Консультация для воспитателей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"
консультация по развитию речи

Галина Николаевна Меньшенина

Консультация для воспитателдей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей20.02 КБ

Предварительный просмотр:

   Консультация для воспитателей «Диалогическая речь в жизни дошкольников»

 

Какие функции выполняет речь в жизни ребенка?

         Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

 Что такое диалог? Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться в бытовом разговоре и может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой беседы.

 

Методы и приемы диалогической речи: Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые — лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:

  • формулировать в ответ собственное суждение
  • правильно выражать его средствами языка
  • менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия
  • поддерживать определенный эмоциональный тон
  • слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки
  • внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником

 

Можно выделить несколько групп диалогических умений

1. Собственно речевые умения вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

 2. Умения речевого этикета В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

 

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе

 4. Умение общаться для планирования совместных действий достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

 

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов. Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям.

 

    Для диалога характерны разговорная лексика; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание; использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета; использование жестов, мимики, поз. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

   Диалогические единства строятся по определенным схемам Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство — сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеет этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств. вопрос-ответ вопрос-ответ-вопрос сообщение-вопрос сообщение-сообщение побуждение-сообщение и т. д.

  •  Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка:                                                    
  • 1) в области любознательности детей;                                                                                                                   2) в сфере их эмоциональных переживаний;                                                                                                             3) при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам;                                      
  • 4) в сфере овладения речью;                                                                                                                         5) в сфере личности и самосознания детей.

 

   Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.

  Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры). Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия педагога с детьми.

В беседе педагог:                                                                                                                                                                             1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;                                                                                                                                                       2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;                                                                                              3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;                                                                                                                                                          4) учит просто и понятно излагать свои мысли.                                                                                                                

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все     14 слайд

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.  У ребенка количество целей общения с возрастом увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Природа в жизни дошкольника"

учить детей любить природу и заботиться о ней....

Консультация для педагогов "КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. ЗА И ПРОТИВ".

Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить тему «Ребенок и компьютер». Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремитель­ное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. ...

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»

«Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир реб...

Значение связной речи в жизни дошкольника

   Консультация для воспитателей:«Значение связной речи в жизни дошкольника»...

Диалогическая речь в жизни дошкольника

Диалогическая речь важна не только ребёнку, но и взрослому....

ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

В настоящее время усилилось значение образования, которое представлено в форме социального проекта по изменению содержания, структур, методов и форм образования. Реформы образования вызываются социаль...

Диалогическая речь в жизни дошкольников

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного ...