Развитие выразительности речи дошкольника средствами музыки
консультация по развитию речи
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие выразительности речи дошкольника средствами музыки
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также, как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.) Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально. Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями. Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей. Игры-приветствия: Игры приветствия развивают у детей эмоциональную отзывчивость; способность адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивают речевые интонации, используя изменение динамики(тихо-громко), тембра голоса (как мишки, как мышки); развивают умение находить мелодическую интонацию имени. Например в первой мл.группе я использую песенку –приветствие Железновых «Здравствуйте ладошки». Сначала дети прислушиваются к словам песни , а концу года начинают проговаривать некоторые слова. Во второй мл. группе в играх приветствиях я использую различные речевые интонации: громко-тихо, быстро-медленно, весело-грустно, высоко-низко. В средней группе мы также здороваемся используя различные ритмические интонации, добавляю разный ритмический рисунок, и включаю звучащие жесты, также как :притопы, шлепки, хлопки, щелчки. В сочетании с речью и движением звучащие жесты характеризуются высокой эффективностью в творческих групповых моделях. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, необходимый для ощущения чувства ритма в музыке. Поэтому я считаю, что звучащие жесты помогают в работе над выразительностью речи. В старшей группе также здороваемся используя различные интонации: «хитрым», или «страшным» голосом, как собачки, как кошечки, по-гусиному, по- лошадиному, тихо-громко, используем звучащие жесты. И использую валеологическую песенку-рапевку «Доброе утро», которая подготавливает голос к пению. В подготовительной группе больше использую приветствие со звучащими жестами, пропеванием приветственной песенки, своих имён. Слушание музыки Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку (звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия). Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается, если: -муз. произведения объединены общим рассказом -муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий) и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра «Узнай и назови произведение» -муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия. Пение Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоге способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества! Еще одно эксклюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии. Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи: -Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог. -Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей. -Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи. -Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность. -Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями. -Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений. -Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление. -Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать. Например в ясельной группе, учу детей подпевать «Бай-бай», «Ля-ля» в разных эпизодах песен, плясок, музыкально-двигательных показов. Учу подпевать простейшие слова песен «Маша», «Заинька-зайка», «Птичка» и др. В первой мл.группе стараюсь вызывать активность детей при подпевании и пении. Стараюсь чётко произносить слова, с артикуляцией, чтобы дети правильно повторяли слова песен. Если стройно допеть песню до конца не удалось, то я возвращаюсь к тем фрагментам, где дружного пения не получилось. Также использую приём звукоподражания: как разговаривает большая и маленькая собачка, кошечка, лошадка. Во второй мл. группе я также использую приём звукоподражания животным и птицам; применяю пальчиковые гимнастики, где также работаю над развитием интонационной выразительности(произносим слова как мама-медведица, потом как мама-мышка). Перед тем как петь песню , мы поём распевку на одном звуке. В процессе разучивания песен учимся правильно артикулировать гласные звуки. Также периодически применяю игры с палочками, т.к. дети одновременно сразу производят несколько дел: выполняют игровые движения с палочками, проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса; слушает свою речь , различая тембры голоса. В средней группе учу детей правильно интонировать мелодии песен, чётко артикулировать гласные звуки в словах. Применяю различные распевки, пальчиковые гимнастики на развитие звуковысотного слуха, интонационной выразительности, фантазии. Также использую ритмические игры в картинках( «Ёжик», «поросёнок», «белочка», «лев») В старшей группе учу детей пропевать звуки соотнося их с движением руки. Использую игровые упражнения в форме коротких игровых песен с игровым содержанием, народных песенок-потешек. При повторе песен ранее выученных стараюсь добиваться точной интонации, выразительности, естесственного звучания. Также использую ритмические игры в картинках( «Ёжик», «поросёнок», «белочка», «лев»). Проговариваем, стараемся пропеть ритмический рисунок. В подготовительной группе также использую речевые игры, различные распевки, игровые упражнения. Обращаю внимание детей на активность губ, чёткое произношение согласных, особенно в конце слова. Также продолжаю использовать игры с картинками. Чётко и ритмично произносим цепочки из картинок. Использую игры с именами: например : «Кто твой дружок, кто твоя подружка». «Придумай песенку о себе» Музыкально-ритмические движения Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы. Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа, развитие общей и мелкой моторики. В своей работе я использую как уже говорила «звучащие жесты», речевые игры со звучащими жестами. Например, беру обыкновенные короткие стишки, такие как : «Лошадка», «Зайчик» и др. и при помощи проговаривания текста, мы закрепляем танцевальные движения каждой группы, а также обогащаю словарный запас новыми терминами. Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях. Во время игр и танцев дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки(паровоз, машина, животное). Игра на детских музыкальных инструментах На музыкальных занятиях в младших группах мы проговариваем имена игрушек и одновременно играем на музыкальном инструменте. В старших группах мы прохлопываем ритмические рисунки в картинках, свои имена, различные песенки попевки. Таким образом, проанализировав все виды музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-374484-1391371903.jpg)
Использование технологии ТРИЗ для развития выразительности речи дошкольника.
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов. Очень часто педагоги, занимающиеся развитием речи, с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-261006-1369933381.jpg)
«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»
Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать эмоции, чувства, жесты, желания и взгляды. как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-452901-1417462390.jpg)
Развитие выразительной речи с помощью музыки
Консультация для родителей.Для того чтобы речь ваших детей была выразительной и совершенствовалась в дальнейшем, обратите внимание на их «музыкальную речь»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/12/picture-1303716-1610433248.jpg)
Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).
Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы)....
Презентация "Развитие выразительности речи дошкольников средствами театрального искусства"
В презентации даны практические рекомендации педагогам по развитию выразительной речи дошкольников с помощью театрализованных игр...