Конспект занятия в старшей группе по коммуникативной деятельности на тему «Весенний лес».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Иванова Светлана Николаевна

Аннотация: в статье представлен конспект занятия по коммуникативной деятельности - обучение чувашскому языку.

Ключевые слова: чěрчунсем, йывăçсем, çуркунне, обучение чувашскому языку, сывлăх сунатăп,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по коммуникативной деятельности на тему «Весенний лес».

Аннотация: в статье представлен конспект занятия по коммуникативной деятельности - обучение чувашскому языку.

Ключевые слова: чěрчунсем, йывăçсем, çуркунне, обучение чувашскому языку, сывлăх сунатăп,

Задачи.
€€
Образовательные:
−расширять, уточнять и активизировать словарь по теме ↔Весна≈;
закрепить с детьми лексику по теме «Чěрчунсем», «Йывăçсем» «Çуркунне»;

-закрепить умение вести диалог по темам, составляя повествовательные и вопросительные предложения из разных конструкций.
Развивающие:
− развивать фонематическое восприятие и слух;
− развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
− формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, мотивацию к обучению чувашскому языку;

− воспитывать нравственные качества – желание помочь лесным животным.

Предварительная работа: занятия по теме: «Çуркунне», «Чẽрчунсем»

Материал: 

демонстрационный - картины с деревьями, птицами;

раздаточный: предметные картинки с животными, игрушки-животные (заяц, лиса, волк, медведь, еж, белка)

Методические приемы:

1.Сюрпризный момент -приход куклы Атнер в национальном чувашском костюме.

3.Проблемная ситуация (телеграмма с просьбой о помощи).

2.Чтение схемы «как добраться до леса».

3.Беседа о весне, деревьях.

4.Чистоговорки о деревьях.

5.Загадки о животных.

6.Игра «Мулкач ларать пашкаса».

7.Игра «Мěн çук».

8.Возвращение домой с подарками от лесных жителей.

Ход занятия:

(Дети заходят в зал, здороваются с гостями на двух языках - здравствуйте, сывлӑх сунатпӑр. Встают в круг.)

   -Ребята, как вы обычно приветствуете друг друга когда приходите в детский сад (ответы детей).

Молодцы! А я предлагаю очень веселое приветствие, которое называется «Сывлăх сунатăп».

            Скажем «Сывлăх сунатăп» руками,
            Скажем «Сывлăх сунатăп» глазами,
            Скажем «Сывлăх сунатăп» мы ртом,
            Станет радостно кругом.
            Мы с вами снова вместе.
            Я рада! Рады вы?
            Приветствуем друг друга
            Улыбкой доброты!

-Молодцы. У вас поднялось настроение? Я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось.

(воспитатель обращает внимание на одиноко сидящую куклу)

-Ребята, кто это сидит здесь так одиноко? (кукла)

(воспитатель обращает внимание на то, что она в национальном костюме) 

-Значит, он по национальности чуваш и имя у него должно быть чувашское.

(воспитатель общается с куклой)

-Ачасем, пирĕн пата хăна килчĕ, атьăр унпа паллашатпăр. Паллашатпăр-и?

-Паллашатпăр.

-Здравствуйте, ребята! Ырă кун пултăр, ачасем!

-Ырă кун пултăр.

-Эсĕ мĕн ятлă?

-Эпĕ Атнер ятлă.

-Атнер, ачасемпе паллаш, тархасшăн. (Атнер знакомится с детьми: диалог: Эсĕ мĕн ятлă? – Эпĕ Оля ятлă).

-Ачасем, эпĕ паян телеграмма илтĕм. Анчах эпĕ вулама пĕлместĕп. Вуласа  парăр-ха, тархасшăн.

-Ребята, послушайте. «Помогите расколдовать лесных жителей, их заколдовала зима, за то, что они радовались весне».

-Где живут дикие животные? (в лесу)

-Тěрěс, вăрманта. Правильно в лесу. Надо узнать, что у них случилось? Может, сможем помочь им? Каятпăр-и вăрмана? Пойдём в лес? (каятпăр)

-Смотрите, у Атнера есть схема как мы можем добраться до леса. Вначале пойдем по тропинке, потом по камешкам. А затем надо перепрыгнуть через ручеек - и мы на месте. Запомнили дорогу?

-Эпир ăçта çитрěмěр? Мы куда дошли? Эпир вăрманта. Мы в лесу? Ксюша, эпир ăçта? Ксюша мы где? Аня, ыйт Данилран: «Эпир ăçта?». Аня, спроси у Данилы: «Мы где?».  Ваня, ыйт Маратран: «Эпир ăçта?». Ваня, спроси у Марата: «Мы где?»

ăрманта йывăçсем пур-и? В лесу есть деревья?  

-Мěнле йывăçсем пур? Какие деревья в лесу?

-Ку мěн? Как называется это дерево? (чăрăш, хурăн, пилеш, юман)

-Ку чăрăш! Это ель! Карина, ыйт Сашӑран: Ку мěнле йывӑç? Карина, спроси у Саши: «Как называется это дерево?».  Максим, ку пилеш-и? Максим, это рябина? (çапла, ку пилеш)

-Ребята, закрепим названия деревьев чистоговоркой? Теперь предлагаю повторить  вместе со мной:

Ан-ан-ан-ку - юман;

Ăн-ăн-ăн-ку - хурăн;

Еш-еш-еш - ку пилеш;

Ăш-ӑш-ӑш -ку чăрӑш.

-Ребята, а где животные? Смотрите, записка. Здесь написаны задания для вас.

  1. Расскажите про весну на чувашском языке. (дети рассказывают о весне на чувашском языке).
  2. «Помогите расколдовать лесных зверей, разгадав загадки». Я прочитаю загадки на русском языке, а отгадку предлагаю назвать на чувашском языке:

1.Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна. (упа)

2.Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный? (кашкӑр)

3.Сердитый недотрога

Живет в густом лесу

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (чěрěп)

4.Рыжая плутовка пришла в деревню кур посчитать? (тилě)

5.В гору бегом, с горы кувырком? (мулкач)

Молодцы, загадки отгадали, а теперь закрыли глазки. Куçусене хупӑр. считаем до 10 на чувашском языке -1,2….10). Откройте глаза. Куçусене уçӑр. Смотрите все звери ожили, они хотят чтоб вы поиграли в их любимую игру «Мулкач ларать пашкаса» - вылятпăр-и? Поиграем? (вылятпăр)

-Ребята, звери с вами хотят поиграть в прятки - поиграем в игру «Мěн çук?»  «Кого не стало?»

-Звери очень рады, что вы им помогли и приготовили для вас раскраски, на которых изображены контуры этих животных. Попрощаемся с ними. Сывă пулăр!

Список литературы:

Лукоянов Г.В. Учимся говорить по-чувашски: - Пособие для учащихся. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по исследовательской деятельности на тему: "Удивительная глина".

Подвести детей к пониманию свойств глины и отличие ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая);Развивать интерес к предметам неживой природы, психические процессы: мышление, память.Воспитывать желание ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему"Весенняя сказка"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему "Зимний сказочный лес"

конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: "Лето"

конспект занятия в старшей группе аппликация на тему: "Лето"...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности по теме "Фрукты и овощи".

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с ЗПР по тема "Фрукты и овощи" (старшая группа)....

Конспект НОД в старшей группе. "Социально-коммуникативное развитие, рисование". Тема: «Давайте творить добро.»

Конспект НОД в старшей группе. "Социально-коммуникативное развитие, рисование". Тема: «Давайте творить добро.»  Цель: уточнить представление детей о добрых и злых чувст...