Развитие выразительности речи дошкольников посредством театра
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие выразительности речи дошкольников посредством театра»
Подготовила :
Воспитатель Проценко Ю. В.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого- педагогической литературы позволяет констатировать, что, понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные средства (мимика, жесты, поза).
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). Поэтому работу в этом направлении проводят, начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», А.Барто «Лошадка», «Прогулка по лесу»). Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» и др.). Закрепляются умения сочетать движения с речью ( пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота», «Сидит ворон на дубу»). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница осень», мини-сценка «Еж чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», исценировка стихотворения А.Тараскиной «Воробей»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности
(инсценировка «Вежливые слова», мини-сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет»).
Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектаклей , инсценировки «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», кукольный театр «Петушок – голосистое горлышко».
В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка «совершенствуется звуковая сторона речи, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью изъяснятся ясно, четко. У него улучшается диалогическая, монологическая речь и ее грамматический строй.
В своей педагогической деятельности я применяю для развития речи детей разнообразные виды театра.
Пальчиковый театр:
- способствует развитию речи, внимания, памяти;
- формирует пространственные представления;
- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
- стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Настольный театр:
- помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
- сопровождать движения пальцев речью;
- побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр картинок магнитный и на фланелеграфе:
- развивают творческие способности;
- содействуют эстетическому воспитанию;
- развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Театр на перчатке:
- оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
- помогает справиться с переживаниями, страхами;
- перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Она обеспечивает:
- целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
- способствует самопознанию и самовыражению личности;
- создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
В процессе организации театрализованной деятельности я четко соблюдаю требования к организации театрализованных игр:
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Соответствие содержания возрасту и опыту детей.
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Опыт показывает, что театрализованная деятельность способствует выработке привычки к выразительной публичной речи, которую можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи, а так же выступления перед большой аудиторией.
Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также важно включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития развития сценической речи при работе над постановками можно использовать речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.
Работая над темой «Развитие выразительности речи дошкольников средствами театра», я вижу, что театрализованная деятельность способствует развитию творческой, гармоничной личности, восприятия, эмоциональной сферы ребенка и, что важно, речевого развития. Ведь театрализованная игра:
- Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
- Совершенствуется артикуляционный аппарат;
- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка, его речи и творческого потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"
Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений»...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений&raqu...