Игры и задания по теме "Насекомые"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Баранова Марина Евгеньевна

Речевые игры, пальчиковая гимнастика, речь с движением, диалоги по лексической теме "Насекомые" в старшей группе для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_st_gr.docx612.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Назови ласково»

Цель: закрепление знаний об  образовании уменьшительных форм существительных.

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка

«Угадай, кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Стрекочет (кто?) – кузнечик

Бегает (кто?) – муравей

Ползает (кто?) – гусеница

Звенит (кто?) – комар

Собирает нектар (кто?) – пчела

Жужжит (кто?) – жук

Порхает (кто?) – бабочка

«Один – много»

Цель: образование существительных в форме множественного числа.

Кузнечик – много кузнечиков

Муравей – много муравьёв

Гусеница – много гусениц

Комар – много комаров

Стрекоза – много стрекоз

Пчела – много пчёл

Жук – много жуков

Бабочка – много бабочек

Муха – много мух

Оса – много ос

Паук – много пауков

«Подбери признаки»

Цель: расширение словаря.

Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…

Муха – вредная, надоедливая, противная

Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная

Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.

Муравей – шустрый, быстрый, работящий.

Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.

Комар – звонкий, надоедливый.

«Четвёртый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

1) Заяц, еж, лиса, шмель;

2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) Таракан, муха, пчела, майский жук;

8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) Лягушка, комар, жук, бабочка;

10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

«Я любуюсь кем? »

Цель: закрепление форм творительного падежа существительных.

Я любуюсь –

стрекоза – стрекозой

бабочка – бабочкой

гусеница – гусеницей

пчела – пчелой

паук – пауком

божья коровка- божьей коровкой

муравей – муравьём

шмель – шмелём

кузнечик – кузнечиком

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем

(сжимаем и разжимаем пальчики)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

(поочерёдно сгибаем пальчики в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(вращаем мизинцем)

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(машут ладошками)

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

(на каждое название насекомого загибают пальчик)

Как фонарики глаза.

(делают кружочки из пальцев и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

(роняют ладони на стол)

Речь с движением

МУРАВЬИ

Муравей трудолюбивый        

Еле тащит прутик ивы.

(дети шагают на всей стопе)

Он устал, он изнемог,        

(шагают в приседе)

Но другой ему помог.

Оба дружно, через ельник        

Прутик тащат в муравейник.

(ходят за ведущим «змейкой», положив правую руку на плечо впереди стоящего товарища)
Знает каждый муравей:        

В жизни трудно без друзей,                      

А с товарищем всегда                          

Даже горе — не беда.

(маршируют)

                        (Картушина М.Ю.)

Диалог:

- Эй, жук!

Наш друг!

Расскажи, где ты живёшь?

Что нас в гости не зовёшь?

Ты себе построил дом?

- А зачем мне строить дом?

Я живу под лопухом.

ПЧЕЛА

- Где ты была?

- Тут и там.

- Где летала?

- По цветам.

- Что домой ты принесла?

- Мёд, - ответила пчела.

Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Под кустами у реки

Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

- Что хромаешь ты, жучок?

- Ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

(на скольких ножках ползёт теперь жучок?)

O:\OLGA\Работа\Для переноса на диск 5\Лексика\Насекомые\c5362781-2f6b-4c66-b985-fe3f00e206ae.jpg

O:\OLGA\Работа\Для переноса на диск 5\Лексика\Насекомые\Логическая таблица.png

O:\OLGA\Работа\Для переноса на диск 5\Лексика\Насекомые\графомоторика\Opera Снимок_2024-03-23_215249_yandex.ru.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Игры и задания к занятию по звуковой культуре речи"

Памятка для воспитателей предлагает разнообразить занятия по звукоавой культуре речи играми и заданиями, направленными на формирование правильного произношения, закрепления и различения звуков. Задани...

Игры и задания по дороге на логопедическое занятие.

Данный материал предназначен для логопедов, работающих в детских садах которые не имеют в своей структуре логопедических групп. Представленные в материале различные игры и задания позволяют сделать пу...

Интерактивная игра "Интересные задания от Йети"

Интерактивная игра «Интересные задания от Йети» предназначены для старшего дошкольного возраста и их родителей.Игра составлена в виде презентации.Для прочтения, озвучивания задания следует нажимать на...

Консультация для воспитателей "Игры и задания по формированию звуковой культуры речи"

Консультация для воспитателей "Игры и задания по формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера (развивающие игры и задания)

Cистема работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с использованием современной педагогической технологии - цветных палочек Кюизенера...

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера (развивающие игры и задания)

Cистема работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с использованием современной педагогической технологии - цветных палочек Кюизенера...

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые  я использую в своей профессиональной деятельности....