Технологическая карта занятия по развитию речи пересказ венгерской народной сказки ,,Два жадных медвежонка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Земзюлина Наталья Викторовна

конспект занятия по развитию речи ( для детей старшей группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа

Старшая группа 5-6 лет

Время

25 мин

Тема ОД

Пересказ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».

Цель

формирование познавательно – речевого развития в процессе обобщения и закрепления знаний по лексической теме «В гостях у сказки».

Задачи

пересказывать художественное произведение, передавая содержание сказки с помощью мнемотаблицы;

развивать художественно речевые и исполнительские умения;

Воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе.

Методы и приемы

 моделирование, мнемотехника, мнемотаблицы

Оборудование

шкатулка, слайды по сказкам, предметы из сказок, музыкальное сопровождение.

https://yandex.ru/video/preview/3176684838749911050;

https://rused.ru/irk-mdou97/wp-content/uploads/sites/115/2024/05/%D0%94%D0%B2%D0%B0-%D0%B6%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pptx

Предполагаемый результат

Дети могут использовать мнемотаблицу при рассказывании сказки

Блочная структура занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный этап

Приглашение к деятельности.

-У нас появился этот замечательный сундучок.

Это чудный сундучок,

А на нем висит замок.

Как же нам его открыть?

Как узнать, что там лежит?

Если в щелку заглянуть,

Посмотреть внимательно,

 То узнать об этом мы Сможем обязательно!

-Хотите узнать, что там? Как можно его открыть?

Обнаруживают шкатулку, внимательно слушают стишок, отвечают на вопросы.

Ориентировочный этап

 Предлагается отгадать загадку:

Плохой герой наденет маску,

Бывает разная развязка.

Даю последнюю подсказку,

Все дети на ночь любят ...

Сундучок отрывается. Обратить внимание детей, что находится в сундучке. Письмо с заданием.

Проявляют интерес с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента.

Основная часть

Исполнительский этап

Игровое упражнение «Вопрос - ответ».

Актуализация знаний с помощью вопросов.

  1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
  2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
  3. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)
  4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
  5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
  6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
  7. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
  8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
  9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
  10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
  11. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)
  12. Какая избушка была у лисы? (ледяная)

Что нашли два медвежонка в лесу? (головку сыра)

В сундучке также книга и мнемотаблица по венгерской народной сказке «Два жадных медвежонка»

С помощью вопросов выясняется у детей, что предстоит сделать.

Дети рассуждают, высказывают предположения.

Формулируют ответы, погружаются в проблемную ситуацию.

Практический этап

Игровое упражнение: «Угадай сказку».

Первое:

Задание: дети по одному выражению героев определяют и называют сказку.

«Паука-злодея зарубите!» («Муха-Цокотуха», К.Чуковский)

«Ваша мама пришла, молока принесла» (Волк и семеро козлят)

«Не ешь меня, я тебе песенку спою» (Колобок)

«Дёрне за веревочку, дверь и откроется» («Красная Шапочка», Шарль Перро)

«Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок» (Маша и Медведь) Второе:

Задание: дети по предмету (или герою) из сказки определяют и называют сказку.

Слайды:

  • золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»);
  • печка, яблоня, река («Гуси-лебеди»);
  • хрустальная туфелька (Ш.Перро, «Золушка»);
  • аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»);
  • шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»);
  • головка сыра («Два жадных медвежонка»)

Презентация венгерской сказки «Два жадных медвежонка».

Задание: внимательно слушать, запомнить, о чем говорится. Беседа по содержанию сказки.

Словесная игра: «Какие? Какая?»

Задание: назвать несколько слов – определений, описывающих медвежат и лису, начиная со слов: медвежата какие? лиса какая?

Словесная игра: «Что сделали?»

Задание: подобрать, назвать слова, отвечающие на вопрос: что делали?, что сделали?.

Физминутка.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так, вот так головой своей крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Вот так, вот так дружно дерево качали.

А потом они ходили и из речки воду пили. Вот так, вот так и из речки воду пили.

А потом они плясали, лапы выше поднимали. Вот так, вот так лапы выше поднимали.

Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

-Что обозначают изображения на данной таблице. Чем она может помочь?

Задание: пересказ сказки, используя данную таблицу.

Игровое упражнение «Придумай добрый конец сказки».

Задание: придумать новый конец для данной сказки.

- Сказка о медвежатах окончилась печально. Давайте придумаем счастливый финал к этой сказке.

Варианты концовки:

  1. Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр. И мама научила их делиться поровну.
  2. Медвежата сказали лисе вежливые, ласковые слова, и она не стала их обманывать.
  3. Братья позвали своих друзей и поделились с ними сыром.

- Молодцы, ребята! Теперь сказка получилась доброй. Вы помогли глупеньким медвежатам понять, что жадным быть нехорошо.

Называют сказку, определяют,

авторская или народная. Называют отличительные признаки

литературных произведений, делают выводы. Строят правильно

предложения, дают полные ответы на вопросы.

Уточняют имеющиеся знания о сказках.

Слушают, проявляют интерес.

Отвечают на вопросы по содержанию.

Подбирают слова – признаки к словам: лиса, медвежата,

согласовывая существительное и прилагательное в единственном и множественном числе.

Подбирают слова – действия к слову

медвежата.

Выполняют движения

соответственно текста, проговаривая слова.

Рассматривают таблицу, разбирают то, что изображенное на ней обозначает. Передают содержание сказки, используя схему мнемотаблицы.

Предлагают своё окончание сказки с хорошим концом, правильно строят предложения. Дополняют ответы

детей.

Заключительная часть

Рефлексивный этап

Что вы делали? Для чего вы это делали? Какое задание вам больше всего понравилось? Чему учит эта сказка?

Молодцы! Вы хорошо поработали и справились с заданием.

Вы рассказали сказку и поняли, что нельзя быть жадными, лучше быть дружными.

Предлагаю выбрать пословицу, которая подходит к этой сказке:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Не было бы зла, да жадность подвела.

Отвечают на вопросы, делают выводы. Рассуждают, объясняют свой ответ.

Перспективный этап

Предлагаю вам раскраски по сказкам, которые были сегодня у нас на занятии. Дома вы можете их раскрасить и рассказать родителям или своим сверстникам.

Получают задание на перспективу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАССКАЗЫВАНИЕ ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ « ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ: учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему; стимулировать к придумыванию новых деталей, эпизодов, фрагмен...

Тема: «Венгерская народная сказка Два жадных медвежонка»

Цель:  Познакомить детей с особенностями народной сказки о животных  с помощью простейшего анализа сказки.Задачи:Продолжать учить детей понимать содержание и идею сказки, передавать структур...

Тема: «Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка"

Цель:  Познакомить детей с особенностями народной сказки о животных  с помощью простейшего анализа сказки. Задачи: Продолжать учить детей понимать содержание и идею сказки, передавать ст...

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

Пересказ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» с использованием мнемотехники (мнемодорожка)

Данный материал можно использовать  при групповом, индивидуальном и  дистанционном обучении. Пересказ сказки при помощи мнемодорожки....

Технологическая карта занятия по развитию речи "В гостях у сказки "Жихарка"

Технологическая карта занятия по развитию речи "В гостях у сказки "Жихарка"...