ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
консультация
В настоящее время усилилось значение образования, которое представлено в форме социального проекта по изменению содержания, структур, методов и форм образования. Реформы образования вызываются социальными потребностями и носят государственный характер. Увеличилась потребность в активных, коммуникативных личностях, способных к самовыражению, самоопределению, управлению самим собой и обстоятельствами, способных к самореализации. В портрете выпускника детского сада прописаны коммуникативные компетенции, которыми должен обладать ребенок, одна из которых, звучит - «владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_dialogicheskoy_rechi_v_zhizni_doshkolnika.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
В настоящее время усилилось значение образования, которое представлено в форме социального проекта по изменению содержания, структур, методов и форм образования. Реформы образования вызываются социальными потребностями и носят государственный характер. Увеличилась потребность в активных, коммуникативных личностях, способных к самовыражению, самоопределению, управлению самим собой и обстоятельствами, способных к самореализации. В портрете выпускника детского сада прописаны коммуникативные компетенции, которыми должен обладать ребенок, одна из которых, звучит - «владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)».
Что же такое «диалог» и каково его значение для дошкольника?
Диалог - форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.
Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.
Данная проблема в разное время исследовалась: Е. А.Флёриной, Е. И.Тихеевой, О. И.Соловьёвой, Э. П.Коротковой, А. Г.Арушановой и др. Многие специалисты пришли к выводу, что диалогу нужно учить (В. И.Яшина, А. А.Павлова, Н. М.Юрьева и др.). Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений, необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте. В педагогической литературе чаще подчёркивается особая роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения… все отношения и проявление человеческой жизни». Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику; черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно. Как правило, диалог предшествует монологу.
Т. И.Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.
Вместе с тем, именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него вырабатывается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Хотя основные навыки диалога и формируются у ребенка в спонтанной речи, участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь и вносить в нее необходимые поправки.
Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование диалогической речи у старших дошкольников.
Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе "Что такое детский сад?"...
Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников
Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...
Значение связной речи в жизни дошкольника
Консультация для воспитателей:«Значение связной речи в жизни дошкольника»...
Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.
quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........
Консультация для воспитателей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"
Консультация для воспитателдей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"...
Диалогическая речь в жизни дошкольника
Диалогическая речь важна не только ребёнку, но и взрослому....
Диалогическая речь в жизни дошкольников
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного ...