Речевые нарушения при ЗПР
статья по развитию речи
Задержка психического развития – диагноз, обозначающий нарушение в работе центральной нервной системы, результатом которого становится заторможенное развитие большинства психических функций организма, в том числе и речи.
При этом характеристика речи у детей с ЗПР разнится в большом диапазоне. У одного ребёнка – бедным словарём, у другого – неправильным построением предложений, у третьего – проблемами с произношением звуков. Иногда у ребят с ЗПР происходит тяжёлая задержка речевого развития сразу с нескольких сторон.
В отличие от умственной отсталости, задержка психического развития – диагноз, поддающийся коррекции вплоть до полного исправления. Поэтому при должной работе над проблемой, логопеды и неврологи добиваются отличных результатов развития речи даже у детей-дошкольников с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cnfnmz.docx | 53.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикулярный аппарат
Ребята с ЗПР иногда имеют проблемы с анатомией речевого аппарата, часто приводящие к тяжёлой задержке речевого развития:
- толстый язык;
- укороченная связка под языком, уздечка;
- неправильный прикус;
- дефекты зубного ряда;
- анатомические аномалии нёба.
Распространённая проблема – слабая речевая моторика. Многие необходимые движения языком и губами детки могут выполнить в результате многократного повторения по образцу, а после не используют их в своей речи.
Звукопроизношение
Вторая по распространённости проблема – не произношение определённых звуков.
В большинстве случаев деткам трудно произносить артикуляционно сложные звуки (сонорные, свистящие, шипящие).
Типы нарушений:
- Пропуск произносимого звука вообще. Характерен для сложно артикулируемых сонорных (р).
- Замена сложного звука простым.
- Искажение при произношении. Характерный пример – межзубное произношение свистящих.
- Смешение звуков.
Тяжело детям с ЗПР даётся понимание особенностей чужой речевой деятельности, то есть фонематическое восприятие, звуковой анализ.
Пытаясь на слух определить состав слова, они пропускают один согласный из стечения, повторяющиеся слоги, путают рядом стоящие согласные, не могут повторить произнесённое другим слово.
Лексика
Наиболее слабая часть речевой деятельности детей с ЗПР – лексическая составляющая. Это объясняется низким интеллектуальным потенциалом, отсутствием интереса к окружающему миру.
Типичные проблемы:
- ограниченный словарь;
- преобладание пассивной лексики;
- быстрая потеря активной лексики;
- неправильное употребление слов.
Слабый предметный словарь приводит к тому, что малыш не может точно установить значение слова.
С запоминанием прилагательных, обозначающих конкретные признаки (цвета), проблем не возникает, а вот оценочные прилагательные, описывающие какие-либо нефизические качества, используются крайне редко, неправильно.
Развитие речи у дошкольников с ЗПР
При диагностировании проблем с задержкой психического развития в возрасте 2-5 лет, возможно помещение ребёнка в коррекционное ДОУ. Либо в специальную группу, с которой регулярно работает дефектолог и логопед. В таком случае можно говорить о правильном формировании и развитии связной речи у детей с ЗПР, устранении основных речевых нарушений и недостатков к младшей школе.
Если своевременно не начать работу над исправлением недостатка, то в будущем ребёнка ждут неудачи в освоении большинства школьных предметов.
Направления коррекционной работы
Формирование правильной речи у ребёнка с ЗПР — тяжёлый, но оправданный труд. Чтоб результаты оказались достижимыми и заметными, взрослым предстоит потрудиться. Важно соблюдать комплекс мероприятий, важнейшие из которых перечислены ниже.
Устранение дефектов в произнесении звуков. Постановка чёткой артикуляции. Понимание, что речь у детей с ЗПР нуждается в работе, требует усилий со стороны логопеда. И, разумеется, родителей.
Развитие умения сопоставлять слова и их значение. Особенно это важно для слов с отрешённым, не выраженным в физическом мире значением. Тяжелее всего ребятам с ЗПР даётся понимание значений прилагательных, многозначности слов.
Обучение особенностям русского словообразования, правильному использованию падежей существительных и прилагательных, предлогов.
Составление грамматически верных предложений из нескольких слов.
Расширение словарного запаса, уточнение значений слов. Особое внимание при этом уделяется определениям, описанию действий, чувств, испытываемых ребёнком, литературным героем, другим человеком.
Развитие умения объяснять, что означает то или иное использованное ребёнком слово.
Работа с новыми словами, направленная на запоминание, внедрение в активную лексику. Для этого даётся толкование слова, примеры его употребления, которые проговариваются и читаются. Затем ребятам даётся задание самостоятельно придумать ситуацию, когда это слово употребляется.
Чем быстрее, успешнее проходит развитие речи у детей с ЗПР, настойчивей устраняются её характерные недостатки, тем быстрее разовьётся полноценное мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла в сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации»
Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах...
Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...
Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй
Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....