Диалогическая речь в жизни дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)

Анна Александровна Кузьмина

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_v_zhizni_doshkolnika.docx311.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Умка» г.Павлово

Консультация

«Диалог в жизни дошкольника»

https://www.culture.ru/storage/images/a4247ecb83d91aad3888641ceb86994b/354979575a17c8fd58083e4127cf92e9.jpeg

Подготовила:

Кузьмина А.А.

учитель - логопеда

2021г.


Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, по существу, является основой развития личности.

Опыт речевого общения с взрослым, ребёнок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность во внимании сверстника, желание донести до партнёра цели и содержание своих действий.

Общение «ребёнок – родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях, благодаря чему малыш приобретает опыт человеческих отношений, усваивает моральные нормы. Обогащение духовного мира дошкольника, постижение им явлений окружающей действительности, воспитание характера происходит в семье.

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. Ребёнок может неделями находиться с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но не оставаться пассивным. Он развивается, приобретает самостоятельность, опыт благодаря активному взаимодействию со взрослыми.

Хорошо, если родители выражает свою любовь к ребёнку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребёнка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично, развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растёт эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже, если такой ребёнок попадает в конфликтные ситуации, то легче, конструктивнее справляется с ним и собственными негативными переживаниями.

Общение «родители – ребёнок» – это диалог двух сторон, выраженный не только в словах, но и в чувствах, действиях, отдельных реакциях: взгляде, вздохе, жесте, повороте головы, молчании… Вместе поразмышлять о прочитанной книге или просмотренной передаче важно для ребёнка, в этом проявляется его умение сопереживать, стремление переосмысливать полученные впечатления.

Общение взрослого с ребенком происходит в процессе различной совместной деятельности: в играх, занятиях, труду, повседневных делах, Совместные прогулки, поездки, походы в лес создают выгодные условия для общения с ребенком, обогащают его эстетические чувства, развивающие познавательные интересы.

Решающими факторами формирования у ребенка полноценной психики служат те виды общения с ним взрослых, в которых он может быть полноправным участником межличностной ситуации. Чуткие родители общаются с ребёнком так, как если бы он был равноправным партнёром по общению. Поэтому родители в процессе общения должны:

  • обеспечить ребенку чувство психологической защищенности;
  • вызвать у него доверие к миру;
  • создать ощущение эмоционального благополучия;
  • приложить усилия к развитию его индивидуальности.

Родители могут обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для формирования умения общаться, а для этого запомните следующее:

  • для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние.
  • ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать;
  • речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, читают ему;
  • вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку;
  • нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удалённых от него.

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:

  1. Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
  2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:

– соблюдать очерёдность в разговоре;

– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё;

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/430/449/original/boy-and-girl-with-speech-bubbles-vector.jpg– не говорить с полным ртом;

– говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнёра.

3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственные речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
  • поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника);
  • проявлять инициативу в общении, переспрашивать;
  • доказывать свою точку зрения;
  • выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать своё мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;
  • говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.

3. Умение общаться в паре, в группе из 3 – 5 человек, в коллективе.

4.Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определённой темы.

5.Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Вышеназванными умениями ребёнок овладевает, во-первых, повседневно общаясь с взрослыми и сверстниками, а во - вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.

https://dou-149.ru/wp-content/uploads/2021/06/%D1%88%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA.jpgДиалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Следует уделять ребёнку больше времени, так как в детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы успешного общения и уверенности в себе, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в компании сверстников, в школе,

а в дальнейшем на работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической речи у старших дошкольников.

Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе "Что такое детский сад?"...

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

Драматизация отрывков из сказок как средство формирования связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Методические рекомендации для начинающих воспитателей и студентов Педколледжа, проходящих практику в ДОО....

Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.

quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........

Консультация для воспитателей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"

Консультация для воспитателдей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"...

Диалогическая речь в жизни дошкольника

Диалогическая речь важна не только ребёнку, но и взрослому....

ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

В настоящее время усилилось значение образования, которое представлено в форме социального проекта по изменению содержания, структур, методов и форм образования. Реформы образования вызываются социаль...