Развитие выразительности речи дошкольника средствами музыки
консультация по развитию речи

Сухомлина Наталья Леонидовна

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие выразительности речи дошкольника средствами музыки

 

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также, как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.

Музыка, как и речь имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.)

Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Игры-приветствия:

Игры приветствия развивают у детей эмоциональную отзывчивость; способность адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивают речевые интонации, используя изменение динамики(тихо-громко), тембра голоса (как мишки, как мышки); развивают умение находить мелодическую интонацию имени.

Например в первой мл.группе я использую песенку –приветствие Железновых «Здравствуйте ладошки». Сначала дети прислушиваются к словам песни , а концу года начинают проговаривать некоторые слова.

Во второй мл. группе  в играх приветствиях я использую различные речевые интонации: громко-тихо, быстро-медленно, весело-грустно, высоко-низко.

В средней группе мы также здороваемся используя различные ритмические интонации, добавляю разный ритмический рисунок, и включаю звучащие жесты, также как :притопы, шлепки, хлопки, щелчки. В сочетании с речью и движением звучащие жесты характеризуются высокой эффективностью в творческих групповых моделях. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, необходимый для ощущения чувства ритма в музыке. Поэтому я считаю, что звучащие жесты помогают в работе над выразительностью речи.

В старшей группе также здороваемся используя различные интонации: «хитрым», или «страшным» голосом, как собачки, как кошечки, по-гусиному, по- лошадиному, тихо-громко, используем звучащие жесты.

И использую валеологическую песенку-рапевку «Доброе утро», которая подготавливает голос к пению.

В подготовительной группе больше использую приветствие со звучащими жестами, пропеванием приветственной песенки, своих имён.

Слушание музыки

Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку (звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия).

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке.  В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается, если:

-муз. произведения объединены общим рассказом

-муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий) и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра «Узнай и назови произведение»

-муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.

Пение

Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоге способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!

Еще одно эксклюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.

Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

-Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей.

-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

-Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

-Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями.

-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

-Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

-Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Например в ясельной группе, учу детей подпевать «Бай-бай», «Ля-ля» в разных эпизодах песен, плясок, музыкально-двигательных показов. Учу подпевать простейшие слова песен «Маша», «Заинька-зайка», «Птичка» и др.

В первой мл.группе стараюсь вызывать активность детей при подпевании и пении. Стараюсь чётко произносить слова, с артикуляцией, чтобы дети правильно повторяли слова песен. Если стройно допеть песню до конца не удалось, то я возвращаюсь к тем фрагментам, где дружного пения не получилось. Также использую приём звукоподражания: как разговаривает большая и маленькая собачка, кошечка, лошадка.

Во второй мл. группе я также использую приём звукоподражания животным и птицам; применяю пальчиковые гимнастики, где также работаю над развитием интонационной выразительности(произносим слова как мама-медведица, потом как мама-мышка). Перед тем как петь песню , мы поём распевку на одном звуке. В процессе разучивания песен учимся правильно артикулировать гласные звуки. Также периодически применяю игры с палочками, т.к. дети одновременно сразу производят несколько дел: выполняют игровые движения с палочками, проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса; слушает свою речь , различая тембры голоса.

В средней группе учу детей правильно интонировать мелодии песен, чётко артикулировать гласные звуки в словах. Применяю различные распевки, пальчиковые гимнастики на развитие звуковысотного слуха, интонационной выразительности, фантазии. Также использую ритмические игры в картинках( «Ёжик», «поросёнок», «белочка», «лев»)

В старшей группе учу детей пропевать звуки соотнося их с движением руки. Использую игровые упражнения в форме коротких игровых песен с игровым содержанием, народных песенок-потешек. При повторе песен ранее выученных стараюсь добиваться точной интонации, выразительности, естесственного звучания. Также использую ритмические игры в картинках( «Ёжик», «поросёнок», «белочка», «лев»). Проговариваем, стараемся пропеть ритмический рисунок.

В подготовительной группе также использую речевые игры, различные распевки, игровые упражнения. Обращаю внимание детей на активность губ, чёткое произношение согласных, особенно в конце слова. Также продолжаю использовать игры с картинками. Чётко и ритмично произносим цепочки из картинок. Использую игры с именами: например : «Кто твой дружок, кто твоя подружка». «Придумай песенку о себе»

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей.

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа, развитие общей и мелкой моторики. В своей работе я использую как уже говорила «звучащие жесты», речевые игры со звучащими жестами. Например, беру обыкновенные короткие стишки, такие как : «Лошадка», «Зайчик» и др. и при помощи проговаривания текста, мы закрепляем танцевальные движения каждой группы, а также обогащаю словарный запас новыми терминами.

Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях. Во время игр и танцев дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки(паровоз, машина, животное).

Игра на детских музыкальных инструментах

На музыкальных занятиях в младших группах мы проговариваем имена игрушек и одновременно играем на музыкальном инструменте. В старших группах мы прохлопываем ритмические рисунки в картинках, свои имена, различные песенки попевки.

Таким образом, проанализировав все виды музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ для развития выразительности речи дошкольника.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.  Очень часто педагоги, занимающиеся развитием речи, с...

«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»

Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать эмоции, чувства, жесты, желания и взгляды. как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слу...

Развитие выразительной речи дошкольников.

Развитие выразительной речи дошкольников...

Развитие выразительной речи с помощью музыки

Консультация для родителей.Для того чтобы речь ваших детей была выразительной и совершенствовалась в дальнейшем, обратите внимание на их «музыкальную речь»....

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы)....

Презентация "Развитие выразительности речи дошкольников средствами театрального искусства"

В презентации даны практические рекомендации педагогам по развитию выразительной речи дошкольников  с помощью театрализованных игр...