Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Используя мнемотаблицы, поможет детям пересказывать тексты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Пересказ рассказа Э. Шима
«Очень вредная крапива»
Выполнила: воспитатель Шпилевая С.Д.
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать тексты, правильно строить предложения.
Задачи:
1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Побуждать объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
2) Воспитывать познавательный интерес
3) Совершенствовать двигательную активность
4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их
Методы и приемы:- практические: игровая ситуация, физ. минутка
наглядные: демонстрационный материал
- словесные: беседа, вопросы, объяснения
1. Организационный момент.
Ребята отгадайте загадку и вы узнаете про что сегодня мы будем говорить
У забора, где дрова-
Летом выросла трава.
В руки ту траву возьмёшь-
Больно кожу обожжёшь!
То – не чудо и не диво,
А обычная….(Крапива.)
Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)
Растёт под забором.
До чего же злючий норов,
А пожаловала в щи -
До чего же хороши!
(Крапива.)
Правильно это крапива
Поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к слову крапива – какая? (красивая, зеленая, жгучая, лекарственная, полезная, колкая,витаминная, высокая, и т. д.) Молодцы
2. Сообщение темы. Мы сегодня познакомимся с новым прозведением. Это рассказ «Очень вредная крапива». Написал этот рассказ Эдуард Юрьевич Шим - показ портрета писателя.
Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия – Шмидт) писатель, драматург, сценарист родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Умер 13 марта 2006г. Во время войны был эвакуирован в Костромскую область, вырос в детском доме. С 16 лет Эдуард Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки- столяр и садовод, токарь и шофер». Э. Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Писал преимущественно для детей о природе. Он любил изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро.
3. Основная часть. Чтение рассказа Э. Шима. «Очень вредная крапива»
Чтение рассказа с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать рассказ.»
Чтение рассказа:
Очень вредная крапива
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.
- Вот тебе. Вот тебе.
- За что? – спрашивает бабушка.
- А за то, что вредная!
Смеётся бабушка.
- Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.
- И крапиве?
- И крапиве.
- Я не буду кланяться, да спасибо говорить!
- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!
- Почему я обрадуюсь?
- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
- А каких?
- Пальчики оближешь!
Ребята встретились ли вам в этом тексте не понятные слова по значению?
- «макушки сшибать» - бить по самой верхней части растения.
- «Обстрекала» -колоть, обжигать.
3. Беседа по содержанию рассказа.
• Как называется рассказ?
- Кто написал рассказ?
• Что собирать полез мальчик?
• Что ему обтрескало ноги?
• Что стал делать мальчик с крапивой?
• Кто пришел к мальчику?
• Что бабушка сказала?
• Для кого нужна крапива?
• Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?
-Ребята, так о чем же этот рассказ? (О крапиве и её пользе)
-В чём главный смысл этого рассказа?
Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
4. Составление мнемотаблицы
Мы будем пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, составим мнемотаблицу.
Мнемотаблица – это схема с маленькими картинками, в которых заложена основная информация.
• Зеленая крапива
• Мальчик рвет малину
• Он обжег руки и ноги
• Сшибает верхушки крапивы
• Разговор с бабушкой
• Чем полезна крапива
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа детьми.
Пересказ рассказа детьми по цепочке, затем повторный пересказ детьми (вначале пересказывает более сильный ребенок, а потом остальные)
7.Работа над пословицей:
Скажите, а как вы понимаете эту пословицу «Жгуча крапива родится, да во щах уварится».
Ребята, в природе нет ничего лишнего
– И вредные осы, и
прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид
животных, например, зайцы, в природе нарушается равновесие».
8. Итог занятия.
- Что вы делали на занятии?
-Ребята, так о чем же этот рассказ? (О крапиве и её пользе)
-В чём главный смысл этого рассказа?
Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
- Кто написал этот рассказ?
- Чей пересказ вам понравился больше всего?
(Поблагодарить детей за занятие. Отметить лучших рассказчиков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе . Пересказ рассказа К. Ушинский "Четыре желания"
Пересказ рассказа "Четыре желания" К.Ушинский....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Пересказ рассказа Л.Н Толстого "Кувшин и галка"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. "Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Знакомство детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом "Золотой луг"....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В. Бороздина "Первый в космосе"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, пересказ рассказа В.Бороздина "Первый в космосе"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Е. Пермяк "Первая рыбка"
Цель: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прочтение рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»"
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать тексты, правильно строить предложения.Задачи:1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков...