Самообразование по теме: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей с ОВЗ дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 Выборгского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию
на 2024-2025 год
Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Учителя-дефектолога
Марченко Оксаны Юрьевны
Санкт-Петербург
2025-2026 год
Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи у детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Целью моей работы является: развитие связной речи детей с ОВЗ посредством использования мнемотехники.
Для достижения этой цели были поставлены следующие
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме
- Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды
- Повышение уровня речевой активности детей.
- Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
- Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
- Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
- Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
- Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-Расширение словарного запаса и знаний об окружающем
мире.
-Появится желание пересказывать — ребенок осознает, что это совсем
не трудно.
- Заучивание стихов превратится в игру, которая очень нравится детям.
Родители:
-Вовлечены в процесс речевого развития детей;
-Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
-Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.
Педагоги:
- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей
дошкольного возраста.
- Получение представлений о мнемотехнике.
- Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Формы представления результатов педагогической деятельности
- Серия учебных занятий
- Методическая продукция
- Портфолио
- Отчет о результатах (ходе) деятельности
- Участие в вебинарах
- Презентация по теме.
Актуальность:
Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни не подводила, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, предлагаем использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.
Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни, она помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.
Раздел | Срок | Содержание работы | Практический выход | |
Методичес-кая работа | В течении года | - изучение нормативных документов; - чтение конкретных педагогических периодических изданий; - чтение методической, педагогической и предметной литературы; - обзор в интернете информации по образовательным областям; - посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег; - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; - изучение и внедрение новых технологий; - общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями. - участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах; - работа с родителями; - информация для родителей по данной теме. (консультация, анкетирование, памятки) - разработка новых форм, методов и приёмов обучения; |
| |
Работа с детьми | Сентябрь | Подбор стихотворений, потешек, сказок для разучивания и заучивания с детьми | Разработка мнемотаблиц к стихотворениям потешкам для заучивания с детьми | |
Октябрь |
| Разработка мнемотаблиц к стихотворению «Осень» | ||
Ноябрь | Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Курочка Ряба», «Колобок» | Разработка мнемотаблиц к сказкам «Курочка Ряба», «Колобок» | ||
Декабрь |
| Разработка мнемотаблиц к стихотворению «Наша елка» Е.Ильина ; к описательному рассказу «Зима» | ||
Январь |
| Разработка мнемотаблиц к составлению рассказа по картине «Зимние забавы» | ||
Февраль |
| Разработка мнемотаблиц к загадкам | ||
Март |
| Разработка мнемотаблиц к составлению рассказа «Весна» | ||
Апрель |
| Разработка мнемотаблиц к заучиванию потешек | ||
Май |
| Изготовление пособия «Мнемотаблицы» | ||
Работа с семьёй | Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»; «Что такое мнемотехник» разработка консультации для родителей Привлечение родителей к изготовлению мнемотаблиц «Составляем и используем мнемотаблицы дома» . | |||
Изучение методичес кой литературы | В течении года |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-790646-1481449732.jpg)
Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/03/picture-1133350-1554268722.jpg)
Мастер-класс по теме «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи: Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, с принципам...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1214641-1581002417.jpg)
Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....
Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1063538-1702530297.jpg)
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/09/picture-456854-1712680525.jpg)
Работа по самообразованию на тему"Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
2016-2017; 2017-2018 уч год...
План работы по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста»...