Открытое занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию речи в средней группе
на тему:
«Путешествие по сказкам»
Дата проведения: 26.04.23
Форма организации: групповая
Возрастная группа: средняя разновозрастная «Светлячок»
Оборудование для детей: картинки с иллюстрациями сказок, волшебный мешочек, игрушка зайчик, медведь, лиса.
Для воспитателя: коробка, письмо от бабы Яги, мнемотаблица, мольберт, магниты, стол, музыкальное сопровождение.
Приоритетная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: коммуникативная, двигательная, игровая; любознательность, активность.
Цель:
-учить узнавать знакомые русские народные сказки с помощью различных заданий;
-закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- формировать у детей умение составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблиц;
-развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать устную речь, прививать интерес и любовь к устному народному творчеству.
-учить творчески мыслить.
Задачи:
Образовательные:
- Учить узнавать русские народные сказки;
- Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, логику.
- Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение.
- Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм, развивать интерес к художественному слову, детской картинке.
Воспитательные:
- Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности.
- Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, бережное отношение к животным, любовь к близким и природе.
- Воспитывать усидчивость.
- Умение слушать других сверстников и анализировать их ответы.
Словарь: дремучем лесу, охладили.
Планируемые результаты:
- повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных русских народных сказок,
- развивать актерские способности,
- умение внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них.
- закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- учить узнавать знакомые русские народные сказки с помощью различных заданий.
Технология: личностно ориентирована на детей
Методы и приёмы:
Практические: дидактическая игра «Угадай картинку»; «Волшебный мешочек»; «Угадай сказку по картинкам»
Наглядные: картинки, мнемотаблица
Словесные(вопросы, загадки, беседа)
Содержание занятия:
I Организационный этап.
Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках.
Также у нас здесь есть и другие сказки, таких авторов как Шарль Пьерро и другие( расставить на столе книжки по разным сторонам русские народные сказки и другие)
1) Мотивация. Введение в ситуацию.
В: Посмотрите ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются с гостями).
Сегодня нас с вами ждёт увлекательное занятие. Но прежде давайте «согреем» друг друга теплотой своих добрых улыбок(дети встают в круг, берутся за руки)
В: Ну-ка в круг все становитесь
Дружно за руки возьмитесь
И друзьям вы улыбнитесь!
В.: молодцы! (Садимся на стульчики).
2) Проблемная ситуация
В.: -Ребята, вы любите сказки?
-Какие вы знаете сказки? Назовите.
- А какие бывают сказки? (народные, авторские)
-Ребята, почему сказки называют народными?(потому что их сочинил народ)
-почему сказки называют авторскими? (потому что их написал один человек, автор)
II Основной этап
Актуализация знаний:
В: - Ребята, а скажите мне пожалуйста, что такое сказка?
Д: Это чудеса, волшебство.
В: -А как сказки заканчиваются?
Д: Добро побеждает зло.
В: Дети, а вы любите сказки?
Д: Да.
В: А какие сказки вы знаете? Авторы? (ответы детей).
В: Ребята, а давайте возьмем с вами сейчас книгу со сказками и почитаем ее? (ответы детей).
Игровой приём:
В: - Ой, ребята, обратите внимание, а где же наши книги?
Куда они пропали? (воспитатель смотрит на полку с книгами, но их там нет) Так, так, так, здесь лежит какая-то коробка, давайте откроем ее и посмотрим, что в ней? (открываем коробку и смотрим что в ней). Письмо? От кого оно может быть? Давайте прочтем его? (ответы детей).
Письмо:
«Скучно мне стало в дремучем лесу: книжек нет, телевизора тоже, вчера, когда вы ушли все по домам, я прилетела к вам в группу и собрала все ваши сказки к себе в дремучий лес. Чтобы их вернуть выполните мои три задания. Если сделаете все верно- сказки к вам вернутся, но если хоть раз ошибетесь, не видать вам ваших сказок никогда!» Баба Яга.
В: Ну что, ребята, надо возвращать наши сказки обратно! Вы согласны со мной? (ответы детей).
В: Вот первое задание от Бабы Яги.
1 задание: Дидактическая игра «Угадай картинку»
Кто в лесу проживает,
Кто рыжая и пушистая,
Очень хитрый нрав имеет,
Может курицу украсть?
Волку серому сестричка
Знают все, что это — (лисичка).
Длинные уши, куцый хвост,
Небольшой сам на рост,
На огороде побывал,
Там капусты пожевал. (заяц)
Ходит хмуро меж дубами,
Хищно щелкает зубами,
Глаза у него так и сверкают.
Вот, за кустом примолк.
Грозный зверь этот, конечно, … (волк)
Летом медом лакомился,
Вволю малины поел.
А как упал глубокий снег,
До весны он спать лег.
Видел или не видел сны,
А проспал до весны. (медведь)
На сметане замесили,
На окне охладили,
Круглый бок, скок-скок
Покатился… (Колобок)
Воспитатель: – Быстро и правильно мы справились с этим заданием.
2 задание: Игра «Волшебный мешочек»
В.: А теперь, ребята, следующее задание, присаживайтесь на свои
стульчики и слушайте внимательно. Баба Яга спрятала в волшебный мешочек каких-то сказочных персонажей? Нам нужно угадать каких!
(Воспитатель подходит к детям с мешочком, дети по очереди ощупывают кто лежит внутри).
В.: ну что, ребята, кто догадался, кого Баба Яга спрятала в мешочек? (один ребенок поднимает руку и говорит: -это зайчик).
Воспитатель достает из мешочка персонажа и говорит: «Да, это действительно зайчик!» (Воспитатель хвалит ребенка).
В.: а теперь скажите мне пожалуйста зайчик он хитрый или наоборот очень добрый? (один ребенок отвечает: добрый, воспитатель хвалит ребенка).
В: Героем каких сказок является заяц?
В: (Воспитатель подходит к детям с мешочком, дети по очереди ощупывают кто лежит внутри).
В.: ну что, ребята, кто догадался, кого Баба Яга спрятала в мешочек? (один ребенок поднимает руку и говорит: -это мишка).
Воспитатель достает из мешочка персонажа и говорит: «Да, это действительно мишка!» (Воспитатель хвалит ребенка).
В: Героем каких сказок является мишка?
В: (Воспитатель подходит к детям с мешочком, дети по очереди ощупывают кто лежит внутри).
В.: ну что, ребята, кто догадался, кого Баба Яга спрятала в мешочек? (один ребенок поднимает руку и говорит: -это лисичка).
Воспитатель достает из мешочка персонажа и говорит: «Да, это действительно лисичка!» (Воспитатель хвалит ребенка).
В: Героем каких сказок является лисичка?
В.: Ребята, Баба Яга ещё хочет узнать узнать про зайчика.( Работа с мнемотаблицей)
(На доске прикрепляет мнемотаблица про зайчика и дети работают по ней).
В.: какие вы молодцы, ребята, а теперь немножко с вами разомнемся.
Встаем все на ковер и повторяем за мной.
Физкультминутка.
Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (руки подняли вверх)
К солнышку, к тучке
Вдоль дорожки теремок
Он не низок, не высок (присели)
В нём живёт лягушка Ква (прыжки)
Быстро прячемся
Вот так! (закрываем глаза руками).
В.: молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием, а теперь приступаем к последнему заданию.
Музыкальная пауза (выход Бабы Яги)
3 задание: «Узнай сказку по картинкам».
Появляется Баба Яга с последним заданием
( Б.Я. приносит картинки со сказками дети должны их отгадать).
Б.Я: Здравствуйте, ребята!
В: Баба яга, а что ты нам принесла?
Б.Я.: Я смотрю, вы быстро справляетесь с моими заданиями, а вот напоследок я вам оставила самое трудное задание
Б.Я: Посмотрим как вы с ним справитесь и если не отгадаете мои загадки, то не видать вам ваших сказок
Б.Я: Сейчас я буду вам показывать картинки, а вы мне будете говорить название сказки. Но еще я приготовила к этим картинкам вопросы, на которые вы тоже должны ответить. Вы готовы? (ответы детей).
1.«Теремок» (кто сломал зверям теремок?)
2. «Курочка Ряба» (кто разбил золотое яичко?)
3. «Три медведя»(как звали самого маленького медвежонка?)
4. « Волк и семеро козлят»( что пела коза своим козлятам?)
5. «Колобок» (кто съел Колобка?)
6. «Репка» (назовите всех героев сказки?)
7. « Маша и медведь»( что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?)
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Б.Я. Молодцы ребята, вы хорошо знаете сказки, так и быть верну вам ваши сказки обратно. (Хвалит детей и возвращает книгу со сказками)
В: А вот и наши сказки, молодцы ребята!
Рефлексия:
В: ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? (ответы детей).
В: какие сказки мы сегодня с вами угадывали? (ответы детей).
В: а кто у нас украл сказки? (ответы детей)
В: а Баба Яга понравилась вам? (ответы детей).
В.: ребята, давайте, попрощаемся с нашими гостями, скажем им:
- «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа
Дети входят в группу обращают внимание на паравозик. Дети рассматривают паравозик, воспитатель читает стихотворение про паравозик. Воспитатель предлагает поехать в...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»
Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...