НОД в старшей группе по коммуникативной деятельности «Приключения снежинки».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

НОД  в  старшей группе по коммуникативной деятельности «Приключения снежинки».

 

Цель: обогащать представления детей по лексической теме «Дикие животные зимой» средствами интеграции познавательной и речевой деятельности.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать представление детей о диких животных, о зиме и зимних явлениях в природе. 

2.Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные зимой».   

3.Совершенствовать лексико-грамматический строй речи через подбор прилагательных и глаголов.

4. Развивать логическое  мышление, память, воображение, связную речь.

5. Воспитывать бережное отношение к миру природы, желание любоваться ее красотой.

 Материал: мультимедийное оборудование, ноутбук, деревья и пеньки для оформления группы, игрушки (звери), массажная дорожка, скамейка,  зимняя музыка, снежинка, грибочки.

Ход НОД.

 

1. Организационный момент.   

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.    

2. Введение в тему.

- Ой, ребята, посмотрите – снежинка к нам прилетела.

В лес Снежинка на прогулку

Приглашает нас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём.

3. Двигательное  упражнение «Лыжники». (Дети встают и под музыку имитируют ходьбу  на лыжах.  Звучит музыка  - скрип снега). 

4.    Беседа «Правила поведения  в лесу».

 -  Вот мы и добрались. Снежинка нас привела в зимний лес.  (Слайд  - зимний пейзаж). Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья.  А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей).

5.  Словесная игра «Подбери слова».

 - Зимой бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.  Я буду называть природное явление, а вы   отвечайте.                

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…                                                                      

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет…                                                    

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, скрипит,  кружится…

 6. Дидактическая игра (ТРИЗ) "Хорошо-плохо».  

- Ребята,  а сколько много снега в лесу!

(Высказывание детьми своих соображений, почему снег – это хорошо или плохо).

Снег - хорошо, потому что – много снега, можно лепить снежки и снеговика, много праздников, можно мастерить кормушки, можно кататься на санках и лыжах, деревья отдыхают….

Снег - плохо, потому что – холодно, морозно, скользко, можно упасть, следует одеваться тепло, чтобы не заболеть….

7. Встреча с зайцем.  

 - Ой, ребята, ветерок подхватил нашу снежинку, полетела она  и

оказалась под кустиком.  Посмотрите, кто-то маленький, длинноухий, пугливый…сидит тут. Вы догадались кто это? (Заяц).

- Да, конечно, это заяц.  Но, он очень грустный. Что могло с ним случиться? (Испугала лиса, холодно ему, морковки нет…).

8. Игра «Скажи ласково».

- Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково. (Зайка, зайчишка, зайчик, заинька).

- Ребята, а как же зайчик готовится к зиме?  (Он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками).

9. Игра «Угадай кто это?».

- Вот так он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте поможем найти ему друзей.

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь).

Маленький, колючий…. (ежик).

- Ребята,  как вы думаете, куда пропали ежик и медведь? (Ежик наедается грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны).

- Давайте найдем его норку.

- А где же мишка? (Медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку).

- Где он спит?  (Он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло).

- Говорят, что медведь сосёт лапу.  Расскажу почему.  Происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.

- Давайте найдём его берлогу.

10. Встреча с белкой.  

- Опять ветер подхватил нашу снежинку, полетела она и оказалась на дереве. Посмотрите, что-то ветки шевелятся. Кто бы это мог быть?   (Белка).  Как вы узнали? (Грибы на ветке остались, дупло на дереве).

- Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.  Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.   Как она подготовилась к зиме? (Белка все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах).

-  Зимой белка ищет свои запасы.  Но, к сожалению, она не всегда  находит  свои  запасы.     Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

11.  Физкультминутка «Снежинки». (Движения выполняются в соответствии с текстом).

Снежинки, снежинки по небу летят,

Снежинки, снежинки на землю хотят.

А ветер всё  дует сильней и сильней,

Снежинки кружатся быстрей и быстрей,

Вот ветер затих, стало тихо кругом,

Снежинки свернулись в большой снежный ком.

