Конспект ОД по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к школе группе «Приключение Капельки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие связной речи с через использование приема "синквейн"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.1.3.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Березка»
Конспект ОД по развитию речи с использованием дидактического «Синквейна» в подготовительной к школе группе
«Приключение Капельки»
Воспитатель: I квалификационной категории
Бадлуева Юлия Анатольевна
п. Усть-Ордынский, 2024
Тема: Приключение Капельки
Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы синквейна.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы синквейна
- систематизировать представления детей об агрегатных состояниях воды
- формировать умение детей при составлении рассказа указывать время событий и действий героя с использованием разных типов предложений (простых и сложных)
- систематизировать представления детей об агрегатных состояниях воды
- формировать умение строить сложноподчиненные предложения, используя слова "потому что", "если", "когда";
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, слуховое восприятие, развивать фантазию, творческое воображение детей.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру
- воспитывать интерес к восприятию художественных текстов
- воспитывать желание сопереживать и помогать сказочным героям.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением капельки в разных эмоциональных состояниях, схема синквейна, опорные картинки - иллюстрации к сказке "Приключения Капельки", схема "Круговорот воды в природе", книга «Приключение Капельки», презентация «Вода в природе».
Раздаточный материал:
Иллюстрации сказочных героев по теме занятия, схемы «синквейна»
Оборудование: демонстрационная доска, мультимедийное сопровождение (экран, проектор, ноутбук).
Ход занятия:
- Организационный компонент:
Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей около себя:
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила телеграмму от Незнайки. Он сообщает, что у него скоро День Рождения, и приглашает нас в себе. Вы хотите пойти? Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а с чем обычно ходят на День Рождения? Дети: С подарком.
Воспитатель: Ребята, давайте мы подарим Незнайке книгу, чтобы он больше узнал. Какие бывают литературные жанры?
Дети: Стихи, рассказы, сказки.
Воспитатель: Чем сказки отличаются от других литературных жанров?
Дети: В сказках есть чудеса, которые не происходят на самом деле.
Воспитатель: Ребята, наш Незнайка - необычный герой. Какую книгу мы ему подарим?
Дети: Книгу сказок.
Воспитатель: А какие вы знаете сказки?
Дети: Русские народные сказки.
Воспитатель: А какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: «Снегурочка», «Иван - Царевич и Серый Волк», «Царевна – Лягушка», «Белая Уточка», «Жихарка», «Волки Лиса» и другие.
Воспитатель: Ребята, Незнайка все эти сказки знает. Как нам быть? Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Ребята, а может, нам самим придумать сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте придумаем для Незнайки полезную сказку, чтобы он мог многому научиться. Как называются люди, которые сочиняют сказки?
Дети: Сказочники, писатели.
Воспитатель: А хотите побыть сказочниками?
Дети садятся за столы.
- Содержательный компонент.
Воспитатель: Ребята, в любой сказке есть главный герой. Кто это такой?
Дети: Тот, о ком больше всего говорится в сказке.
Воспитатель: В нашей сказке тоже будет главный герой. А узнать его нам поможет загадка.
Я и туча и туман. Я ручей и океан, Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. О ком эти слова?
Дети: О Капельке!
Воспитатель: Верно, молодцы! Давайте вспомним, какой путь она совершает.
Воспитатель выставляет на демонстрационной доске схему круговорота воды в природе.
Дети: Сначала Капелька находится в воде. Потом солнышко выходит, нагревает воду и превращает Капельку в пар. Происходит испарение. Капельки поднимаются вверх и образуют облако. В облаке они растут и увеличиваются, образуя тучи.
Воспитатель: Что такое тучи?
Дети: Тучи - это дождевые облака. В тучке капелькам становится тесно, и они выходят наружу в виде дождя или снега.
Дидактическая игра «Угадай настроение»
Воспитатель по очереди выставляет на демонстрационной доске картинки, отражающие эмоциональное состояние сказочного героя.
Воспитатель: Наша Капелька необычная, сказочная. У нее бывает разное настроение. Какое сейчас настроение у Капельки?
Дети: Грустное.
Воспитатель: Как вы узнали? Дети: Уголки губ опущены вниз.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сделаем грустные лица. Дети показывают мимикой грустное выражение лица.
Дети показывают мимикой удивленное выражение лица.
Воспитатель: А какое теперь настроение у Капельки?
Дети: Радостное!
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Она улыбается!
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о Капельке. Какая она?
Дети: Веселая, непоседливая, озорная, добрая, легкая, воздушная, грустная, удивленная, блестящая, прозрачная, улыбающаяся, невидимая, любознательная.
Воспитатель: Ребята, а что Капелька делает?
Дети: Летает, испаряется, превращается, охлаждается, капает, опускается на Землю, утоляет жажду, путешествует, улыбается, удивляется, огорчается, радуется, дружит.
Воспитатель: Как вы думаете, Капелька приносит пользу, когда опускается на Землю?
Дети: Да.
Воспитатель: Какую пользу?
Дети: Она приносит дождь.
Воспитатель: А чем полезен дождь?
Дети: Дождь пополняет запасы воды на Земле, дает влагу растениям, необходимую для жизни, моет жилье зверей и птиц.
Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать о Капельке, если она приносит дождь? Какой мы с вами можем сделать вывод? Что такое Капелька? Назовите слово - предмет.
Дети: Вода, жизнь, источник.
Воспитатель: правильно, ребята, посмотрите на экран, сейчас мы с вами познакомимся с разными состояниями воды в природе. (Просмотр презентации)
Воспитатель: Ребята, писатели сочиняли свои сказки долго, а мы сделаем это быстро при помощи схем. Посмотрите на доску. Как называется эта схема?
