doshkolnogo_vozrasta.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

       Развитие речи у детей с ТНР дошкольного возраста

     Речь – одна из центральных и важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Развитие речи детей дошкольного возраста является важным и необходимым процессом для дальнейшего гармоничного развития ребенка.

 В обычном формате ребята развивают речь на занятиях, и индивидуально. Ведется каждодневная работа в этом направлении. Однако есть категория детей, для которых индивидуальный подход - это не прихоть, а потребность: это дети с тяжелыми нарушениями речи. А для развития  речи таких детей, с ними надо почаще играть.

Слайд 2   Ведь именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

– активно вступать в диалог;

– задавать вопросы;

– слушать и понимать речь;

– строить общение с учетом ситуации;

–легко входить в контакт;

–ясно и последовательно выражать свои мысли;

 Игра увлекает ребёнка, делает его жизнь разнообразнее, богаче, в игре формируются все стороны личности ребенка.

Слайд 3   Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, обратила внимание, что игры с конструкторами носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Считаю, что особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. 

 Большинство детей с тяжелыми нарушениями речи кроме основного речевого дефекта имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость, непоседливость, вспыльчивость и обидчивость. Все это ведет к ограничению круга общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности и стеснительности. А также порождает неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать беседу, высказывать свое мнение.

В результате этого отсутствие или очень низкий уровень речевой активности. Из этого следует, что проблема речевого развития у детей, имеющими ТНР, является актуальной, а целенаправленная работа по ее развитию выступает как одно из обязательных условий эффективности обучения и воспитания детей данной категории.

Слайд 4.  Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная систематическая работа по развитию моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Достижение данной цели решается через следующие задачи:

  • научить ребенка применять конструктор или другой вид игры в свободной игровой деятельности;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук и артикуляцию речевого аппарата.
  • способствовать развитию грамотной речи детей;
  • формировать и развивать связную речь.

Благодаря поставленной цели достигнуты следующие результаты:

  • развита мелкая моторика;
  • увеличился словарный запас;
  • продолжает развиваться связная и диалогическая речь;
  • дети правильно и быстро ориентируются в пространстве;
  • развита способность сосредоточиться;
  • дети овладели умением мысленно разделить предмет на составные части и наоборот собрать из частей целое;
  • дети научились общаться друг с другом, устраивать совместные игры;
  •  они учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;
  • развивается математическое и пространственное мышление, память;
  • совершенствуется цветовое восприятие;
  • формируется эстетический вкус.

Слайд 5….Для развития речевой активности детей посредством продуктивной деятельности создана предметно-развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития речи у дошкольников. В нее входят:

Слайд 6

  • яркий красочный дидактический материал,
  • настольно-печатные игры и игры с кинетическим песком,
  • картотека игр с конструктором, набор игр «Дары Фрёбеля» и строительным материалом,
  • картотека речевых и пальчиковых игр, а также артикуляционной и дыхательной гимнастики,
  • уголок ряженья и театрализованной деятельности,
  • уголок художественной литературы, рисования и лепки из пластилина,
  • мелкие игрушки, изображающие людей, животных и транспорт.

Слайд 7    Пособия, интерактивное оборудования и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов. Для удобства строительный материал и конструкторы разложены  по коробкам разной величины.

Например, при проведении работы по развитию лексики и связной речи конструирование предоставляет широкие возможности, в частности:

- конструирование предметов в рамках изучаемых лексических тем, например, таких как:

(«Мебель», «Транспорт», «Животные», «Птицы», «Посуда» и т.д.);

  Есть простой способ максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги детям – это озвученная ролевая игра с тем же конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивными постройками проще всего показать , например, что во время прогулки собачка пробежала ПОД мостиком, затем забралась НА мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Таким образом, дети учатся правильному употреблению предлогов  в дальнейшем общении друг с другом.

Слайд 8.   Использование конструкторов в процессе формирования  речи дает возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу конструкции, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. 

Для обогащения же детей впечатлениями и представлениями,  рассматриваю с детьми картинки, иллюстрации, слайды, использую для более яркого восприятия художественное слово:

Стихи, песни, заучивание пословиц и поговорок, загадывание загадок по различной тематике.

Кроме же наглядности,  дети так  же  воспринимают  новую информацию на слух, с помощью движения объектов, т.е  активное использование интерактивного оборудования.

    Слайд 9.    Плюсы использования интерактивных технологий в    образовательном процессе  неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом, во первых:

     1. Предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

      2.  Это образный тип информации, понятный дошкольникам:

 движения, звук, мультипликация  надолго  привлекают внимание ребенка, стимулирует познавательную  и речевую активность детей;

      3.  Предоставляет возможность индивидуального обучения;

в процессе этой деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, развивает связную речь, обогащает словарный запас.

     

     Например, Интерактивный комплекс Сова, позволяют включать в работу все типы анализаторов, то есть ребенок будет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. 

В процессе  игры  обязательно задаю уточняющие вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе же ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления  о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

Слайд 10….В процессе всех видов образовательной  деятельности большое внимание также уделяю воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений. 

Дети учатся благодарить за оказанную услугу, выражать просьбу словами, употреблять в своей речи как можно больше вежливых слов.

Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности взрослого и ребенка.

А сравнительные результаты диагностического обследования по речевому развитию показали, что процесс работы способствовал развитию и сформированности у детей таких нравственных качеств как:

трудолюбие, коллективизм, взаимовыручка, пополнился и обогатился словарный запас.

Дошкольники научились распределять роли, договариваться, оценивать друг друга, сравнивать, описывать, работать над ошибками.

Меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникающие в процессе деятельности затруднения.

Главное, что дети не безразличны к работе, умеют и хотят помогать друг другу, их радует и воодушевляет успех, причем не только их собственный, они ищут одобрение и поддержку у окружающих, а получая ее, не забывают поблагодарить.

В дальнейшем планирую:

  • создание методического пособия в совместной деятельности тематического проекта  по развитию речевой активности посредством конструирования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие речи у детей дошкольного возраста на занятиях»

Правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это може...

Доклад "Развитие речи у детей как средство общения, начиная с раннего возраста"

Доклад "Развитие речи у детей как средство общения, начиная с раннего возраста"...

Доклад "Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Доклад на тему "Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Логоритмика- способ развития речи у детей младшего и дошкольного возраста.

Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности. В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией ...

План работы по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста"

План работы по самообразованию на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Значение дыхательной и артикуляционной гимнастики в развитии речи для детей с РАС дошкольного возраста"

Теоретический и практический аспект  дыхательной и артикуляционной гимнастики  в работе с детьми  РАС дошкольного возраста....