12. Встреча с хищными зверями.  

 - Ой, закружилась наша снежинка и полетела дальше. Тут недалеко жилище лисы и волка.  Они -  хищные звери.   

- Где живет лиса?   (В норе). А волк?  (В логово).  Там они прячутся от зимней стужи. Как вы думаете, меняют ли лиса и волк  свои шубки на новые, зимние?

- Да, меняют. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.  Период, когда животные меняют свой мех называется линькой.   Цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться.   Они — сами хищники  и  ходят по лесу в поисках добычи.

13. Дидактическое упражнение "Подбери определения".

Воспитатель:      Я надену на вас маски животных, а вы назовите признаки «своего» животного.

Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …

Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …

Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …

14.  Игра «Один – много».

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не одна лиса, а много… (лис)

15. Двигательное  упражнение   «По сугробам». (Звучит  музыка – скрип  снега. Дети   имитируют ходьбу по сугробам).     

16. Анализ занятия.

- Вот мы и в садике, в нашей группе.    

*  Д/И "Хорошо-плохо».  (Высказывание детьми своих соображений, почему зимний лес– это хорошо или плохо).

 - Вам понравилось  в  зимнем  лесу?  Почему зимний лес - это хорошо?  А почему плохо?

- Каких зверей мы встретили  в  лесу?  Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму? Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно? Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти? Какие дикие животные  обитают в лесах   нашего   края?  (Лиса, еж, волк, белка, заяц). А какие не обитают в нашем краю?  (Медведь). Скажите, как можно назвать всех этих животных?  (Лесные, звери, дикие). А почему лесных  животных называют дикими? (Сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле).

- Благодарим снежинку за интересные приключения!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  в  старшей группе по коммуникативной деятельности «Приключения снежинки».

Цель: обогащать представления детей по лексической теме «Дикие животные зимой» средствами интеграции познавательной и речевой деятельности.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать представление детей о диких животных, о зиме и зимних явлениях в природе.  

2.Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные зимой».    

3.Совершенствовать лексико-грамматический строй речи через подбор прилагательных и глаголов.

4. Развивать логическое  мышление, память, воображение, связную речь.

5. Воспитывать бережное отношение к миру природы, желание любоваться ее красотой.

 Материал: мультимедийное оборудование, ноутбук, деревья и пеньки для оформления группы, игрушки (звери), массажная дорожка, скамейка,  зимняя музыка, снежинка, грибочки.

Ход НОД.

1. Организационный момент.   

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.        

2. Введение в тему. 

- Ой, ребята, посмотрите – снежинка к нам прилетела.

В лес Снежинка на прогулку

Приглашает нас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём.

3. Двигательное  упражнение «Лыжники». (Дети встают и под музыку имитируют ходьбу  на лыжах.  Звучит музыка  - скрип снега).  

   

4.    Беседа «Правила поведения  в лесу».

 -  Вот мы и добрались. Снежинка нас привела в зимний лес.  (Слайд  - зимний пейзаж). Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья.  А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей).

5.  Словесная игра «Подбери слова».

 - Зимой бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.  Я буду называть природное явление, а вы   отвечайте.                

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…                                                                      

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет…                                                    

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, скрипит,  кружится…

 

 6. Дидактическая игра (ТРИЗ) "Хорошо-плохо».  

- Ребята,  а сколько много снега в лесу!

(Высказывание детьми своих соображений, почему снег – это хорошо или плохо).

Снег - хорошо, потому что – много снега, можно лепить снежки и снеговика, много праздников, можно мастерить кормушки, можно кататься на санках и лыжах, деревья отдыхают….

Снег - плохо, потому что – холодно, морозно, скользко, можно упасть, следует одеваться тепло, чтобы не заболеть….

7. Встреча с зайцем.  

 - Ой, ребята, ветерок подхватил нашу снежинку, полетела она  и

оказалась под кустиком.  Посмотрите, кто-то маленький, длинноухий, пугливый…сидит тут. Вы догадались кто это? (Заяц).

- Да, конечно, это заяц.  Но, он очень грустный. Что могло с ним случиться? (Испугала лиса, холодно ему, морковки нет…).

