Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прочтение рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать тексты, правильно строить предложения.
Задачи:
1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Побуждать объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
2) Воспитывать познавательный интерес
3) Совершенствовать двигательную активность
4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их
Методы и приемы:- практические: игровая ситуация, физ. минутка
наглядные: демонстрационный материал
- словесные: беседа, вопросы, объяснения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_0.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Пересказ рассказа Э. Шима
«Очень вредная крапива»
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать тексты, правильно строить предложения.
Задачи:
1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Побуждать объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
2) Воспитывать познавательный интерес
3) Совершенствовать двигательную активность
4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их
Методы и приемы:- практические: игровая ситуация, физ. минутка
наглядные: демонстрационный материал
- словесные: беседа, вопросы, объяснения
1. Организационный момент.
Ребята отгадайте загадку и вы узнаете про что сегодня мы будем говорить
У забора, где дрова-
Летом выросла трава.
В руки ту траву возьмёшь-
Больно кожу обожжёшь!
То – не чудо и не диво,
А обычная….(Крапива.)
Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)
Растёт под забором.
До чего же злючий норов,
А пожаловала в щи -
До чего же хороши!
(Крапива.)
Правильно это крапива
Поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к слову крапива – какая? (красивая, зеленая, жгучая, лекарственная, полезная, колкая,витаминная, высокая, и т. д.) Молодцы
2. Сообщение темы. Мы сегодня познакомимся с новым прозведением. Это рассказ «Очень вредная крапива». Написал этот рассказ Эдуард Юрьевич Шим - показ портрета писателя.
Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия – Шмидт) писатель, драматург, сценарист родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Умер 13 марта 2006г. Во время войны был эвакуирован в Костромскую область, вырос в детском доме. С 16 лет Эдуард Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки- столяр и садовод, токарь и шофер». Э. Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Писал преимущественно для детей о природе. Он любил изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро.
3. Основная часть. Чтение рассказа Э. Шима. «Очень вредная крапива»
Чтение рассказа с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать рассказ.»
Чтение рассказа:
Очень вредная крапива
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.
- Вот тебе. Вот тебе.
- За что? – спрашивает бабушка.
- А за то, что вредная!
Смеётся бабушка.
- Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.
- И крапиве?
- И крапиве.
- Я не буду кланяться, да спасибо говорить!
- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!
- Почему я обрадуюсь?
- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
- А каких?
- Пальчики оближешь!
Ребята встретились ли вам в этом тексте не понятные слова по значению?
- «макушки сшибать» - бить по самой верхней части растения.
- «Обстрекала» -колоть, обжигать.
3. Беседа по содержанию рассказа.
• Как называется рассказ?
- Кто написал рассказ?
• Что собирать полез мальчик?
• Что ему обтрескало ноги?
• Что стал делать мальчик с крапивой?
• Кто пришел к мальчику?
• Что бабушка сказала?
• Для кого нужна крапива?
• Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?
-Ребята, так о чем же этот рассказ? (О крапиве и её пользе)
-В чём главный смысл этого рассказа?
Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
4. Составление мнемотаблицы
Мы будем пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, составим мнемотаблицу.
Мнемотаблица – это схема с маленькими картинками, в которых заложена основная информация.
• Зеленая крапива
• Мальчик рвет малину
• Он обжег руки и ноги
• Сшибает верхушки крапивы
• Разговор с бабушкой
• Чем полезна крапива
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа детьми.
Пересказ рассказа детьми по цепочке, затем повторный пересказ детьми (вначале пересказывает более сильный ребенок, а потом остальные)
7.Работа над пословицей:
Скажите, а как вы понимаете эту пословицу «Жгуча крапива родится, да во щах уварится».
Ребята, в природе нет ничего лишнего
– И вредные осы, и
прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид
животных, например, зайцы, в природе нарушается равновесие».
8. Итог занятия.
- Что вы делали на занятии?
-Ребята, так о чем же этот рассказ? (О крапиве и её пользе)
-В чём главный смысл этого рассказа?
Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
- Кто написал этот рассказ?
- Чей пересказ вам понравился больше всего?
(Поблагодарить детей за занятие. Отметить лучших рассказчиков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: рассказ из опыта с опорой на сюжетные картинки «Как мы сажали овощи».
Конспект составила воспитатель: Крылова Надежда МихайловнаЦель: речевое развитие - закреплять умение составлять рассказ из опыта, с опорой на сюжетные картинки....
Развитие речи Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива"
Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения...
Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Конспект образовательной деятельности в старше – подготовительной группе комбинированной направленности по развитию речи. «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.«Рассказ по картине кошка с котятами&raq...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Используя мнемотаблицы, поможет детям пересказывать тексты....
Технологическая карта занятия "Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива"
Технологическая карта занятия по речевому развитию "Пересказ рассказа Э.Шима "Очень вредная крапива". В карте представлены все этапы занятия....
Конспект занятия по обучению пересказыванию рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения....