НОД по развитию речи с использованием технологии «Синквейн» в подготовительной группе «Любимый город Тюмень» Автор: Третьякова НВ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Третьякова Наталья Владимировна

Конспект по развитию речи с использованием технологии "Синквейн".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_tyumeni.docx948.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД  по патриотическому воспитанию детей

с использованием технологии «Синквейн»

в подготовительной группе

Тема: «Любимый город Тюмень»

Интеграция областей: речевое развитие, познание, чтение художественной литературы, физическое развитие.

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна.

Задачи:  

- Продолжать учить детей отвечать полным ответом на вопросы, поддерживать беседу.

- Расширять словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами.

- Формировать  знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.

- Совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе.

- Обучать детей самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Развивать познавательный интерес и любовь к родному городу.

Оборудование и материалы: презентация, музыка; книга «Сборник стихов о Тюмеи»; карточки – символы синквейна; пазл «Кукольный театр»; карточки с цирковыми профессиями; маленькие фонарики-кнопки, выложенные ввиде синквейна.

Предварительная подготовка: беседы о родном городе, о его достопримечательностях, о его улицах, рассматривание  альбомов с видами города, фотографий, рисование на тему «Мой любимый город»,  работа над понятиями «Родина», «малая родина», словесные и сюжетно – ролевые  игры, работа с родителями (подборка фотографий, создание альбома любимых мест).

Ход занятия:      

Воспитатель:  

- Ребята, вы такие дружные, возьмёте меня тоже в свою команду? Давайте возьмёмся за руки:

«Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы сейчас подружим

Наши пальчики!» 

Пальчиковая гимнастика:

Мальчик-пальчик, где ты был? Где ты с братцами ходил?

С этим братцем в цирке был (хлопает большим и указательным)

На цветной бульвар ходил (ударяет большой о средний)

По реке Туре катался (скользит о безымянный)

В Лето-лето я купался (щелчок о мизинец)

Воспитатель:

-Ребята, в каком городе гулял мальчик-пальчик?

Дети:

- Тюмень.

В: А, вы знаете, откуда произошло название нашего города?

Достоверных сведений о названии города нет. Татарские легенды связывают его со словом «тумен», что значит «десять тысяч», «десятитысячное войско». Башкирское предание гласит о «тумэндэ», что значит внизу, а Югра от башкирского «югора», что значит наверху. Есть мнение, что русский город взял название старой Чинги-Туры, которое пошло от угорского «чемген» и означало «город на пути». В прошлом считали также, что название города состоит из двух тюркских слов «тю» (принадлежность) и «мяна» (достояние) — моё достояние.

Воспитатель:

- Вы уже многому научились в детском саду, расскажите, что вы умеете делать?

Игра «Чему я научился в детском саду?»

Дети :

- Я научился в детском саду рисовать, читать, дружить …

В.: А я вам предлагаю научиться сочинять стихи. Давайте напишем сборник стихов о Тюмени. Но этобудут не обычные стихи, это стихи без рифмы, называются такие стихи СИНКВЕЙН.

Воспитатель рассказывает правила написания синквейна и показывает схему.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему городу и по ходу путешествия написать наш сборник стихов? На чем можно отправиться в путешествие по нашему городу?   

Дети: На автобусе, машине, теплоходе

Дети выбирают, на чем отправятся в путешествие и самостоятельно строят тот или иной транспорт из стульчиков.

Воспитатель: Чтобы сесть в автобус (такси, теплоход) нужно предоставить билет:сказать, за что вы любите свой город.

Дети говорят, за что они любят свой город и получают билет – пазл.

1й ребенок. Я люблю свой город, потому что он уютный.

2й ребенок. Я люблю свой город, потому что он  красивый

3й ребенок. Я люблю свой город, потому что он  любимый.

4й ребенок. Я люблю свой город, потому что он родной

      5й  ребенок. Я люблю свой город, потому что он  прекрасный и т.д.

 

Дети усаживаются на свои места лицом к экрану и смотрят презентацию про город Тюмень под музыку «А по берегам Туры» (Музыка и слова: С. Дьяконов-Дьяченков)

 

Воспитатель:

- Друзья, мы приехали. Сложите ваши билеты и вы узнаете первый пунк назначения. О чем мы будем составлять синквейн.

Дети собирают пазл «Кукольный театр» и составляют устно синквейн.

Театр 

Кукольный, красивый

Веселит, радует, развлекает

Я люблю посещать театр.

Радость

-Куда мы отправимся дальше? Чтобы ответить на этот вопрос,  вам нужно отгадать  загадку:

 Все глядят на середину

 В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали…

Вы, конечно, там бывали. (Цирк)

Воспитатель:

- Ребята, вы все бывали в цирке. Я предлагаю вам попробовать самим составить синквейн о цирковом артисте. А о ком именно, нам поможет узнать «волшебный мешочек».

Дети вытягивают одну из карточек (клоун, жонглёр, акробат и др.) и составляют синквейн по схеме. Воспитатель записывает готовые стихи в сборник.


Воспитатель:  Занимаем все места, в детский сад  уже пора.

Дети садятся в транспорт. Звучит гимн Тюмени.

Воспитатель:  Вот мы и вернулись в детский сад. Долго мы путешествовали с вами, пора зажигать фонари. Давайте подведём итог нашего путешествия при помощи синквейна и зажжем огоньки (Подводят итог и зажигают фонарики)

-Как называлось наше занятие: Путешествие по Тюмени

-Какое оно было: Увлекательное, познавательное

-Что мы делали: Составляли синквейн, отгадывали загадки, получали знания

-Предложение: Мне понравилось это путешествие.

-Слово-синоним: занятие.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

        «Кукольный театр»

http://nacha-tumen.ru/upload/iblock/20c/20cff2a2f201a400b54a47a7c0123675.jpg

https://i.pinimg.com/736x/5b/6b/9b/5b6b9ba6e135767ad04b44b1f05c0994--circus-illustration-circus-art.jpg

«Светящийся синквейн» для подведения итогов занятия.

https://sun9-31.userapi.com/impf/prHBKY8l51ZKVM0O7ysvj7kKVv2uFRhn8NYKEA/l7lIpbhSMv0.jpg?size=1600x1600&quality=96&proxy=1&sign=b8eb8dcde5ee4ee9433c669abe73b9e1&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»

Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе

Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группеЗадачи:Обучающие:Активировать словарный запас прилагательных;Развивать зву...

Игра-викторина «Умники и умницы» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе

Сценарий игры- викторины предназначен   для дошкольников подготовительных групп для активации словарного запаса прилагательных, развития  фантазии, обогащения словаря существительных, р...

Конспект открытого занятия в старшей группе № 8 по развитию речи с использованием технологии Синквейн.

Цель: Развитие связной речи детей.Задачи:Образовательные:  -Уточнять, закреплять и расширять словарь по теме «Весна»;-Закреплять знания признаков весны;-Обогащать словарь существитель...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии «синквейн» в старшей группе на тему «Весна»

Цель: использование технологии «синквейн» в развитии связной речи.  Задачи: Образовательные:- закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать пр...