Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе «Исправим сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия
по развитию речи
с использованием ТРИЗ технологии
в средней группе
«Исправим сказку»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
с использованием ТРИЗ технологии
в средней группе
«Исправим сказку»
Выполнила: воспитатель Бахтиева К.С.
Энгельс
Май 2024
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.
Задачи: Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма.
Материал для занятия: лиса, заяц, теремок, сундук, магнитный конструктор
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Здравствуйте)
Воспитатель: - Доброе утро ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Посмотрите, к нам заглянуло солнышко, и оно хочет с вами поздороваться. Мы будем передавать солнышко по кругу, говорить доброе утро и дарить друг другу улыбку.
«Ходит солнышко по кругу
И ребятам дарит свет.
А со светом к нам приходит.
Дружбы - солнечный привет»
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки? Сейчас проверим, какие сказки вы знаете (метод «Мозговой штурм»)
- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (колобок)
- Кто съел козлят? (волк)
- Кто пришел в гости к медведям? (Машенька)
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? (Курочка Ряба)
- Что выросла «Большая – пребольшая»? (репка)
- Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (медведь) - Кому несла пирожки девочка в красной шапочке? (бабушке)
Воспитатель: - Молодцы ребята, столько сказок знаете. Ребята, в этом сундучке спрятались сказочные герои из одной сказки. А кто это и из какой сказки, попробуйте отгадать.
Рыжая, но не белка Ловит мышей, но не кошка
Пушистая, но не зайка
Живет в лесу, но не волк!
Кто же это, ребята?
Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно это лисичка! Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, плутовка, Лиса-Патрикеевна)
А теперь давайте попытаемся описать нашу гостью. Что вы можете сказать о шерстке лисы? (мягкая, пушистая, рыжая)
А что вы скажете о мордочке лисы? (острая, хитрая, острые ушки)
Расскажите мне о хвосте лисы? (длинный, мягкий, пушистый)
А что можно сказать о характере лисы? Какая она в сказках? (хитрая, плутовка)
В каких сказках можно встретить лису? («Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и журавль»).
Ребята, а во всех сказках лиса хитрая? В какой же сказке она добрая?
Воспитатель: - А теперь следующая загадка
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
удирать умеет ловко.
Воспитатель: - Правильно, это зайчик. В каких сказках мы можем встретить зайца? («Колобок», «Теремок»). Давайте опишем зайчика. Какие ушки, какой хвостик, какой он в сказках? Ребята, вы узнаете, из какой сказки лиса и заяц, когда отгадаете загадку.
У зайчика был дом,
Хорошо он жил в нем.
А лиса пришла,
Зайца выгнала.
- Правильно, это сказка «Заюшкина избушка».
Элементы игры «Хорошо - плохо»
Воспитатель: - Лиса выгнала зайца, это хорошо или плохо? Почему плохо? Почему хорошо? (Т.к. заяц остался без дома. Т.к. у лисы теперь есть дом). Зайчик остался без дома, это хорошо или плохо? Почему плохо? Почему хорошо? (т.к. он может долго гулять. Т.к. он может замерзнуть).
Воспитатель: Ребята, а кто хотел помочь зайцу? (Медведь и собаки). Смогли они выгнать лису? Почему? (Нет. Испугались). А медведь и собака хорошие или плохие? Почему хорошие? Почему плохие? (Хотели помочь).
Кто помог зайчику? (Петушок). Давайте попробуем описать петушка?...Какой у него хвост? Какие перышки?
В каких сказках можно петушка встретить? (Кот, петух и лиса, Заюшкина избушка) Какой петушок в сказках ( храбрый, добрый, защитник). Могут они с лисичкой подружиться?
Он хороший или плохой? Почему хороший? Почему плохой? (Помог зайке. Оставил лису без дома).
Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что сказка про Зайку и Лису только начинается, они только что построили свои домики… можем ли мы изменить эту сказку так, чтобы и Зайка и Лиса были довольны?
Но сначала мы с вами немного разомнемся.
Физкультминутка
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо-влево, руки на поясе)
Тянет лисонька свой нос
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Воспитатель: А теперь давайте попробуем изменить сказку так, чтобы лиса и заяц были довольны.
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная.
Элементы игры «Назови части».
Ребята, а из каких частей состоит домик? (Крыша, стены, окно, труба, крыльцо и т.д.)
Пришла весна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Пришла лиса к зайцу, просится:
-Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе.
-Нет, лиса, не пущу.
Стала лиса упрашивать зайца. Жалко ему стало лису и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
-Пусти меня, заюшка, хоть на крылечко к себе.
-Нет, лиса, не пущу.
Упрашивала, упрашивала лиса – согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса снова просит:
-Пусти меня, заюшка, в избушку.
Просилась, просилась – заяц пустил ее в избушку. Сидит лиса на лавочке, а заяц на печи лежит.
На четвертый день опять лиса просит:
-Пусти меня, заяц, на печку к себе.
Просилась, просилась – заяц пустил ее на печку.
«Решение сказочной задачи»
Ребята, как сделать так, чтобы лиса зайца не выгнала и сама не мерзла на улице?
Варианты детей.
1 вариант:
«Чем мы похожи?»
Лиса: Ладно, ладно, пущу зайку в домик. Только пусть сначала скажет, чем мы с ним похожи? (Два ушка, четыре лапки, хвостик и т.д.).
2 вариант:
Предложили построить для лисы домик. Строим из магнитного конструктора на доске.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Зайка, Лисонька, вам понравился новый конец вашей сказки?
Зайка, Лисонька: Спасибо, ребята! За то, что вы нам помогли, мы хотим подарить вам раскраски по нашей сказке. До свидания!
ДАРЯТ РАСКРАСКИ, ДЕТИ САДЯТСЯ РАСКРАШИВАТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Н.О.Д. в средней группе по реализации О.О.«Художественно-эстетическое развитие»с использованием ТРИЗ-технологии ТЕМА: "На весенней полянке"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» « с инновационными...
Конспект НОД по познавательному развитию С использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Истории капельки воды - лёд». 2018г.
Организация непосредственно – образовательной деятельности.Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют свойства воды и знакомятся со свойствам...
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Путешествие страну Рельефия».
Совместная деятельность с детьми "Путешествие в страну "Рельефия" способствует осознанному отношению ребёнка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира,...
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».
Конспект Непосрественной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологий в среденей группе "В гостях у сказки"Цель:Углублять и расширять знания детей о сказках...
Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»
В основу занятия положена проблемная ситуация, которая решается детьми с применением ТРИЗ технологий....
Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»
Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы» Цель: развивать у детей связную речь, а также такие качес...
Конспект занятия по математике с использованием ТРИЗ технологии в старшей группе «Путешествие в страну Математика»
Конспект занятия по математике с использованием ТРИЗ в старшей группе....