Конспект занятия в старшей группе по коммуникативной деятельности на тему «Весенний лес».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Аннотация: в статье представлен конспект занятия по коммуникативной деятельности - обучение чувашскому языку.
Ключевые слова: чěрчунсем, йывăçсем, çуркунне, обучение чувашскому языку, сывлăх сунатăп,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по коммуникативной деятельности на тему «Весенний лес».
Аннотация: в статье представлен конспект занятия по коммуникативной деятельности - обучение чувашскому языку.
Ключевые слова: чěрчунсем, йывăçсем, çуркунне, обучение чувашскому языку, сывлăх сунатăп,
Задачи.
€€Образовательные:
−расширять, уточнять и активизировать словарь по теме ↔Весна≈;
−закрепить с детьми лексику по теме «Чěрчунсем», «Йывăçсем» «Çуркунне»;
-закрепить умение вести диалог по темам, составляя повествовательные и вопросительные предложения из разных конструкций.
Развивающие:
− развивать фонематическое восприятие и слух;
− развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
− формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, мотивацию к обучению чувашскому языку;
− воспитывать нравственные качества – желание помочь лесным животным.
Предварительная работа: занятия по теме: «Çуркунне», «Чẽрчунсем»
Материал:
демонстрационный - картины с деревьями, птицами;
раздаточный: предметные картинки с животными, игрушки-животные (заяц, лиса, волк, медведь, еж, белка)
Методические приемы:
1.Сюрпризный момент -приход куклы Атнер в национальном чувашском костюме.
3.Проблемная ситуация (телеграмма с просьбой о помощи).
2.Чтение схемы «как добраться до леса».
3.Беседа о весне, деревьях.
4.Чистоговорки о деревьях.
5.Загадки о животных.
6.Игра «Мулкач ларать пашкаса».
7.Игра «Мěн çук».
8.Возвращение домой с подарками от лесных жителей.
Ход занятия:
(Дети заходят в зал, здороваются с гостями на двух языках - здравствуйте, сывлӑх сунатпӑр. Встают в круг.)
-Ребята, как вы обычно приветствуете друг друга когда приходите в детский сад (ответы детей).
Молодцы! А я предлагаю очень веселое приветствие, которое называется «Сывлăх сунатăп».
Скажем «Сывлăх сунатăп» руками,
Скажем «Сывлăх сунатăп» глазами,
Скажем «Сывлăх сунатăп» мы ртом,
Станет радостно кругом.
Мы с вами снова вместе.
Я рада! Рады вы?
Приветствуем друг друга
Улыбкой доброты!
-Молодцы. У вас поднялось настроение? Я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось.
(воспитатель обращает внимание на одиноко сидящую куклу)
-Ребята, кто это сидит здесь так одиноко? (кукла)
(воспитатель обращает внимание на то, что она в национальном костюме)
-Значит, он по национальности чуваш и имя у него должно быть чувашское.
(воспитатель общается с куклой)
-Ачасем, пирĕн пата хăна килчĕ, атьăр унпа паллашатпăр. Паллашатпăр-и?
-Паллашатпăр.
-Здравствуйте, ребята! Ырă кун пултăр, ачасем!
-Ырă кун пултăр.
-Эсĕ мĕн ятлă?
-Эпĕ Атнер ятлă.
-Атнер, ачасемпе паллаш, тархасшăн. (Атнер знакомится с детьми: диалог: Эсĕ мĕн ятлă? – Эпĕ Оля ятлă).
-Ачасем, эпĕ паян телеграмма илтĕм. Анчах эпĕ вулама пĕлместĕп. Вуласа парăр-ха, тархасшăн.
-Ребята, послушайте. «Помогите расколдовать лесных жителей, их заколдовала зима, за то, что они радовались весне».
-Где живут дикие животные? (в лесу)
-Тěрěс, вăрманта. Правильно в лесу. Надо узнать, что у них случилось? Может, сможем помочь им? Каятпăр-и вăрмана? Пойдём в лес? (каятпăр)
-Смотрите, у Атнера есть схема как мы можем добраться до леса. Вначале пойдем по тропинке, потом по камешкам. А затем надо перепрыгнуть через ручеек - и мы на месте. Запомнили дорогу?
-Эпир ăçта çитрěмěр? Мы куда дошли? Эпир вăрманта. Мы в лесу? Ксюша, эпир ăçта? Ксюша мы где? Аня, ыйт Данилран: «Эпир ăçта?». Аня, спроси у Данилы: «Мы где?». Ваня, ыйт Маратран: «Эпир ăçта?». Ваня, спроси у Марата: «Мы где?»
-Вăрманта йывăçсем пур-и? В лесу есть деревья?
-Мěнле йывăçсем пур? Какие деревья в лесу?
-Ку мěн? Как называется это дерево? (чăрăш, хурăн, пилеш, юман)
-Ку чăрăш! Это ель! Карина, ыйт Сашӑран: Ку мěнле йывӑç? Карина, спроси у Саши: «Как называется это дерево?». Максим, ку пилеш-и? Максим, это рябина? (çапла, ку пилеш)
-Ребята, закрепим названия деревьев чистоговоркой? Теперь предлагаю повторить вместе со мной:
Ан-ан-ан-ку - юман;
Ăн-ăн-ăн-ку - хурăн;
Еш-еш-еш - ку пилеш;
Ăш-ӑш-ӑш -ку чăрӑш.
-Ребята, а где животные? Смотрите, записка. Здесь написаны задания для вас.
- Расскажите про весну на чувашском языке. (дети рассказывают о весне на чувашском языке).
- «Помогите расколдовать лесных зверей, разгадав загадки». Я прочитаю загадки на русском языке, а отгадку предлагаю назвать на чувашском языке:
1.Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна. (упа)
2.Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (кашкӑр)
3.Сердитый недотрога
Живет в густом лесу
Иголок очень много,
А нитки ни одной? (чěрěп)
4.Рыжая плутовка пришла в деревню кур посчитать? (тилě)
5.В гору бегом, с горы кувырком? (мулкач)
Молодцы, загадки отгадали, а теперь закрыли глазки. Куçусене хупӑр. считаем до 10 на чувашском языке -1,2….10). Откройте глаза. Куçусене уçӑр. Смотрите все звери ожили, они хотят чтоб вы поиграли в их любимую игру «Мулкач ларать пашкаса» - вылятпăр-и? Поиграем? (вылятпăр)
-Ребята, звери с вами хотят поиграть в прятки - поиграем в игру «Мěн çук?» «Кого не стало?»
-Звери очень рады, что вы им помогли и приготовили для вас раскраски, на которых изображены контуры этих животных. Попрощаемся с ними. Сывă пулăр!
Список литературы:
Лукоянов Г.В. Учимся говорить по-чувашски: - Пособие для учащихся. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по физическому развитию по теме: «Весенний луг» с использованием игровых и развивающих упражнений.
конспект занятия...
Конспект занятия в старшей группе по исследовательской деятельности на тему: "Удивительная глина".
Подвести детей к пониманию свойств глины и отличие ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая);Развивать интерес к предметам неживой природы, психические процессы: мышление, память.Воспитывать желание ...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему"Весенняя сказка"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»...
Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему "Зимний сказочный лес"
конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования...
Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: "Лето"
конспект занятия в старшей группе аппликация на тему: "Лето"...
Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности по теме "Фрукты и овощи".
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с ЗПР по тема "Фрукты и овощи" (старшая группа)....
Конспект НОД в старшей группе. "Социально-коммуникативное развитие, рисование". Тема: «Давайте творить добро.»
Конспект НОД в старшей группе. "Социально-коммуникативное развитие, рисование". Тема: «Давайте творить добро.» Цель: уточнить представление детей о добрых и злых чувст...