Логоритмика- способ развития речи у детей младшего и дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Евгения Марейчева

Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности. В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1668416651_6372048b95751.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика-способ развития речи у детей младшего и дошкольного возраста.

Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности. В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Чему же должны научиться дети в этот возрастной период? Научиться подражать звукам окружающей среды. Например, показать, как гудит машина, как капает дождик и т.д. Научиться повторять за взрослым слоги и слова. Например, топ-топ, ля-ля, дя-дя и т.д. Научиться по просьбе взрослого показывать части тела. Узнавать знакомые предметы и называть их. Рассматривая книги, ребёнок должен по просьбе взрослого уметь показать на картинках предметы одежды, игрушки, предметы домашнего обихода, а также называть их. Уметь словесно выражать свои желания. Должны научиться говорить предложения, состоящие из двух слов.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, « ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными .Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями .Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Различные педагогические системы придают большое значение воспитанию.

Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Основные параметры, по которым планируется решение приоритетных задач, это:

1. Предречевое и речевое развитие;

2. Сенсорное развитие;

3. Развитие общей и ручной моторики;

4. Социально-эмоциональное развитие.


Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Итак, логоритмика это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально ритмического и физического воспитания. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе игр отрабатывать артикуляционные, мимические упражнения. Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Новизна опыта состоит в разработке материалов и преобразовании существующих методов и приёмов работы, способствующих внедрению элементов логоритмики в развивающую деятельность с детьми раннего возраста, нацеленную на формирование речевых навыков посредством воздействия на психомоторную сферу дошкольников.
Упражнения:

Ноябрь

Подарки осени

Развитие слухового внимания; выполнение действий в соответствии с заданным ритмом (быстро — медленно); развитие понимания речи; соотнесение действий со словом и ритмом; развитие слухового внимания и координации движений.

Корзина, листья; две веревочки (для обозначения берега);

пособие «Кораблик».

Листья сыплются дождем. Капал дождик на ладошку.

Ноябрь

Что нам осень принесла?

Учить громко и внятно произносить изолированный звук [и]; развитие физиологического дыхания; знакомство с быстрым и медленным темпом; учить понимать текст рифмовки и выполнять движения по тексту.

Кукла; корзина с желтыми березовыми и красными кленовыми листочками для каждого из присутствующих на занятии; тучка, капли воды и солнышко, вырезанные из цветной бумаги; металлофон.

Мы идем, мы идем. Дождик капал на ладошку

Ноябрь

Пушистый котенок

Развитие способности менять движения с изменением музыки; развитие речевого слуха; учить выполнять движения по тексту; учить прыгать одновременно на двух ногах.

Игрушечный котенок (бибабо); маленькая плетеная корзинка; деревянные ложки.

Ноябрь

Хомячок Хома

Учить ребенка дифференцировать сходные по звучанию слоги: «хи-хи-хи», «хаха-ха»; формирование понятий «тихо» и «громко», активизация словаря; учить вырабатывать целенаправленный выдох; чередование напряжения и расслабления, ощущать радость от работы мышц во время игры; выполнение движений в соответствии с текстом.

Игрушечный хомячок, воротики, пособия «Петушок» и «Хомячок»

Я веселый хомячок. Посмеялись, посмеялись.

Декабрь

«Добрый доктор Айболит»

Учить правильному артикуляционному укладу при произношении слов по теме. Развивать физиологическое дыхание Развивать у детей умение четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением. Воспитывать положительные личностные качества

Иллюстрация из сказки Доктор Айболит, погремушки, диски, музыкальный центр, пособия на поддувание, игрушки птички.

Пальчиковая игра «Водичка, водичка». Артикуляционное упражнение «Лопатка» Мы ногами топ-топ-топ (Забавные уроки Е. Железновой).

Декабрь

«Добрый доктор Айболит»

Учить правильному артикуляционному укладу при произношении слов по теме. Развивать физиологическое дыхание Развивать у детей умение четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением. Воспитывать положительные личностные качества

Иллюстрация из сказки Доктор Айболит, погремушки, диски, музыкальный центр, пособия на поддувание.

Пальчиковая игра «Водичка, водичка». Артикуляционное упражнение «Бегемотик»

Мы ногами топ-топ-топ (Забавные уроки Е. Железновой). Танцевальная разминка «Птички-невелички» (Е. Железновой)

Декабрь

Ах, как весело зимой!

Развитие речевого слуха; учить различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом; учить понимать и употреблять прилагательные «длинный», «короткий»; учить понимать и использовать числительные «один», «много»;

Нарисованные мелом длинная и короткая дорожки; пластмассовые лопатки; одна плетеная корзинка; «снежки» (набитые ватой мешочки из ткани); бумажные снежинки

Я — веселый снеговик. По дорожке мы пойдем.

Декабрь

Зимняя прогулка

Учить ходить по ограниченной дорожке; учить различать динамические оттенки (быстро — медленно, громко — тихо); развитие чувства ритма; учить соотносить движение со словами песни; учить подпевать простые звукоподражания (ух, бух); развитие эмоциональной отзывчивости.

Белые шнуры, пособие «Снеговик», снежинки

Очень холодно зимой! Ох, как зимушка пришла!

Январь

Oх, как холодно зимой!

Активизация словаря за счет слов, обозначающих предметы зимней одежды: «шапка», «шубка», «рукавички»; учить двигаться топающим шагом с переходом на бег, соотносить движение с

Музыкой.

Кукла; кукольная одежда и обувь — шубка, калоши, варежки, шапка.

Ручками похлопаем. Кто у нас хороший? Быстро мы скакали.

Январь

Гости из лесу пришли

Чередование движений в соответствии с музыкой; учить различать слова, близкие по звучанию.

Куклы: мишка, мышка.

Будем с мышкой мы играть. Мишка косолапый.

Январь

Колючий ежик

Четкое произношение изолированного звука [ф]; развитие фонематического слуха; развитие умения соотносить движение с текстом; совершенствование мелкой моторики; выполнение движений в соответствии с музыкой.

Игрушечный ежик (бибабо); вырезанные из бумаги грибы; стоящий на полу или прислоненный к стулу стационарный гриб, нарисованный на

листе ватмана.

Вот и я — колючий еж. Ежик наш смешной чудак.

Февраль

Прогулка на паровозике

Учить соотносить характер движения со звучанием музыки, совершенствовать

бег и ходьбу топающим шагом.

Пособие «Паровозик», деревянные ложки, пособие

«Железная дорога»

Я — веселый паровоз. С горки мы съехали. Пароходик плыл по речке.

Февраль

Два клоуна

Выполнение движений в соответствии с текстом; отработка правильного дыхания; частый, резкий выдох с произнесением звука

Два игрушечных клоуна — Тима и Дима.

Я — веселый клоун Дима.

Ой-ой-ой, какой мороз!

Февраль

Чаепитие

Развитие способности менять движение с изменением музыки;

развитие координации движений.

2 шнура, «Чайник с глазкам», чашки и ложки из набора

кукольной посуды; угощение.

Вот пришел к нам чайник. Если я скажу: «Тук-тук». Мы ведем хоровод.

Февраль

Две сестрички

Выполнение и смена движений в соответствии с текстом (ходим, бегаем, моргаем).

Куклы Таня и Тоня; ширма; карточки с изображением двух дорожек: длинной и

короткой, поверхность у дорожек шершавая.

Я пришла к вам — кукла Таня. Вы хотите поиграть?

Март

«Зайчик в гостях у ребят»

Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения. Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох;

Игрушка зайчика, посуда: чайник, чашка детские; пирожок, погремушки, пособие для дыхательной гимнастики «Птички», картинки с артикуляционным упражнением, музыкальный центр, запись колыбельной песни.

Дыхательная гимнастика «Птички». Упражнение «Зайчики». Песня «Погремушка» - игра на погремушках (Забавные уроки Е.Железнова).

Март

«Зайчик в гостях у ребят»

Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание Воспитывать положительные личностные качества

Игрушка зайчика, посуда: чайник, чашка детские; пирожок, пособие для дыхательной гимнастики «Птички», картинки с артикуляционным упражнением, музыкальный центр, запись колыбельной песни.

Пальчиковая гимнастика «Пышка». Игра «Музыкальный магазин» (Забавные уроки Е.Железнова).

Март

«Про веселую лягушку»

Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения. .Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох;

Игрушка улитки, лягушки, маска – поезд, макет тучки с дождиком, музыкальный центр, диск с музыкой и песенками.

Пальчикова игра «Улитка». Мелодия «Едем в лес» Е. Железнова. Ритмичный танец «Лягушата» Е. Железновой.

Март

«Про веселую лягушку»

Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание . Воспитывать положительные личностные качества

Игрушка улитки, лягушки, маска – поезд, макет тучки с дождиком, музыкальный центр, диск с музыкой и песенками.

Мелодия «Едем в лес» Е. Железнова. Ритмичный танец «Лягушата» Е. Железновой.

Апрель

Здравствуй, Весна!

Развитие способности выполнять движения без показа, только в соответствии с музыкой; выполнение движений в соответствии с текстом; формирование фонематического компонента, различение близких по звучанию звукоподражаний: «чик-чирик» и «чив-чив»; совершенствование умения двигаться хороводным шагом; формирование метрического слуха, отмечать в движениях повторы (поклонюсь-поклонюсь, покружусь-покружусь).

Костюм Весны; весенние листочки из бумаги; ковер, стилизованный под весеннюю полянку; пособия «Воробей», «Ласточка»

Я пришла, Весна-красна,

Зачирикал воробей.

Ласточка в гости к нам прилетела.

Апрель

Динь-дон, слышен звон со всех сторон.

Закрепление высоты звучания с использованием кинестетического метода; понимание эмоционального состояния; развитие мимики; закрепление произношения звука [д] в звукоподражаниях: «динь-динь», «дондон»; развитие координации движений, развитие кистей рук, пальцев, вычленение указательного пальца.

Колокольчик с низким звуком, колокольчик с высоким звуком, ленточка, ширма.

Я — поющий колокольчик

Грустно — не шагается

Солнышко-ведрышко!

Апрель

Прогулка в лес

Различение оппозиционных звуков (изолированные [ж], [з]); соотносение звука с издающим его насекомым; понимание речи; пополнение словаря за счет слов «жуки», «комары»; получение радости от напряжения и расслабления мышц.

Костюм для взрослого, стилизованный под березку.

У березки весело

Апрель

У Катюши в гостях

Развивать общую и мелкую моторику; сочетать упражнения для мелкой моторики с музыкой; учить сопровождать текст звукоподражательными интонациями; создавать радостное, непринуждённое настроение

Игрушки (кукла, птичка, собака, кошка, кукольная мебель (кроватка, стол с посудой)

Потягушки-потягушки, просыпается Катюшка,

Варись, варись, кашка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи у детей младшей группы

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

План работы по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста"

План работы по самообразованию на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Значение дыхательной и артикуляционной гимнастики в развитии речи для детей с РАС дошкольного возраста"

Теоретический и практический аспект  дыхательной и артикуляционной гимнастики  в работе с детьми  РАС дошкольного возраста....

Доклад Развитие речи у детей с ТНР дошкольного возраста

Доклад       Развитие речи у детей с ТНР дошкольного возраста      Речь – одна из центральных и важнейших психических функций, «зерка...

«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего и среднего возраста»

Подготовила: воспитатель высшей категории  средней группы Иванова Т.Ю....