Дети: синквейн.
Воспитатель: молодцы! Какие слова мы обозначаем полоской с одной чер той?
Дети: Слова - предметы.
Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (кто? или что?)
Воспитатель: Сколько слов - предметов будет в первом ряду?
Дети: Одно.
Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с волнистой линией?
Дети: Слова - признаки.
Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (какой? или какая?)
Воспитатель: Сколько слов - признаков будет во втором ряду?
Дети: Два.
Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с двумя чертами?
Дети: Слова - действия.
Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (что делает?)
Воспитатель: Сколько слов - действий будет в третьем ряду?
Дети: Три.
Воспитатель: А если слова подружатся и встанут рядом, то, что получится?
Дети: Предложение.
Воспитатель: С какой буквы начинается предложение?
Дети: С заглавной.
Воспитатель: Сколько слов будет в предложении?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения?
Дети: Точка.
Воспитатель: Какие слова мы используем, когда обобщаем, делаем вывод в конце рассказа?
Дети: Слова - предметы.
Воспитатель: Сколько слов — предметов будет в пятом ряду?
Дети: Одно, (два).
Воспитатель: А теперь давайте составим сказку про Капельку при помощи схемы. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Перед тем как ответить, посмотрите на схему.
Воспитатель - дети:
Кто? Капелька.
Какая? Веселая, любознательная.
Что делает? Летает, превращается, путешествует. Чем полезна? Капелька приносит дождь.
Кто? Источник жизни.
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши) Вот и кончилась игра
Воспитатель: Молодцы! Путешествуя, Капелька встретила другого героя. Я опишу его, а вы отгадайте.
….
Смелый, ловкий, Бегает, прыгает, рычит, Сын Короля зверей. Хищник.
Дети: Львенок!
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего сказочного львенка. Что львенок делает?
Дети: Лежит, загорает, отдыхает, греется, улыбается, радуется.
Воспитатель: Как вы думаете, все ли правильно львенок здесь делает?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что львенок делает неправильно?
Дети: Он загорает без головного убора.
Воспитатель: А почему это неправильно?
Дети: Потому что можно получить солнечный удар.
Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку львенка, используя слово "потому что". Я начну предложение, а вы закончите его. "Львенок поступает неправильно, потому что загорать без головного убора нельзя". А почему нельзя загорать без головного убора?
Дети: Загорать без головного убора нельзя, потому что можно получить солнечный удар.
Воспитатель: Давайте составим сказку про львенка. Работа за столами.
Дети:
Львенок
Веселый, озорной
Лежит, отдыхает, загорает.
Львенок загорает без головного убора. Несмышленый детеныш.
Воспитатель: Молодцы! А вот еще один герой . Кто это?
Дети: Слон!
Воспитатель: Это большое животное, взрослое. А как назвать детеныша слона?
Дети: Слоненок!
Воспитатель: Давайте поговорим о нашем слоненке. Подберем к нему слова — признаки. Какой он?
Дети: Большой, серый, веселый, озорной, радостный.
Воспитатель: А теперь мы подберем слова — действия. Что он делает?
Дети: Улыбается, веселится, бегает, радуется.
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего Слоненка. Как вы думаете, все ли правильно слоненок здесь делает?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что слоненок делает неправильно?
Дети: Слоненок ловит бабочку.
Воспитатель: А почему это неправильно?
Дети: Бабочек нельзя ловить.
Воспитатель: А почему нельзя ловить бабочек?
Дети: Бабочки приносят пользу природе
Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку слоненка, используя слова «потому что». Я начну предложение, а вы закончите его. «Слоненок поступает неправильно, потому что»
Дети: Слоненок поступает неправильно, потому что бабочек ловить нельзя.
Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о слоненке, если он ловит бабочек? Какой мы с вами можем сделать вывод? Кто он?
Дети: Вредитель.
Воспитатель: А теперь составьте сказку про слоненка при помощи схемы. Дети:
Слоненок
Веселый, серый
Бегает, радуется, ловит (бабочек) Наносит вред природе.
Маленький вредитель.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте составим одну большую сказку с использованием всех героев и рассказов о них. Из каких частей состоит сказка?
Дети: Из начала, середины и конца.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Дети: Лето!
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Светит яркое солнце, герои загорают, играют, бабочка садится на яр- кие цветы.
Воспитатель: А в какое время суток повстречались наши герои?
Дети: Днем!
Воспитатель: Почему вы так думаете? Дети: Солнце стоит высоко!
Воспитатель: Давайте придумаем название сказки. Кто у нас главный герой? Дети: Капелька!
Воспитатель: Что она делала?
Дети: Летала, превращалась, путешествовала.
Воспитатель: Как мы назовем нашу сказку?
Дети: Путешествие Капельки.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось! Кто хочет начать сказку?
Воспитатель открывает книжку с иллюстрациями, а дети составляют сказку
- Заключительный компонент. Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали! Ну что, ребята, понравилось вам быть сказочниками? Что показалось интересным?
Что особенно запомнилось? Что нового удалось узнать? Как вы думаете, об- радуется Незнайка подарку? Я думаю, он будет очень рад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»
Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует аналитическое мышление, ....
НОД по развитию речи с использованием технологии «Синквейн» в подготовительной группе «Любимый город Тюмень» Автор: Третьякова НВ
Конспект по развитию речи с использованием технологии "Синквейн"....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе
Составление "синквейна"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР.
Тема: «Дикие животные весной».Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные весной».Коррекцио...
Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе. Тема: "Приключение Капельки"
Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:-образовательные: -продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы ...