Презентация "Развитие выразительности речи дошкольников средствами театрального искусства"
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

В презентации даны практические рекомендации педагогам по развитию выразительной речи дошкольников  с помощью театрализованных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnost_rechi.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Подготовила: Е. Н. Быкова

Слайд 2

« Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». С.Л. Рубинштейн «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз» (Б. Шоу)

Слайд 3

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты: темп речи (быстро-медленно) - пауза - сила голоса (тихо – громко) - логическое ударение (выделение голосом главного по смыслу слова) - эмоционально-смысловые оттенки речи (интонация) - ритм -тембр речи (низкий-высокий) В формировании выразительности речи огромную роль играют театрализованные игры.

Слайд 4

Театрализованный этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, или небольшого диалога в прозе на любую тематику. Этюды могут быть: А). с куклами Б). этюды, обыгрываемые детьми. Театрализованные игры, которые способствуют развитию выразительности речи детей

Слайд 5

Этюды являются мощным инструментом обучения эмоционально-смысловым оттенкам речи (интонации). Именно данный вид деятельности может научить ребенка разговаривать вдумчиво, медленно, делать паузы, останавливаться в конце фраз. И. Жуков «Киска» -Здравствуй, киса! Как дела? Что же ты от нас ушла? - Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить. Ходите, зеваете… На хвостик наступаете. Сначала произведение обыгрывается куклами, потом - детьми. Из любого стихотворения затем можно сделать мини-спектакль.

Слайд 6

«Найди важное слово» С помощью этой игры формируются навыки восприятия и воспроизведения логического ударения « Купила бабуся бусы Марусе». «Купила бабуся бусы Марусе». «Купила бабуся бусы Марусе». «Купила бабуся бусы Марусе ».

Слайд 7

«Расскажи по-разному» Это игра, позволяющая детям научиться владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания Педагог показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо — рассказывают грустно, быстро-медленно, громко-тихо и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (можно менять на каждую строку).

Слайд 8

«Озвучим мультфильм» Игра развивает, помимо выразительности речи, память, внимание, самоконтроль, воображение, элементы творчества Детям предлагается просмотреть отрывок из известного мультфильма, они должны постараться как можно ближе к тексту озвучить персонажей с соответствующими интонациями. Затем, педагог включает этот же отрывок , но без звука. Дети озвучивают диалоги персонажей фильма.

Слайд 9

(упражнение с речевым сопровождением) Эта игра включает в себя одновременно и пальчиковую гимнастику, и массаж, и формирует ритмичность речи. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Сильно кусает котёнок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь . (Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». Игры с прищепками

Слайд 10

Игры с пробками от бутылок Эта игра направленна на ритмизацию речи, на развитие координации, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый слог: - Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. Задание можно усложнить, попробовав проделать то же самое двумя руками одновременно. Можно устроить соревнование между детьми.

Слайд 11

«Медвежата» Игра обучает детей произвольно изменять тембр голоса, его интонационную выразительность. Сначала педагог, а потом кто-то из детей - мама-медведица, а остальные -медвежата. Медвежата проголода­лись и просят есть. Им можно ласково по­просить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказы­вать. Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вам, вот я вам!» Приходит папа- медведь. «Долго шел я, устал, хочу меду» (папа-медведь - «толстым» голосом). Педагог спрашивает: Как вы думаете, какая интонация по­нравится маме-медведице?

Слайд 12

Игра «Обиженный зайчик» Развивает способность понимать эмоциональное состояние других, умение сочувствовать и находить слова утешения. Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты. Все дети по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.

Слайд 13

Воспитание интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему развитию ребенка и облегчает обучение.

Слайд 14

«Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи, которые нам пригодятся для дальнейшей с вами работы.» Бернард Шоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...

Статья «Творческое развитие дошкольников средствами театрального искусства»

Общепризнано, что ни  один вид  искусства не оказывает на ребёнка такого всеобъемлющего, глубокого впечатления, не влияет так на формирование эмоциональной сферы его личности, как музыка. А ...

Консультация «Социализация дошкольников средствами театрального искусства»

Для социализации ребёнка театральная деятельность предоставляет широкие возможности - это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоения им социальных норм и культурных ценносте...

«Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства»

Реферат  "Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»

Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может &laqu...