8. Игра «Скажи ласково».

- Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково. (Зайка, зайчишка, зайчик, заинька).

- Ребята, а как же зайчик готовится к зиме?  (Он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками).

9. Игра «Угадай кто это?».

- Вот так он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте поможем найти ему друзей.

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь).

Маленький, колючий…. (ежик).

- Ребята,  как вы думаете, куда пропали ежик и медведь? (Ежик наедается грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны).

- Давайте найдем его норку.

- А где же мишка? (Медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку).

- Где он спит?  (Он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло).

- Говорят, что медведь сосёт лапу.  Расскажу почему.  Происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.

- Давайте найдём его берлогу.

10. Встреча с белкой.  

- Опять ветер подхватил нашу снежинку, полетела она и оказалась на дереве. Посмотрите, что-то ветки шевелятся. Кто бы это мог быть?   (Белка).  Как вы узнали? (Грибы на ветке остались, дупло на дереве).

- Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.  Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.   Как она подготовилась к зиме? (Белка все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах).

-  Зимой белка ищет свои запасы.  Но, к сожалению, она не всегда  находит  свои  запасы.     Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

11.  Физкультминутка «Снежинки». (Движения выполняются в соответствии с текстом).

Снежинки, снежинки по небу летят,

Снежинки, снежинки на землю хотят.

А ветер всё  дует сильней и сильней,

Снежинки кружатся быстрей и быстрей,

Вот ветер затих, стало тихо кругом,

Снежинки свернулись в большой снежный ком.

12. Встреча с хищными зверями.  

 - Ой, закружилась наша снежинка и полетела дальше. Тут недалеко жилище лисы и волка.  Они -  хищные звери.  

- Где живет лиса?   (В норе). А волк?  (В логово).  Там они прячутся от зимней стужи. Как вы думаете, меняют ли лиса и волк  свои шубки на новые, зимние?

- Да, меняют. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.  Период, когда животные меняют свой мех называется линькой.   Цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться.   Они — сами хищники  и  ходят по лесу в поисках добычи.

13. Дидактическое упражнение "Подбери определения".

Воспитатель:      Я надену на вас маски животных, а вы назовите признаки «своего» животного.

Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …

Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …

Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …

14.  Игра «Один – много».

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не одна лиса, а много… (лис)

15. Двигательное  упражнение   «По сугробам». (Звучит  музыка – скрип  снега. Дети   имитируют ходьбу по сугробам).   

    

16. Анализ занятия.

- Вот мы и в садике, в нашей группе.    

*  Д/И "Хорошо-плохо»  (технология  ТРИЗ).  (Высказывание детьми своих соображений, почему зимний лес– это хорошо или плохо).

 - Вам понравилось  в  зимнем  лесу?  Почему зимний лес - это хорошо?  А почему плохо?

- Каких зверей мы встретили  в  лесу?  Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму? Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно? Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти? Какие дикие животные  обитают в лесах   нашего   края?  (Лиса, еж, волк, белка, заяц). А какие не обитают в нашем краю?  (Медведь). Скажите, как можно назвать всех этих животных?  (Лесные, звери, дикие). А почему лесных  животных называют дикими? (Сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле).

- Благодарим снежинку за интересные приключения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по коммуникативной деятельности Тема: «Все профессии важны – все профессии нужны»

Конспект НОД в средней группе по коммуникативной деятельностиТема: «Все профессии важны – все профессии нужны»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИКЛЮЧЕНИЯ СНЕЖИНКИ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИКЛЮЧЕНИЯ СНЕЖИНКИ»        ...

Конспект НОД в средней группе по "Коммуникативной деятельности (развитие речи)". Тема «Cоставление рассказа о любимой игрушке»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное ...

«Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по социально- коммуникативному развитию «Приключения с Бабой Ягой»

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивировало нас на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольно...

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности во второй младшей группе «Приключение в комнате».

Программное содержание.1.Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, вытирает пыль, стирает и гладит бельё и т.д.).2.Развивать внимание, речь, воображение.3.Воспитывать уваж...